UPD: Создал официальную тему для обсуждения. В конце концов, не один же я такой мазохист?
У нас, как известно, принято ругать Яну Ашмарину за ее неофициальную самодеятельность, добавляющую в мир ЗВ-литературы много нового странного. Но иногда даже оригинальные произведения, получившие добро от LucasLicensing и признанные Каноном, ставят привычную Галактику с ног на уши. Сегодня я дочитал Boba Fett: The Fight to Survive Терри Биссона - детскую повесть, в которой на Камино есть улицы, сады с высокой травой и городская библиотека Типока-Сити, в которой заправляет странное существо по имени Врр. Джанго Фетт держит у себя в квартире хищного ручного угря, а Дуку отзывается на "Граф Тиранус". На Геонозисе любой крылатый охранник не прочь поговорить с заблудшим мальчишкой (вопрос языка, волнующий меня с новеллизации "Атаки клонов", все еще открыт), а в пустыне водятся дружелюбные поющие змеи. На лунах Богдена возможны перемещения через стыкующиеся атмосферы спутников, и для этого путешественникам даже не понадобится защитный костюм или способности Дарта Бэйна: достаточно просто прыгнуть вверх, поймав "волну" слабой гравитации.
Наконец, сам главный герой - десятилетний Боба Фетт, который мечтает о друзьях, во сне представляет себе маму, фантазирует о Падме Амидале, цитирует отцовский Кодекс Джанго Фетта (у которого даже есть своя аббревиатура - JFC) и надеется, что когда-нибудь ему тоже скуют доспех таинственные "мандалоры". Серьезно, они так и называются в оригинале: Mandalores. И хотя повесть создавалась еще в до-тревиссовскую эпоху, но на 2002 год мандалорская культура была достаточно подробно описана и проработана, чтобы заезжий писатель мог найти все необходимые ему данные. Но больше всего в местном Бобе Фетте восхищает его страстная любовь к книгам - настоящим, винтажным, со страницами из бумаги. Конечно же, он, как хороший мальчик, никогда не забывает возвращать прочитанные томики в библиотеку; даже если за ним и отцом гонится джедай с шашкой наголо. Литература играет настолько большую роль в жизни будущего охотника за головами, что отец даже дарит ему волшебную книгу, которая всегда дает ему верный совет в трудной ситуации!
Ей богу, The Fight to Survive - это самое антиЗВшное произведение, которое мне доводилось читать с начала моего литмарафона. Оно берет наиболее крутого второстепенного персонажа Оригинальной Трилогии - и делает из него доверчивого пусю, едва способного постоять за себя. Оно пересказывает сюжет "Атаки клонов" и даже берет сцены из романа Сальваторе - но совершенно переиначивает отношения между Бобой и Джанго Феттами. Оно вроде как пытается увязать себя с игрой The Clone Wars и использует ключевых персонажей выбранного временного периода (есть даже камео Сири Тачи) - но врет против элементарных основ мира Звездных Войн и вместо этого впихивает читателю в глотку дубовую рекламу ближайшей библиотеки.
И, что радует меня сильнее всего, у этой повести таки есть продолжение... Oh boy.
А я думал, это "тётка" Тревис писала про малого Бобу.
Пять с половиной месяцев спустя я вернулся к приключениям юного Бобы Фетта - честно говоря, не думал, что перерыв займет так долго. Впрочем, он того стоил; раздражение от промахов трех предыдущих частей несколько притупилось, и Hunted Элизабет Хэнд воспринимался уже как вполне качественная, хотя и все равно довольно простая детская повесть. Главный герой наконец-то оказывается в подходящей ему обстановке и занимается по-настоящему важными вещами: Боба прилетает на Татуин, пробивается на службу к Джаббе Хатту и охотится на злобного неймодианца c http://starwars.wikia.com/wiki/Gilramos_Libkath#Behind_the_scenes, который ворует джаббино оружие и переводит его Сепаратистам. Интересно, что, хотя эта серия создавалась в рамках первого проекта по Войнам Клонов, сюжет повести неплохо вписывается в контекст, заданный событиями полнометражных The Clone Wars: мол, Конфедерация после потери важных гиперпространственных путей решила отомстить хаттам через подрыв их контрабандного бизнеса.
Первая охота Бобы Фетта - важный этап в становлении героя, и прописан он довольно неплохо, пусть даже в финале Хэнд откровенно мухлюет: по-видимому, она считает, что десятилетнему протагонисту убивать на страницах книги никак нельзя (что в очередной раз поднимает вопрос целесообразности существования детской серии про охотника за головами), поэтому финальный удар наносит не кто иной, как Дурдж. Ген'дай заскочил на огонек из серии Repbulic - единственный случай его "живого" появления в ЗВ-литературе - и в целом был представлен вполне в соответствии со своим ранее устоявшимся образом. Повинуясь диктатуре сюжета, он, разумеется, должен быть неизбежно повержен Бобой, но их противостояние автор обставляет намного более логично, чем конфликт Фетта-младшего с Оррой Синг в предыдущей повести: герой в первую очередь полагается на свой малый рост и ловкость, чтобы постоянно ускользать от охотника-тяжеловеса.
Разумеется, не обошлось и без традиционных клише детской литературы. Главному злодею недостаточно быть просто контрабандистом - он, о ужас, еще и держит у себя в рабстве ватагу бедных сироток, каждому из которых в руку вживлен биомеханический глаз, с помощью которого мерзавец наблюдает за ними. А в логове головорезов Джаббы обязательно найдется хоть один хороший человек - добрый повар, который готовит замечательные десерты и незаметно подкармливает начинающего охотника. У него даже припрятан на черный день полностью заправленный ракетный ранец, который он готов отдать на благое дело. И, естественно, его пропавшая дочь оказывается предводительницей пленников неймодианца, так что финал проходит под знаком торжества семейных ценностей.
Впрочем, чужеродных и надуманных элементов в Hunted намного меньше, чем того, что идет непосредственно от духа и буквы "Звездных войн". Татуин без обиняков показан как действительно беспощадное и непредсказуемое место, Джабба как всегда опасен, беспощаден и падок на лесть, а его разномастные придворные относятся к малолетнему наглецу со вполне понятным презрением. И пусть в предыдущих книгах "детский взгляд на Войну Клонов" как-то не задался, "детский взгляд на криминальный мир" показан вполне убедительно.
Прошло два с половиной года внутренней хронологии и почти семь месяцев реального времени - и вот на горизонте наконец-то возникла финальная дилогия из серии детских повестей про Бобу Фетта A New Threat / Pursuit. Главный герой за это время успел достаточно подрасти и заматереть, чтобы Элизабет Хэнд перестала проталкивать в сюжет "юным молодцам урок" и сосредоточилась непосредственно на развитии истории. Заодно автор отказалась от столь мешавшего в предыдущей части правила о непогрешимости малолетнего протагониста: теперь, по достижении тринадцати лет, он наконец-то получил право убивать статистов налево и направо; хоть преступников, хоть конкурентов, хоть условно-положительных клонов, которым не повезло оказаться у него на пути. Вызывают ли все эти трупы хоть какие-то движения в совести протагониста? К сожалению (или к счастью - легко было бы скатиться в дешевое морализаторство), нет: вопросы морали и психологической трансформации Хэнд волнуют намного меньше, чем ее коллегу Джуд Уотсон, и потому в книгах они оставлены за кадром. Главное для писательницы и ее героя - ощущение крутости "взрослой" охотничьей жизни, которая полным ходом несется к главной (и столь же крутой) цели в жизни юного Фетта - Мэйсу Винду, разборку с которым последняя книга устраивает ни много ни мало в прихожей самого канцлера Палпатина.
Как и положено "эпическим финалам", пятая и шестая повести вообще лихо поднимают ставки, бросают героя в пекло войны, а затем - в сердце Республики и заодно активно используют в гостевых ролях центральных персонажей Саги. В конце A New Threat Боба Фетт в одиночку выступает против Вата Тамбора и генерала Гривуса, а в Pursuit он лицом к лицу сталкивается с Энакином Скайуокером, губернатором (sic!) Таркиным, Луминарой Ундули, господином Верховным Канцлером и, само собой, Мэйсом Винду. Отдельное "звездное" камео - космический червь, которого охотник лихо укладывает несколькими выстрелами промеж глаз. Также книга недвусмысленно подразумевает, что на орбите Загобы главный герой сражается с Асажж Вентресс, но, к счастью, фиксированная точка зрения позволяет допустить, что за штурвалом ее истребителя может находится кто угодно. И, право, лучше так и сделать: намного проще признать, что кто-то из сепаратистских наемников раздобыл еще один "вееролет", нежели пытаться понять, с какой стати лысая убийца неожиданно вернулась в игру через пару недель после своего добровольного изгнания в Obsession. Благо, и без этого в последних повестях http://starwars.wikia.com/wiki/Boba_Fett:_Pursuit#Behind_the_scenes не только с материалом Расширенной Вселенной, фильмов и, ретроспективно, The Clone Wars, но даже с предыдущими книгами той же самой серии.
И, что вызывает, пожалуй, наибольшее раздражение, Boba Fett (как в отдельных книгах, так и в рамках всего проекта) рассказывает намного более простую, невыразительную, непоследовательную и в целом лишенную динамики историю, чем любое из тех произведений, которым он вольно или невольно противоречит. Для сравнения, история возмужания Бобы Фетта хотя и не была центральным сюжетом The Clone Wars и показана была довольно пунктирно, но все же честно отражала становление новой звезды на криминальном небосклоне Галактики. Филони давал зрителю понять, что в открытом бою у подростка-самоучки нет никаких шансов справиться не то, что с магистром Совета, но даже с целями попроще - и потому юный охотник в мультсериале постоянно действовал хитростью, устраивал ловушки и заручался поддержкой более опытных и громоздких коллег. Но что у Биссона, что у Хэнд протагонист предпочитает идти напролом, и даже в тринадцать лет ведет себя с самоуверенностью - и навыками! - как минимум восемнадцатилетнего юноши. Маленьким читателям, сжимающим в кулачках фигурки в пластиковой мандалорской броне, такой подход наверняка лестен: их герой крут, непобедим и известен на всю Галактику. Но любой фанат постарше, увы, не сможет воспринимать приключения молодого Бобы Фетта без снисходительной улыбки. Хотел бы, но не судьба.
А мне понравилось! С удовольствием прочитал три переведённые на русский книги
Прочитал всего лишь 3 книги и могу сказать что это ни рыба ни мясо, от чего у меня бомбит лично, так это от того что Дурдж проиграл мелкому пацану
Силушка Великая, вот этого не читала!
Как-то не фанатею по Бобе-нашему-Фетту, может, поэтому упустила. Я так понимаю, книжки вышли уже после выпуска сериала филония? Или нет? (Хотя что там тогда Дурдж делает?)
Форум Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)