Автор: Хеллика Ордо 14.12.2016, 5:20
За неприятно холодной осенью вы могли и не заметить, как наступил декабрь - а значит, и премьера первого самостоятельного фильма по вселенной «Звёздных Войн». Счастливчики уже побывали на предпоказах, простым же смертным приходится ждать день или два, тут уж в какой стране на какой день назначена премьера. Мы решили узнать у некоторых наших форумчан, как они относятся к выходу «Изгоя-Один» - обожглись ли на противоречивом «Пробуждении Силы», или же, напротив, воодушевлены и считают часы. Через несколько дней, когда опрошенные нами посмотрят фильм, мы побеседуем с ними вновь - и как знать, может, их мнение изменится?
«...я практически потерял веру в то, что фильм мне понравится»Писать своё мнение о предстоящем фильме – всё равно что писать рецензию на кинокартину, которую не видел. Или нет? На самом деле, когда я пытаюсь составить свои мысли о выходящем на экране Rogue One, я пишу не о творении Эдвардса, а о самом себе.
Фанатам невозможно угодить. Особенно – фанатам ЗВ. Хотя, опять же, это не совсем правда. Угодить можно, но только тем, кто находится в самой середине спектра. Как известно, поклонников ЗВ много, но все они очень разные. Кто-то любит РВ, кто-то – эпизоды, а кто-то больше по комиксам и играм. Если вы находитесь в середине спектра – то всё хорошо. Вы любите всё, что связано с ДДГ, и вам главное, чтобы этого «всего» было много. Но есть поклонники, которые предпочитают не думать о коммерческом аспекте, и относятся к саге как христианин относится к Библии. Никто не переписывает Библию, так как можно переписывать ЗВ? Но ЗВ – уже давно не просто продукт видения великого демиурга Джорджа Лукаса. Который, конечно, относился к своему творению точно так же коммерчески – никто не спорит – однако и который старался удерживать своё видение в целостности, не вредя при этом продажам сопутствующей продукции. Это утверждение держится слабо на фоне разрушение, которое есть «Войны Клонов», но я буду стоять на своём. «Дисней», однако, купил не сагу или историю – он купил брэнд. И Rogue One – это брэнд. И все, кто считает ЗВ своим вторым (первым) миром, своим эскапистским уголком со своим уникальным шармом, будет, скорее всего, разочарован. Но все, кто просто любит космические пострелушки и другие поверхностные аспекты ЗВ, скорее всего будет доволен. Но кто я и что делать мне? А точнее – нам, которые относятся к ЗВ, как к чему-то большему, чем просто полотну великого художника, которое копируют вновь и вновь другие авторы, которые от себя добавляют пару мазков.
Я жду от Rogue One разочарования. Если вы думаете, что это потому, что я человек с негативным взглядом на жизнь, то вы ошибаетесь. Все знают моё разочарование от TFA, но когда я писал предыдущую подобную https://www.jcouncil.net/topic31636.html, я говорил, что опасаюсь, но верю в лучшее. Сейчас же я практически потерял веру в то, что фильм мне понравится. Отмечу, что я сказал «мне понравится», а не будет плохим. Потому что объективно плохой фильм, пожалуй, сделать чуть легче, чем откровенно хороший.
Я объясню. Почти у всех поклонников саги есть своё видение ДДГ. Оно похожее, но всегда уникальное. У всех свои приоритеты – даже если вы утверждаете, что одинаково любите всё. В моих приоритетах всегда было расширение границ вселенной. Дело в том, что истории и приключения – это здорово, но никакая другая вселенная не вызывала у меня такого интереса к её устройству. Когда на экраны вышел четвёртый эпизод, мало кто восхищался им из-за истории, которая была довольно проста. Нет, все восхищались миром, который заполнил экраны в первые же минуты, и смотрелся так, будто всегда был там. Без введения, без закадрового голоса, при помощи нескольких жёлтых строчек текста и красивой картинки Лукас создал мир, который казался таким же вечным, как и наш с вами. И может даже более важным, чем наш с вами. В последующих фильмах он расширял свой мир, добавляя фракции, планеты, расы и персонажей. С появлением приквелов он разошёлся не на шутку, за один только Первый эпизод показав такой размах, который не снился всей ОТ. Ребёнком – и сейчас – я начинаю испытывать восторг с первого же кадра, потому что первый же кадр дарит мне огромный мир. Один классный корабль, который мы никогда не видели, состыковывается с другим огромным кораблём, который мы никогда не видели. Внутри – сотни существ и дроидов уникального дизайна. Они высказывают эмоции, издают уникальные, хоть и малозаметные звуки. Это всё та же технология другого мира, но слегка другая. В отличии от ОТ, мы видим, что у Торговой Федерации своя техника, на Корусканте – уже другая, у Набу – тоже другая, и на Татуине – другая. Набу изящен, как его техника, на которой надписи на набуанском языке, а не на общегалактическом. Мою мысль можно продолжать долго, но, думаю, она уже понятна.
Я описал пару секунд одного фильма, но в них столько десятков часов творчества, столько примеров необузданной человеческой изобретательности. Это – мои ЗВ.
Когда я смотрел TFA, я увидел несколько изобретений, погребённых под тонной самоповтора. Корабли те же, но слегка другого цвета или структуры, планеты новые, но мало отличимые от нашей Земли разных климатических зон. Проблемы новые, но вроде бы и те же самые. Я увидел отчаянную попытку эксплуатировать великий мир великого человека, отчаянно стараясь внести в него что-то своё – и проваливаясь. Изящный мир Набу, техногенный Корускант и многие другие запоминающиеся образы не нашли тут конкуренции – несмотря на десяток лет прогресса между фильмами. И это происходит вновь.
Теперь непосредственно о Rogue One. По промо-кампании я вижу, что Дисней идёт тем же путём. Тем же безопасным, предсказуемым, конвейерным путём. Это приквел, но в отличии от Новой трилогии, он не показывает чего-либо, чего мы не знали. У НТ был известен исход, но всё остальное – как? – было непонятно. С Rogue One понятно практически всё. Понятно, кто такая Джин Орсо, кто такой Кренник, примерно как будут добываться планы и с каким успехом. Известна главная битва фильма и дополнительные персонажи.
Как видно, фильм не обещает раздвинуть границы вселенной. Он обещает рассказать историю – слово есть даже в названии – историю повстанцев, которые, бедняжки, делали правое дело. Вновь историю повстанцев, от которых уже тошно после Восстания TFA и похождений Rebels. Прошло 40 лет, а нам всё ещё пытаются объяснить, почему Империя плохая, а повстанцы хорошие. Мы знаем, можно что-нибудь новое придумать?
В главных ролях – Джин Орсо, несомненно выдающаяся женщина, которая оказалась в неприятной ситуации, но справилась с давлением и повела за собой банду сопротивленцев. Она будет либо отличным пилотом, или механиком, или бойцом – или всем вместе взятым. В общем, классика. По мере фильма мы будем смотреть, как она, сначала ворчливая, а затем, воодушевлённая бойцовским духом товарищей и речами Мон Мотмы, превращается из нейтрала в человека с Идеей. Примерно как в Rebels. Точно так же, как в Rebels?
В итоге мы получим симпатичный, стильный боевик от современного Голливуда. Не больше, не меньше. Мы знаем место действия, знаем действующих лиц и знаем исход. Словно фильм Marvel, снятый по существующему комиксу – примерно всё известно, только детали мы узнаем в кино.
Но чем не может быть хороший фильм ЗВ, это предсказуемым. Никогда.
Я смотрел все тизеры и трейлеры к третьему эпизоду, слушал спойлерный саундтрек, и всё равно был поражён тем, что произошло на экране. В Rogue One чего я точно не ожидаю – это удивиться. Я ожидаю, что буду сидеть с нейтральной миной, будто смотрю просто ещё один фильм. А ведь в это и превращаются ЗВ – в ещё один фильм за ещё одним фильмом. И успешнее любого фильма только масштабная кампания по запуску новых игрушек, LEGO-сетов и костюмов. Всё давно продумано.
Я знаю, что звучу, как старый ворчливый пердун – и может такой я и есть. Моё видение ЗВ нельзя назвать правильным и неправильным – оно такое, какое есть. Я знаю, что его разделяют другие и порицают третьи. Это право каждого.
Если бы Джордж Лукас выпускал по приквелу в год, мы бы получили голые фильмы с минимумом деталей. Если бы их снимал другой человек, мы бы получили историю с бледными декорациями – но декорации в ЗВ имеют не менее важную роль, чем история!
Как видно, моё ожидание от фильма строго негативное. Я не жду ничего хорошего. Но это не значит, что я не переменю своё мнение после просмотра. Я не настроен остаток своих дней провести в состоянии праведного гнева. Я хочу быть приятно удивлён. Но я не могу себя заставить. Я пытался после TFA – не вышло.
Что же заставит меня пересмотреть всё вышенаписанное? Все меня тут знают, так что я никого не удивлю: я считаю, что новые творцы ЗВ должны продолжать то, что отчаянно пытался Лукас –объединить сагу. Когда он делал приквелы, всё должно было связать трилогии воедино. Фракции, дизайны кораблей, действующие лица – все они должны перешагнуть в эпоху мягко, постепенно. Сила саги в её богатой истории и мире. И если я увижу, что Эдвардс использует материалы обеих трилогий, я буду очень рад. Если я увижу отсылки, корабли и расы из приквелов, я буду очень доволен. Потому что так фильм не будет выглядеть, будто снят 30 лет назад. Так сага обретёт новую главу. Но не раз упоминалось, что боссы «Дисней» против приквелов и против использования её наработок. Если эта политика продолжится и в этом фильме, я пересмотрю всё своё отношение к саге.
По сути, для меня это главное – увидеть фильм, который соединяет две эпохи. Не притворяется, что находится в своём мире, и не выглядит так, будто приквелов нет. Пока я не вижу, что так случится – всё «новое», что видно по трейлерам, это броня штурмовиков (очень оригинально), несколько кораблей и планета, которая выглядит отвратительно по-земному.
Подводя итог к этой стене текста, я хочу повторить главную мысль: я не надеюсь удивиться, но очень того хочу. Я знаю точно, что если все мои опасения оправдаются (как было перед TFA), то называть себя фанатом ЗВ я смогу с большой натяжкой. Придётся многое пересмотреть.
буду кратокОт седьмого эпизода я остался не в восторге. Но, впрочем, на моё отношение к Rogue One это вообще не повлияло - всё-таки, это совершенно разные фильмы, съемочные группы и актерский состав. Кроме того, Абрамсу как режиссеру я стандартно не доверяю, а об Эдвардсе у меня не успело сложиться чёткого мнения. К тому же, если седьмой эпизод продолжал уже известную историю, причем продолжал из рук вон плохо и предлагал совершенно ненужное продолжение, то «Изгой» расширяет ранее известную историю и возвращает нас во времена оригинальной трилогии, золотое время, как ни крути. Здесь все фишки ОТ будут смотреться уместно, в отличие от всё того же «Пробуждения Силы», где это выглядело неудачной калькой. Нет, я не заинтересован настолько, чтобы ловить каждую деталь, но фильма я всё же жду.
Что ещё могу сказать о съёмочной команде - мне посчастливилось пообщаться с Гаретом Эдвардсом в сентябре и взять у него интервью (читайте в январском номере Мира фантастики и уже сейчас на сайте) и у меня сложилось очень позитивное мнение о нём. Это человек, давно и преданно влюбленный в «Звёздные Войны», очень интересный, с собственным мнением и вообще очень положительный. Хотя какой он режиссер мы увидим уже через несколько дней.
Ну а что до того, чего жду именно я - мне прежде всего хочется увидеть довольно мрачный и реалистичный фильм в декорациях Далекой-Далекой Галактики. Мне хочется зрелища, приличной актерской игры, интересной истории и, совсем немного, юмора. Посмотрим, что я получу на выходе.
вдохновлен и предвкушаетНе так давно на праздничном корпоративном мероприятии в Lucasfilm Кэтлин Кеннеди напомнила всем присутствующим, что с того момента, как произошла смена руководства в компании, прошло всего четыре года (очень небольшой срок по меркам индустрии) – а они уже готовятся к релизу своего второго фильма по «Звёздным войнам». Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но кто вообще до 2012 года мог представить, что когда-нибудь мы каждой зимой будем собираться в кинотеатры на новую захватывающую историю из Далекой-Далекой Галактики?
Разогнать всю эту махину и обеспечить её работу в весьма нестабильной экономической обстановке, найти и заинтересовать профессионалов нужного уровня, оставить в прошлом убытки и жесткие бюджетные ограничения, снова вернуть «Звёздные войны» на экраны и в головы массовой публики – Кэтлин Кеннеди удалось то, что в последние годы под руководством Джорджа Лукаса многим казалось невозможным. Как бы отдельные голоса ни пытались критиковать «Пробуждение Силы» (и иногда – даже вполне справедливо), в прошлом году Lucasfilm твердо и громко заявил о своем возрождении и был поддержан большинством зрителей и критиков.
И вот сейчас перед командой Кеннеди стоит новый барьер. Доказать, что успех «Пробуждения Силы» не был ни случайностью, ни залогом популярности Оригинальной Трилогии. Продемонстрировать, что в рамках той же вселенной можно рассказывать другие истории – в новых жанрах, от новых авторов, новым языком. Да, на первый раз был выбран наиболее безопасный и сюжетно приближенный к оригинальным «Звёздным войнам» вариант. Но в одном из недавних интервью EW президент Lucasfilm чётко заявила: будущее развитие ЗВ-кинофраншизы зависит от реакции зрителей на «Изгой-один».
No pressure, right?
Разумеется, столь высокие ставки волнуют меня и как фаната Саги, и как киномана. Мне интересно, на что способны «Зёездные войны» на большом экране. Мне радостно, что Lucasfilm не боится пробовать границы стиля франшизы на прочность – как это уже восьмой год подряд (и с большим успехом) делают их коллеги из Marvel Studios. Мне страшно, что в случае недостаточного успеха «Изгой-один» может похоронить будущие эксперименты, всё более смелые и захватывающие. Но чем выше риск, тем ярче удовольствие от победы, верно?
Тем более, что создатели фильма уже заработали себе немалый кредит доверия; опять же, спасибо прозорливости Кеннеди и её коллег. В основе истории – питч Джона Нолла, одного из наиболее уважаемых ветеранов Industrial Light&Magic, который помогал Джорджу Лукасу вершить революцию в компьютерной графике и технологиях кинопроизводства на Трилогии Приквелов. Финальной полировкой сценария занимался Тони Гилрой, в свое время перевернувший жанр шпионского триллера в трилогии о Джейсоне Борне. За камерой – мастер ночной съемки Грег Фрейзер, который в 2012 году вписал себя в историю операторского искусства, сняв невероятно напряжённую, реалистичную и в то же время прекрасную (несмотря на почти полную темноту) сцену вертолётного рейда на убежище Бен Ладена в ZeroDarkThirty. И если судить по уже опубликованным материалам, на «Изгое-один» он выступил не менее впечатляюще – особенно в эпизодах на планете Эаду, с её дождем и темнотой.
Разумеется, не стоит забывать о наиболее позднем пополнении съемочной группы – композиторе Майкле Джаккино, который заменил выбывшего по тем или иным причинам Александра Деспла. Разумеется, чрезвычайно сжатые сроки написания музыки (всего 4,5 недели!) вызывают свои опасения, но первые опубликованные отрывки из композиций, как мне кажется, настраивают на позитивный лад. В конце концов, Джаккино уже долгие годы является ЗВ-фанатом и испытывает бескрайний пиетет перед Джоном Уильямсом. Так может, прав был его брат, заявивший, что в каком-то смысле Майкл всю свою жизнь готовился к созданию музыки для «Звёздных войн»?
Кто ещё? Ветераны Трилогии Приквелов художник-постановщик Даг Ченг и звукорежиссер Мэттью Вуд. Заслуженный постановщик спецэффектов Нил Корболд («Спасти рядового Райана», «Чёрный ястреб» и, опять же, ZeroDarkThirty). Оскароносный дизайнер существ Нил Сканлан («Бэйб», «Пробуждение Силы»). Монтажёры Джабез Олссен («Властелин колец», «Кинг Конг» и «Хоббит»), Колин Гуди («Монстры») и Джон Гилрой («Тихоокеанский рубеж», «Стрингер»).
Ну и, конечно, во главе всего производства стоит один из наиболее талантливых молодых режиссеров последних лет – Гарет Эдвардс, киноман, ЗВ-фанат и обладатель редкого чутья на яркие эффектные образы. Присмотритесь к его «Годзилле». Последите за тем, как изобретательно выстроена композиция и движение кадра. Как изобретательно фильм использует цвета и темноту. Насколько большим кажется этот фильм, несмотря на ракурсы с земли – а то и благодаря им! Как он отдает дань почтения классической «Годзилле» 1954 года, возвращается к её мифологии (гигантские монстры как силы природы, с которыми человек не может совладать) - и в то же время переосмысливает её в современном западном ключе.
Многое из перечисленного роднит Эдвардса с самим Джорджем Лукасом, и едва ли можно найти более удачную кандидатуру для того, чтобы отправить корабль «Звёздных войн» в новые воды. И, судя по всему, вопреки всем раздутым слухам о пересъемках и изменениях в сценарии, Кэтлин Кеннеди доверяет чутью своего режиссёра. На уровне трейлеров «Изгой-один» уже выглядит как фильм Гарета Эдвардса – стильный, зрелищный, яркий по образам и прежде всего исследующий поведение людей в экстраординарной ситуации.
Именно люди – ключевой фактор, о котором нужно помнить при просмотре новых «Звездных войн». Как, в общем, и любого фильма, но сейчас не об этом. За всеми упрощениями легко забыть, что созданием «Изгоя-один» занимался не абстрактный Disney, не какой-то бездушный конвейер, не обезличенные фокус-группы из маркетологов, которые одним взмахом руки могут повелеть переснять 40% фильма (серьезно, кто хоть на минуту поверил в эту ахинею?).
За каждым кадром фильма стоят решения конкретных людей – художников и профессионалов своего дела, которые на протяжении нескольких лет в поте лица работали над тем, чтобы снять фильм по вселенной, которую они любят. Продолжить миф, который уже почти сорок лет назад многих из них вдохновил на работу в кино и искусстве. Сделать то, что годы спустя будет вдохновлять следующее поколение кинематографистов.
И именно с вдохновением связаны мои ожидания от «Изгоя-один». Я надеюсь увидеть высококлассный фильм, который покажет мне, на что способны талантливые профессионалы, которые по-настоящему вкладываются в свой проект. Я надеюсь увидеть кино, полное свежих идей и ярких образов, которые я впоследствии смогу использовать и (пере)осмысливать в своем собственном творчестве. Я надеюсь увидеть историю, которая на годы вперед обеспечит других авторов материалом для создания новых произведений – как внутри ЗВ-вселенной, так и за её пределами.
Ну и, конечно же, я надеюсь, что «Изгой-один» лишь сильнее разожжет огонь воображения моей двенадцатилетней сестры, которая только-только начинает придумывать собственные сюжеты и персонажей. Ведь, в конечном счете, именно в этом заключается сама суть легенды «Звёздных войн» - в связи поколений. В осмыслении своего прошлого и вдохновении на создание лучшего будущего. В надежде на то, что все только начинается!
Мнения вновь разделились - но это совершенно нормально. Нам гораздо любопытнее то, поменяется ли - и насколько - мнение опрошенных нами людей. Может быть, в этот раз разочарованных всё-таки будет меньше?