Необходимое предупреждение: данная статья преимущественно рассчитана на тех, кто прочитал все 50 выпусков РСР, и, как и предполагают слова «сюжетный анализ», почти целиком состоит из спойлеров. В тексте, в картинках, в заголовках – они повсюду. Если вы еще не ознакомились с серией и не имеете против нее каких-либо религиозных предубеждений, то начните с http://www.swcomics.ru/index.php/comics/comru/ore/941.html. Они того стоят.Вступление, или зачем это нужно
Слово «комбинатор», на самом деле, нигде не фигурирует в оригинале напрямую; оно возникло спонтанно, когда во время коллективного перевода 2 выпуска кто-то предложил перевести «mastermind» как «великий комбинатор», и при других обстоятельствах вполне могло бы уступить место более прямому переводу. Но именно оно как нельзя лучше характеризует и большинство героев серии, и самого ее автора. Для Джона Джексона Миллера сюжет похож на большой паззл; он любовно высыпает мозаику на стол, кусочек за кусочком, а когда на столе начинается форменный хаос, вдруг складывает красивую картинку из деталей, о которых вы и думать забыли.
И Миллер – явно не любитель двусмысленностей и недосказанностей; напротив, его картина вышла удивительно четкой и завершенной. Тем не менее, собрать ее не так-то просто. РСР поощряет внимательное и неоднократное прочтение: ни один диалог не написан просто так, а кульминационные арки доверху набиты отсылками к предыдущим выпускам. Команда локализаторов гарантирует: когда читаешь тобой же переведенный выпуск по пятому разу и все равно не находишь ни единой лишней или ненужной фразы, это работа настоящего комбинатора.
И ведь мы любим комбинаторов, правда? От Остапа Бендера до Гранд Адмирала Трауна, мы любим тех, кто упивается красотой игры и ценит изящность методов не меньше, чем практичность результата. Вы еще не оценили красоту игры, в которую неожиданно для многих вылился комикс-придаток «по мотивам»? Данная статья постарается в этом помочь.
Справедливая вселенная
За что любить КОТОР? Что за вопрос! За лихо закрученный, но предельно логичный сюжет, за остроумные диалоги, за очаровательных героев и изощренных злодеев, за Марна Хейрогрифа персонально, наконец. Но для читавших комикс это не новость. Куда менее заметны, но не менее интересны общие черты и правила мира, который всем этим образован. Джон Джексон Миллер редко говорит об этом в выпусках напрямую, но судьбы персонажей и развязки раз за разом подтверждают: герои «Рыцарей» живут в удивительно честной, справедливой и приятной вселенной.
Возможно, причина здесь в том, что Миллер – фанат Звездных Войн в самом хорошем смысле этого слова. Фанат не трех фильмов, о которых уже многое сказано и перерассказано, но той простой, доброй и красивой космической сказки, в которую они, оказавшись в правильном месте и в правильное время, превратились для миллионов людей по всему миру. РСР – не место для оттенков серого и безжалостных моральных аналогий, где у каждого героя найдется шкаф (а лучше – доверху забитый погреб) со скелетами. Напротив, его герои предельно светлы, а само понятие «добра» абсолютно настолько, насколько это вообще возможно в нашем относительном мире.
А возможно, Миллер, как и все мы, просто любит справедливость. Идеи баланса и честной игры открыто озвучиваются только в предпоследнем выпуске, но проходят тонкой нитью через всю серию. Герои несутся по навороченному сюжету словно по идеальной синусоиде: поразительно удачное стечение обстоятельств сменяется столь же неудачным, затем наоборот, затем снова, пока фраза «все приходит в равновесие» не подтверждается самым прямым образом и история не приходит к заслуженному хэппи-энду.
Жизнь Зейна Керрика как она есть. А может, и ваша. А может, любая Утопично и неправдоподобно? Только не с таким главным героем. Только не с этим ярким, бесконечно позитивным и смело отметающим все негативные мысли добряком по имени Зейн Керрик.
Зейн Керрик
«Парень спасает людей… даже если их не знает. Даже если они не заслуживают. Даже если не просят… даже если не платят», – Марн Хейрогриф
На характере и особенностях Зейна, безусловно, держится добрая половина здешней справедливости. Зейн добр – причем добр настолько, что поначалу мир вокруг него этому совершенно не соответствует, а затем начинает меняться, словно не в силах противостоять его светлой натуре. И Зейн необычен – его взаимоотношения с Силой становятся джокером в рукаве, который служит адекватным оружием в борьбе с двумя опаснейшими злодеями.
Ну правда, каким бы было ваше моральное состояние, окажись вы в шкуре Зейна к началу событий РСР? Как вы бы ощущали себя в школе, где все учителя считают вас худшим в классе и полным неудачником? А ведь тренировки падаванов – не просто средняя школа; здесь готовятся к жизни без привязанностей, к пути, где многие будничные прелести остаются позади. Джедаи должны жить своей работой, а не скучать на ней в томительном ожидании долгожданного вечера.
А впрочем, до статуса полноценного джедая Зейну далеко, да и максимальная отдача делу – скорее теоретический идеал, чем обязательное требование; в конце концов, природную потребность живых существ в общении и дружбе никто не отменял. С одноклассниками (
а также с сестрами оных) Зейну повезло настолько, что он находит в них отдушину: за каждой
некомпетентной выходкой Люсьена следует
добрый жест со стороны Шада и остальных. Мерзкие учителя, но хорошие и понимающие друзья – что ж, человек не может быть на 100% окружен позитивными знакомствами.
Но чтобы первые взяли и убили вторых? Миллер не сильно углубляется в душевные терзания героя (хотя и проводит аналогию с http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81,_%D0%AD%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%82:
отрицание,
гнев,
торги,
депрессия,
принятие, по штуке на выпуск), но нетрудно догадаться, что внутри у парня бушевал настоящий ураган. Отрицательная сторона жизни растоптала положительную, а затем обставила все так, что последний друг, Шел, возненавидела его сильнее всех в галактике. Превратиться из неудачника во врага народа №1, которому приходится убегать от всей Республики? Нет уж, верните лучше неудачника!
А впрочем, Зейн не остался один. «Враг моего врага – мой друг», и когда бывшие союзники становятся злодеями, бывшие злодеи могут стать союзниками. Учителя превратились во врагов, но враг стал учителем. Поневоле ввязанный в игры пророков, Марн Хейрогриф применил против них весь свой недюжинный талант, а заодно привлек к процессу парочку
таких же гиков. Даже при возвращении в башню – единственный момент в серии, когда Зейн действительно отчаялся и был
на волосок от смерти – эти знакомства спасли его. Сражаться со всем миром в одиночку невозможно, но почему бы не объединиться с другими «безнадежными случаями» и не действовать вместе? Общая цель поможет найти общий язык, а общий язык со временем перерастет в новую дружбу.
К тому же, с момента убийства друзей ситуация стала для Зейна более чем экстремальной – а все мы знаем, что в экстремальных ситуациях люди способны на удивительные вещи.
«Это безумие… но для него пришло время!» – говорит Керрик
в конце «Посвящения», и эта фраза знаменует конец душевных терзаний и начало борьбы. Чем заняться после пятой стадии умирания? Что делать, если тебя вытащили с того света? Можно сражаться. Сменить опущенные руки хищной улыбкой и идти вперед. Давайте сюда ваши проблемы, по очереди или все сразу. Ни одна не пройдет.
Именно в умении Зейна цепляться за подобные «а впрочем» и заключается его сила. Даже в кромешной тьме можно найти завалящую лампочку, ухватиться за нее и освещать путь, пока те, кто встретил тебя на пути, не вдохновятся примером и не разожгут настоящий костер. Постепенно мы видим, как это приносит свои плоды.
Освобождение заключенных на «Точке»
дает Зейну
поддержку Алека, помощь сопротивлению Тариса
восстанавливает столь важные отношения с Шел, а
забота о стеребах
окупается на 200% дружбой с Картом Онаси. Разношерстная команда имени Зейна Керрика помогает ему справиться с обвинениями в убийстве и Заветом, а затем продолжает свое существование в виде «Кергриф Кэпитал». Другие проблемы, тот же формат, много веселья – и не меньше причиненного окружающим добра.
Кергриф Кэпитал: четыре года на рынке хитроумных комбинаций Ну и, конечно, нельзя не упомянуть финальный элемент эволюции характера героя: проект «Блуждающую луну». Миллер открыл его лишь в «Демоне», но Зейн приступил к реализации сразу после событий «Оправдания» во время отпуска (
того самого, о котором
неоднократно упоминал). Своеобразное сообщество филантропов, которые
помогают не деньгами, но делами, «Блуждающая луна» состоит из родственников тех самых падаванов и отсылает нас к ним же. Зейн словно приводит в равновесие последнюю часть истории, строя на основе самого темного события (убийство четырех детей) самую светлую организацию (команду, которая постарается, чтобы с другими не произошло того же). Хитроумные комбинации на службе беззаветных добряков – формула, как нельзя лучше характеризующая предпочтения главного героя серии.
Вместе с самим Зейном раскрывается и его «пониженная обучаемость», постепенно превращаясь из клейма «ты неудачник» в главный балансирующий фактор мира. В своих заметках к 49 выпуску Миллер говорит: раз Сила – естественный феномен мира Звездных Войн, то и у нее должны быть свои законы и ограничения. Как дети осваивают окружающий мир и со временем понимают, что гравитацию не обмануть (а у Миллера-папы была возможность понаблюдать за этим на личном примере), так и новички-джедаи должны быть аккуратны, иначе летящая по воздуху лампа упадет так же, как будто ты выронил ее из рук.
Аналогии с известной нам математикой и физикой помогут понять «физику» местную. Любую ситуацию можно описать системой, а систему можно либо оставить в точке равновесия, либо нежным движением сдвинуть в положительную или отрицательную сторону и придержать, либо размашистым ударом отправить в непредсказуемые колебания. Адепты Силы традиционно учатся второму варианту, но Зейну не хватает точности и аккуратности, и воздействия слишком сильны. Для него обращение к Силе похоже не на перемещение коробки, а на запуск мятника: ситуация пролетает желанную точку и начинает качаться из края в край, пока Сила пытается восстановить нарушенное равновесие. И каждое такое колебание аукается внезапным и несказанно удачным (одно крайнее положение маятника) или неудачным (другое крайнее положение маятника) событием.
Чередования можно найти по всей серии, как в ключевых, так и в слабозаметных сюжетных поворотах; только в диалоге на борту «Доказательства»
Гриф и
Зейн упоминают шесть из них.
Полет с лестницы неопытного (и едва ли умевшего правильно смягчать падение Силой) падавана в РСР 1 был
опасным для жизни событием – Зейну повезло приземлиться невредимым и
не повезло оказаться у ног учителей. Сила понадобилась, чтобы выиграть время для Ксамара и попасть в поместье Дреев – где Зейну не повезло сразиться один на один с Люсьеном, но повезло обнаружить для обороны
накрытый стол. Полет в финале схватки «Оправдания» был
еще более масштабным – Зейн пережил и его, но приземлился прямо
в чан с отходами. Даже дикая невезуха, ставшая завязкой серии (ну почему из всех учителей Ордена ему попались те, что режут падаванов?), компенсировалась долгожданной поимкой Грифа. Не встреть он его прямо перед церемонией, Зейн мог бы приехать к учителям вовремя, а если бы и опоздал, то не заполучил бы себе бесценного напарника, который впоследствии не раз спас ему жизнь.
Подобные колебания не смогут предсказать и проконтролировать даже опытные джедаи – а возможно,
особенно опытные джедаи, которые называют это «пониженной обучаемостью» и воспринимают как нечто безнадежно хаотическое. В таких условиях особенность Зейна становится своеобразным нейтрализатором стандартных регулировок. Просто представьте, как мало будет значить аккуратный сдвиг системы со стороны обычного джедая, если «слабо обучаемый» джедай в это время запустит ту же самую систему в поездку по американским горкам. Читерите и юзаете Силу, чтобы повлиять на исход, господа джедаи? Без проблем: Зейн устроит вам такие круги на воде, что вы не сумеете просчитать и половины, «ослепнете» и будете вынуждены полагаться на обычные чувства. Игра должна быть честной.
Более того, внося шум и хаос в расчеты соперников, Керрик остается в плюсе (ведь он в курсе, что скоро маятник долетит до крайней точки). Знать ее природу и подробности,
как метко отмечает Гриф, совсем необязательно; осведомленность о самом наличии «скачка» – уже преимущество. При этом для Зейна расклад остается справедливым, ведь на каждое обращение к Силе следует естественное противодействие, а система в итоге не остается сдвинутой, а возвращается в точку равновесия, где ей и положено быть. Нельзя изменить правила мира, но можно познать их и научиться использовать себе во благо. Как говорит сам Миллер:
«У всех бывает предчувствие, что после череды плохих раскладов к нам наконец-то придут козыри. Зейн может на это рассчитывать!»А еще через историю Зейна сквозной нитью проходит действительно важная и мудрая мысль – мысль о неудачниках и отношении общества к ним. Вероятно, эта аналогия следует из самой формулы «неудачливый герой + счастливый конец», но контраст между Зейном из «Посвящения» и Зейном из «Демона» ее многократно усиливает. Вчерашние аутсайдеры могут добиться удивительных результатов, стоит лишь дать им шанс. Зейн попал в ураганные приключения и раскрылся вопреки мнению окружающих, но сколько бы еще потенциальных «Зейнов Керриков» увидел свет, если бы их подтолкнули в верном направлении или хотя бы не топили, слепо руководствуясь стандартами?
Стандарты нужны миру; они помогают внести ясность и не сойти с ума в хаосе оттенков серого. Но стандарты не должны переходить в стереотипы и приписывать к любым отклонениям от них знак «минус». Мастер Вандар был
куда более мудрого мнения и о способностях Зейна, и о нем самом – но мастер Вандар остался далеко, а повседневным наставником стал Люсьен, который не имел ни желания, ни умения быть настоящим учителем. Едва ли Миллер планировал критиковать земную систему образования, но КОТОР – хороший пример того, как стандартизированное обучение НЕ помогает добиться результата.
Впрочем, иногда истинный учитель появляется с совершенно неожиданного направления. С Зейном было именно так.
Марн Хейрогриф
«Я? Спер корабль? За кого ты меня принимаешь? Я нанял работника, а он спер корабль», – Гриф о природе своего бизнеса
Если Зейн отвечает за идейную составляющую сюжета РСР, то неподражаемый Гриф властвует в повествовательной. Из его уст мы слышим заветное «великий комбинатор» в самом начале; его вспоминаем, когда большинство других персонажей тоже оказываются комбинаторами; ему удивляемся в конце, когда все карты раскрыты, но Хейрогриф так и остался непревзойденным. Хитросплетения сюжета были бы интересны и без разговоров о комбинациях, но именно Гриф, смотрящий на жизнь как на большую и красивую игру, придает им уникальный оттенок, настраивает на нужный лад и позволяет насладиться серией сполна.
Топ-5 великих комбинаторов Старой Республики: барон Хейромарн, адмирал Хейрогриф, капитан Бенегриф, профессор Грифомарн и электрик Мандрейк Часть мировоззрения Грифа уходит корнями в особенности расы. Сниввиане известны как выдающиеся артисты, писатели и иные деятели культуры; грань между реальностью и произведением размыта для них настолько, что они нередко начинают жить как свои персонажи, чтобы затем изобразить их максимально точно. Гриф выбрал для себя самое практичное творение – жизнь, но разрабатывает он ее с не меньшей любовью, чем преданный автор – книгу.
Другой частью мировоззрения Гриф вполне обязан приключениям, в которые его втянул Зейн. Масштабный забег против всей Республики, а затем и собственная организация авантюристов стали подходящей тестовой площадкой, где комбинатор смог раскрыть свой талант и сыграть в полную силу. На мелкие аферы в криминальном мире Тариса способны многие, но когда те же методы помогают там, где проигрывает Орден джедаев или республиканский флот – это что-то да значит. Комбинационно-игровой подход становится не только причудой, но и надежным аналитическим инструментом, который даже помог Грифу (единственному из персонажей) понять особые отношения Зейна с Силой. Как говорит сам Миллер:
«иногда мы спрашивали себя, не должен ли Гриф расти по ходу серии. Но потом я подумал: он и так растет. Растет в уверенности в собственной правоте!»Да и самое начало истории показывает нам, насколько незаменимы друг для друга два главных героя. Гриф сразу принимает ряд важных решений, без которых Зейн вряд ли бы пережил начало своих приключений:
приводит его в кантину, где они
не привлекут внимания, затем
уводит мастеров по ложному пути и
заманивает в подгород, а затем
приходит к Кемперу и Джараэль, с чьей помощью им удается покинуть планету. Взамен Зейн становится для нового напарника вектором сосредоточения сил. Первый и главный персонаж, поверивший в добрые намерения и потенциал падавана-неудачника, Гриф и сам становится настоящим добряком, который направляет свое мастерство в конструктивное и позитивное русло. В параллельной вселенной они
могли бы разбежаться после «Оправдания», но наш Зейн – не из тех, кто упускает возможность отблагодарить
настоящих друзей. Моральные инвестиции Марна Хейрогрифа окупились на 200%.
Ну и конечно, ничто не характеризует учителя лучше, чем достижения его ученика. История умалчивает, к кому обратился Гриф в
заключительной фразе РСР – к себе или к Зейну. Будем считать, что к обоим. Браво, комбинаторы!
Но, по правилам любого комикса, героям нужны злодеи, а супергероям – суперзлодеи. Гриф и Зейн не видят сквозь стены, но умеют проворачивать удивительно эффектные комбинации. Двое главных оппонентов могут похвастаться тем же.
Хаазин
«Я хочу его жизнь. Целиком», – Хаазин о лучшем друге
Зловещий завхоз Завета старался не привлекать к себе внимания вплоть до «Оправдания», но Миллер, как это водится, оставил несколько подсказок для энтузиастов. Уже по атмосферной зарисовке в РСР 9 можно было предположить, что с
этим парнем явно что-то не так, а его упорное нежелание сводить Кринду с посетителями намекало на тайную смену власти.
Обложка РСР 33 (которая, как и все прочие обложки, появилась за несколько месяцев до самого выпуска), изобразившая Хаазина в позе торжествующего сита, подтвердила эти подозрения. Оставались вопросы мотивов и целей – и Миллер ответил на них, подарив своему первому злодею полноценный выпуск-предысторию.
Эко занятая дама... Хаазин не любит мир – тупо не за что. Как и Керрик, он раскрывает тему неудачников, но с гораздо менее позитивной стороны. Что будет с лузером-падаваном, который действительно с треском провалится на посвящении? Который сохранит старый круг общения на всю жизнь и никогда не встретит свою Джараэль? Чей «Марн Хейрогриф» – не очаровательный криминальный гений, а
беспринципная коварная злодейка? В некотором смысле будни Хаазина оказались безжалостнее, чем самые опасные приключения Керрика. История Зейна началась со смерти четырех ни в чем не повинных друзей, но она же помогла ему раскрыться как личность. Друзья Хаазина невредимы, но служат бесконечным напоминанием о его собственной ничтожности. Попрощавшись с мечтой стать джедаем, он остается служить отцу Люсьена – и за десять лет зависть разъедает его достаточно, чтобы
поддаться на предложение Доссы.
Стоит сразу же заметить, как Миллер нейтрализует «оборотную сторону» своих закрученных сюжетов. Комбинации как Хаазина, так и Демагола подразумевали длительное пребывание прямо под носом у ничего не подозревающей толпы героев. Это придавало им масштаба и интереса, но также и выставляло обманутых в невыгодном свете – особенно джедаев, которые славятся своей природной чувствительностью. Падаван-неудачник долгими годами водил за нос лучшую провидицу Ордена и всех ее учеников? Мандалорец, в принципе не понимающий эмоций, исколесил полгалактики и не наткнулся ни на одного бдительного джедая? Да они, верно, идиоты! То есть, мы знаем, что иногда они
действительно идиоты, но не по два же раза на одну серию комиксов! Но нет, не бойтесь, Миллер снабдил своих героев убедительными отмазками. Для Демагола ей окажется владение Силой – неоткрытое и подсознательное, но, очевидно, сильное; для Хаазина это –
узы видений, первый в линейке древних ситских артефактов, без которых бы он не зашел так далеко.
Возможно, доверху забитые склады «игрушек», которыми можно 33 раза уничтожить галактику, – слишком смелое сюжетное решение, но в историю нашего злодея они вписаны отлично. Очевидно, именно Хаазин предложил Кринде развернуть столь масштабные поиски древних реликвий, ведь они
нужны лично ему. На Одрине, когда заходит речь об уничтожении святилища, Хаазин тут же
выходит на связь и протестует. Приступив к выполнению плана, он первым делом изолирует хранилище Совета и отдает членам Завета
приказ о его захвате. Наконец,
артефакты позволяют немощному калеке дать на орехи джедаям как в
тактическом, так и в
рукопашном бою.
Выдающиеся пророки оказались игрушками в его руках; и в то же время, Хаазин сам опирается на пророчество. Именно появление в поместье всех действующих лиц пророчества Пяти провоцирует его на активные действия (еще до того, как он узнает о пришедших по их душу джедаях). Оно же побуждает Хаазина отнестись к «участникам пьесы» не как к врагам, которых надо устранить, а как к идейным союзникам, которых он сможет
использовать в своих целях. Джедаи уже почти в его руках, но стоящий на пороге тьмы Люсьен может обеспечить его ситами. Бывший неудачник станет первым в своем роде руководителем двух сильнейших фракций в галактике и будет сталкивать или объединять их столько, сколько душе угодно. Выгоднейшая позиция – и сладкая месть за все годы унижения миру, стандартам которого он так и не смог угодить.
Верхний ряд - мир обижает Хаазина; нижний ряд - Хаазин обижает мир Но хотя сам Хаазин и считает себя «кем-то большим», овладевшим обеими сторонами Силы одновременно, нельзя не отметить, что действует он именно как образцово-показательный сит. Многотысячные армии и изнурительные войны не помогут захватить галактику. Скрытность, хитрость и коварство – вот оружие настоящего приверженца темной стороны. Истинный сит выигрывает схватку еще до того, как она началась. К этому выводу позже придет Дарт Бейн, автор правила двух, и эту же схему через 4000 лет блестяще реализует Дарт Сидиус.
Впрочем, даже главного сита саги могло бы заинтересовать наследие Хаазина. Всю новую трилогию галактика плясала под дудку Палпатина, но в конечном счете он объявил себя императором – и вместе с абсолютной властью получил неизбежных противников и кучу ненужного внимания к собственной персоне. Хаазин же не собирался выходить на свет даже после окончательной победы. В заключительном эпизоде «Оправдания» он
открывает финальную часть своей многослойной схемы. Теории заговора? Zeitgeist? ZOG? Хаазин был явно в теме и осознавал, как выгодно устроились теневые правители. Конечно, такой подход сильно сковывает действия, зато опасность и угроза положению сводятся практически на нет. Ну в самом деле: как прикажете бороться с противником, если вы даже не знаете, кто он?
Однако даже серому кардиналу требуются люди, которыми бы он управлял напрямую. Хаазин сделал ставку на Люсьена с Зейном… и недооценил их. Проследить логику злодея несложно: оба его «подопечных» оказались в весьма дискомфортных условиях. Люсьен Дрей, в одночасье осознавший всю глубину своих заблуждений, и бедняга Керрик, которому наверняка надоело убегать от всего мира. Два неудачника, на которых третий, Хаазин, спроецировал собственный опыт. Аутсайдерам нет места в этом мире –
так давайте сожжем и взорвем его, а потом построим новый. Но нет, дружище. Зейн Керрик о мире иного мнения, и его убеждения достаточно тверды, чтобы одумался даже Люсьен.
Хаазин играл аккуратно и понимал очень многое, начиная от того, как перспективны особенности Зейна, и заканчивая тем, как опасно противостоять Грифу. Но неудачник, который, несмотря на все удары и повороты, не таил обиды на мир, оказался сильнее.
Демагол
«Фетт воспринимает мандо'аде как дубину. Я превращу их в скальпель», – из тайного дневника доктора Демагола
Делить ЗВ на фэнтези и научную фантастику – занятие сложное, а возможно и бессмысленное, но злодеи РСР довольно четко распределили свои «сферы влияния» по этим составляющим. Хаазин имел дело с Силой, артефактами и видениями. Область Демагола – это наука, опыты и гены. Это история ученого, который живет в мире сверхъественных читеров-джедаев – и которого такое положение дел откровенно бесит. Star Wars не Star Trek (где, по словам самого Миллера, можно «со счастливым видом нести ахинею про ДНК»), но и пренебрегать предпочтениями автора, который всегда любил математическую точность и когда-то чуть не стал астрономом, было бы неразумно. В итоге пристрастия Миллера к научной фантастике и ЗВ слились воедино – и подарили нам образцово-показательный сюжет о враге, который в самом деле скрывался среди нас.
Идея вселенского баланса прослеживается и здесь: ну что это за мир, где кто-то с рождения умеет силой мысли швыряться табуретками, а кому-то это не дано, сколько ни бейся? Юный Антос Вайрик познал эту несправедливость из первых рук, когда его наставник Мандалор Неукротимый (единственный, к кому он испытывал если и не положительные эмоции, то однозначное уважение)
уступил в схватке Улику Кель-Дроме.
Бой – это все; и тем не менее, непревзойденные мастера, посвятившие битвам всю жизнь, пали под натиском темной стороны Силы. Как же быть? Как противостоять врагу с таким мощным и необычным оружием? Как нейтрализовать его преимущество, а может, и обратить себе на пользу? Решению этой проблемы и посвятил себя Антос Вайрик.
«Дилемма мандо'аде» интересна и сама по себе. Демаголу повезло с экранным временем больше других, но свое мнение о противостоянии джедаям есть у каждого мандалорца в РСР. Кассус Фетт ставил на стратегию сражений и тактические хитрости: даже самого замечательного джедая можно загнать в безнадежные условия, стоит лишь как следует продумать план битвы. Пальсифер тяготел к фэнтезийным теориям: артефакты ситов могущественны вне зависимости от пользователя, так что надо бросить силы на их поиски. Мандалор, как и положено дальновидному правителю, использовал любую возможность и не мешал подчиненным изучать разные варианты параллельно. Демагол же выбрал путь генетики и биологии, предположив, что секреты джедаев в прямом смысле скрыты внутри них. Очевидно, что этот выбор был отчасти продиктован его специализацией: для столь убежденного хирурга тела похожи на сложный конструктор, который можно разделить на составляющие, а затем попытаться собрать из кусочков что-то новое.
Интересно, все бакетхеды такие крутые? Любопытно, что даже беспринципного и независимого Демагола привлекала мысль о восхождении мандалорцев. В комиксе не делается на этом акцента, но по предыстории и
конечной цели его проекта можно понять, что незавидная участь мандо'аде в войне ситов действительно зацепила молодого ученого. Далекий от идеалов чести и отваги, он, однако же, был благодарен кочевникам за данное образование и предоставленные возможности и на некотором этапе стал себя с ними ассоциировать. Возможности изменить мироздание и отомстить за свой новый народ слились воедино и стали основой его амбициозного проекта.
Но даже этих двух причин могло бы оказаться недостаточно, если бы не простой факт: Демагол действительно влюблен (настолько, насколько вообще может быть «влюблен» персонаж со столь необычным воспитанием) в свою дьявольскую работу.
«Никогда не понимал дискриминации по отношению к другим расам, ведь именно различия делают биологических существ такими интересными. Несчастен тот, кто работает с гомогенной популяцией. В моей лаборатории рады всем. Все равны перед моим ножом!» – пишет он об Адаске и его исследователях в дневнике, и в этих словах есть что-то демонически убедительное. Нет, не ненависть, не злость и даже не мысль
«Мва-ха-ха, какой я злой!» занимают голову нашего комиксного злодея, когда он препарирует очередного несчастного. Любопытство, любознательность, интерес – вот эмоции истинного приверженца знаний; они извращены слишком высокой ценой, но основа неизменна. В конце концов, не эти ли эмоции в нашем мире ставят во главу образования, науки и прочих позитивных вещей? Вы гуглите и серфите, он режет плоть – вот и все отличие. Конечно, с учетом моральных норм это отличие становится ключевым, вот только Демагол этими нормами не только не скован – он их вообще искренне не понимает.
Тяжелое детство не лишило Вайрика всех чувств (бесчувственные создания действуют несколько по-другому, да и любопытство – само по себе чувство), но закрыло дорогу к сопереживанию и состраданию, обеспечив предельно комфортные условия работы. Для скульптора плоти нет разницы между пробиркой с реактивом, лабораторной крысой и живым человеком. Если это разрезается, значит, я могу залезть внутрь. Демагол – это темная сторона науки, возведенная в абсолют.
И надо признать, масштабы его темных научных замыслов дадут фору самым суровым артефактам Завета. Да, от клонов
пришлось отказаться практически сразу, но даже возможность превратить обычного ребенка в адепта Силы навсегда бы изменила равновесие сил в галактике. Но, в отличие от супероружия Хаазина, супероружие Демагола оказалось нерабочим. Возможно, это плата за смену костюмов, самую красивую и длинную комбинацию в серии. А возможно, Миллер решил играть аккуратно. Супероружия помогают писать суперкомиксы, но болезненно сказываются на балансе вселенной, особенно такой масштабной и проработанной, как ЗВ. Если в последний момент сделать оружие ненастоящим, можно взять лучшее от обоих вариантов.
При этом именно безжалостные методы, а не позитивное по своей сути любопытство привели Демагола к такому незавидному и необратимому концу. Детство Вайрика прямо намекало, что он изначально не смущался любых средств, но и о массовой резне во имя науки мы слышим лишь
после провала осадийского проекта. Критическими точками стала связь с Горнилом и продажа дочери им же; первая привела к потере детей, вторая – непосредственно к развязке РСР. Возможно, другой исследователь, заполучивший в руки образцы генов Арки Джета, мог бы пройти схожий путь без крови, а после провала переключиться на что-то другое. Но не Демагол, который принес в жертву слишком много жизней – и прежде всего, свою собственную.
Две философские фразы обретают буквальный смысл и убивают двух главных злодеев. Как вам такая аналогия? А затем шлем, на внутреннюю память которого шла запись тайного дневника, возвращается к своему законному владельцу, и последний мандалорец, Ролан (единственный в серии на стороне героев), высказывает свое мнение о мандалорской дилемме:
Демагол опирается на правильную мысль: бой с джедаями – нечестный бой. Особые умения – это костыль; истинный воин не желает и не нуждается в них. И да помогут нам звезды, если эти умения попадут не в те руки – вроде рук Малака, который наверняка еще наделает шума. Но затем Демагол говорит, что мы должны забрать костыль себе. Это ошибка.
Я знаю, что думают настоящие мандо'аде. Кланы проиграли джедаям в войне ситов, но нас не оскорбили, и мы не завидуем. Мы лишь раздражены провалом тех, кто участвовал в битвах. Враг принес большую пушку? Сражайся лучше. Враг владеет Силой? Сражайся лучше!
Если Мандалор Неукротимый хотел победить Улика Кель-Дрому – ему стоило быть еще неукротимей!Упрямо и похоже на Ролана – и в то же время мудро. Бывает важно «залезть в голову» врага и обратить его секреты против него самого, но не менее важно не позабыть собственных сильных мест и вести бой по своим правилам, особенно если ты делаешь это чертовски хорошо. В конце концов, именно так победил Демагола Зейн Керрик – парень, который нашел справедливость даже в Силе.