|
Kenobi |
Общая информация: |
Автор: | Джон Джексон Миллер |
Обложка: | ??? |
Время действия: | 19 ДБЯ |
Информация об изданиях: |
Издатель: | Del Rey |
Релиз: | 27 августа 2013 года |
Статью подготовили: |
Автор: | Gilad |
|
Дикий, дикий Татуин
Республика канула в небытие, и на ее осколках воцарилась Империя. Орден джедаев низвергнут в пропасть, последние уцелевшие рыцари прячутся в самых укромных уголках Галактики, а имперские ставленники повсюду насаждают свои порядки. Впрочем, на далеком, диком, необъятном Татуине до всего этого нет ровным счетом никакого дела. Жизнь фермеров-влагодобытчиков течет своим чередом: собрать урожай живительной воды, отбить налет тускенских разбойников, да пропустить по стаканчику в ближайшей кантине. Казалось, даже прибытие странного человека, который селится отшельником в Джандлендских пустошах, не внесет ничего нового в их жизненный уклад. Однако не тут-то было...Джон Джексон Миллер славен в первую очередь как сценарист комиксов (его "Рыцари Старой Республики" о приключениях Зейна Керрика сотоварищи давно успели стать классикой жанра), тогда как его литераторские таланты (по крайней мере у нас в стране) до сих пор оценить довелось не каждому. И дело здесь даже не столько в том его сборник повестей "Затерянное племя ситов" и роман "Странствующий рыцарь" не слишком-то охотно переводятся на русский язык, сколько в том, что в обоих случаях Миллер описывал достаточно далекие эпохи, закрытые сообщества и придуманных с нуля персонажей, чьи имена вряд ли могут зацепить казуального читателя. В то время как имя Кеноби на обложке его новой книги, безусловно, цепляет любого, кому небезразличны "Звездные войны".
Заявленная тема романа ("Оби-Ван на Татуине") в сущности заставила Миллера поработать не только писателем, но и своего рода литературным эквилибристом. Автор имел все шансы скатиться в одну из двух крайностей: либо выдать на-гора неизбывно скучное чтиво (ибо, согласно фэндомной поговорке, Кеноби двадцать лет развлекал себя только тем, что качал воду да пялился в бинокль на Люка), либо, напротив, придумать Оби-Вану тонну неуместных приключений по спасению Галактики (чем, в частности, грешит Джуд Уотсон в своей серии повестей "Последний джедай", также затрагивающей Кеноби). Миллер и правда имел такие шансы... но не скатился, а, демонстрируя чудеса эквилибристики, показал, как порою тонко приходится писателям балансировать на грани.
Говоря о навязших на зубах спасениях Галактик, надо сказать, что Миллер не пошел по пути наименьшего сопротивления. Полностью отказавшись от жарких схваток на мечах, грандиозных битв флотов, планеторазрушительных супероружий, килотонного пафоса и прочих неизменных атрибутов литературного эпатажа, на которых сделали себе имя Дрю Карпишин или Трой Деннинг, Миллер сознательно лишил свое новое творение той части поклонников, для которых книги вроде "Бейна" и "Ревана" являются иконами жанра. Роман вышел в чем-то парадоксальный: первые три четверти страниц в нем ровным счетом ничего не происходит, кроме описаний быта татуинской глубинки и взаимоотношений отцов и детей, а читаешь всё равно не отрываясь. И даже успеваешь проводить стойкие параллели с "Американскими богами" Нила Геймана (той их частью, где главный герой - Тень - попадает в провинциальный американский городок; даже события развиваются чем-то похожим образом). Ну а что до последней четверти "Кеноби", то здесь читателя ждет скачкообразное повышение темпа и стабильная реакция "Вот это поворот!" в режиме нон-стоп.
Со своим читателем Миллер затеял своеобразную литературную игру, стремясь... обмануть его ожидания во всем, в чем только возможно. Началось все еще на стадии общей композиции, где автор сразу увел фокус от Кеноби на других героев - фермера Оррина Голта, хозяйки кантины Эннилин Колуэлл и вождя тускенов по имени А'Ярк (это правда, в книге нет ни единой главы, где Оби-Ван выступал бы в роли Point of View!). Но в дальнейшем становится довольно очевидно, что все его якобы "главные" герои - лишь искусно расставленные декорации для основного действующего лица. Этот же подход проявляется и в отдельных сюжетных ходах, где всякий раз вместо типовых жанровых клише всплывает нечто совершенно иное. Вот напрашивается классический любовный треугольник - но вместо него мы получаем [спойлер]; а вот враг ну явно же заготовил героям смертельную ловушку в татуинских ущельях, но... Вот здесь прямо просится "похищение героини по ошибке" и растянутый на всю книгу квест с ее спасением; а тут ну никак не обойтись без семейства Ларсов, которые вроде как должны стать рычагом воздействия на Кеноби, а на самом деле... Миллер тут и там разбрасывает намеки, мастерски играя на ожиданиях читателя, но сюжет все равно продвигается своим, самым непредсказуемым образом.
Общая оценка: | 9 |
Сюжет: | 9 |
Мир: | 10 |
Персонажи: | 8 |
Стиль: | 9 |
|
Что еще выделяет книгу из общей массы, так это ее жанровая принадлежность. Мы уже повидали в далекой галактике и триллеров, и детективов, и авантюрных приключений, а Миллер взял да и предложил нам вестерн. И каждая его строчка буквально пропитана духом Дикого запада, салунов и ранчо, молодецкой разнузданности и закона "кто сильнее, тот и прав". При чтении даже как-то невольно примеряешь героям лица Клинта Иствуда и Джона Уэйна, Пола Ньюмэна и Рассела Кроу...
Ну и конечно же сам Кеноби - персонаж, ради которого все это затевалось. Он и вправду получился узнаваем и убедителен. Он ведет себя именно так, как и должен вести себя в той ситуации, куда его загнали обстоятельства. Он мечется как уж на сковородке, силясь помочь всем окружающим, как это заведено у джедаев, и одновременно не выдать никому свою тайну и свои истинные способности. И при этом каждую минуту остается собой, будь он с пьяницами в кантине или с маленькими детьми в тускенском лагере. Что и говорить, заявленная тема раскрывается на все сто.
Резюме: безусловно, одна из главных литературных удач Расширенной Вселенной последних лет. В соседстве с массовым потоком "книжек по мотивам" от литературных "ремесленников" роману "Кеноби" будет очень неуютно.