Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
20.12.2007, 21:52
Сообщение
#1
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1470 Регистрация: 4.4.2006 Пользователь №: 1963 Награды: 1 Предупреждения: (0%) |
Оригинал статьи находится на сайте нашего проекта «Звездная Кузница»
Анализ тактики, техники, уровня подготовки личного состава и технического состояния летных частей Галактической Империи и Альянса за Восстановление Республики (Альянса Повстанцев) Содержание 1. Вступление 2. Общий анализ техники 3. Подробный разбор боевых аппаратов находившихся на вооружении Альянса и Империи 4. Техническое состояние, снабжение и численность 5. Уровень подготовки личного состава 6. Анализ боевого применения и использовавшейся тактики летных частей Альянса и Империи 7. Список использованных источников Ссылки на источники в тексте оформляются следующим образом: В фигурных скобках ( [] ) первой цифрой указан номер источника, а через запятую – номер страницы (если ее возможно указать). Если по данному опросу в одном абзаце идет несколько источников или информация в них дублируется следующий источник указывается через «;». Ссылка на источник относится, чаще всего, ко всему абзацу, но иногда может относиться к одному-двум предложениям или нескольким абзацам. В тексте названия и аббревиатуры приведены в переводе на русский язык и некоторые подаются в виде привычного сленга (для удобства чтения):
Dogfight – догфайт (или «карусели»). Этот термин был придуман в ходе Первой Мировой войны и означает маневренный бой между истребителями. Причина возникновения – бой групп истребителей очень напоминал свалки свор разъяренных собак. Имена и названия будут подаваться в транслитерации на русский язык с указанием в скобках оригинального написания (исключение сделано только для известных имен, таких, например, как Ведж Антиллес). Некоторые название кораблей или подразделений переведены, однако в скобках также указывается их оригинальное написание. Раздел 1 Вступление Эта тема очень интересна и не раз обсуждалась на множестве форумов. Но, как правило, обсуждение носит характер «кому, что больше нравится по внешнему виду». Немногие пытались углубиться в вопрос, как говорится, «с головой», но, к сожалению, эти немногие не решились на написание полноценной статьи по этому вопросу базирующейся на всей той массе источников, какая присутствует сейчас. Причины этому бывают разные. Как правило, люди не желают писать о том, в чем прекрасно разбираются, а иногда причиной бывает отсутствие канонических источников. Незначительные попытки анализа встречались у некоторых авторов. Это попытки можно условно разделить на два вида: 1. Пропаганда в чистом виде, для которой весьма характерны «перегибы» и хамство в сторону оппонентов. Пример «Обзор стратегии истребительных подразделений Союза за восстановление Республики и Галактической Империи», авторы Rand и Starcaat 2. Личное мнение автора относительного того или иного вопроса. Пример, «TIE fighter - тактическое преимущество», автор Dark Pilot В обоих случаях авторы не опираются на источники или опираются на них лишь частично, проявляя в этом случае неумение их анализировать. Следствием отказа от использования источников является огромное количество грубых ошибок. Нередко авторы даже не ориентируются в рассматриваемом в статье отрезке времени, путаясь в простейших и общеизвестных датах, названиях, терминах. Их выводы порой настолько странны, что невозможно понять, путем каких умозрительных спекуляций было выведено такое заключение. Уже давно интересуясь этим вопросом, я не раз натыкался на многочисленные сформировавшиеся стереотипы, порожденные, порой, весьма курьезными вещами. Сталкивался я и с полным непониманием сути вопроса, следствием которого нередко ставало незнание «земной» терминологии и военной истории. Эти причины, вместе с отсутствием хотя бы одной беспристрастной статьи, жестко опирающейся на источники, и побудили меня взяться за клавиатуру. В статье будет проанализирована техника использовавшаяся Альянсом и Империей, рассмотрены проблемы производства и доставки техники и запчастей, цели, тактика и стратегия. Рассмотрены будут и основные стереотипы отношения к пилотам и технике сторон, порожденных как правило, неплохими, но ужасными в плане знаний мира Звездных Войн писателями Олстоном и Стекполом, которые из свойственной им любви к своим «хорошим» персонажам имеют тенденцию создавать «злодеев» тупыми и ни на что неспособными (это было замечено у этих писателей не только в отношении мира ЗВ). Например, в книге Стекпола «Война за Бакту» пара эскадрилий, Звездный Разрушитель, старый алдераанский боевой корабль и несколько десятков фрахтовиков практически без потерь нанесли огромные повреждения сверхлинкору «Лускания» которой пришлось очень долго простоять в ремонте. Но во время вторжения вонгов, волею пера все того же Стекопола эта же «Лускания» является грозным оружием, сумевшим разложить на атомы полфлота вонгов. Странная ситуация – в одном случае не может уничтожить малое количество противников, в другом «выносит» куда более сильного противника, причем в гораздо большем количестве. Кроме книг, участь быть только тупыми целями для уничтожения, выпала имперцам и в комиксах, за написание сюжета к которым брался Стекпол (имеется ввиду, серия «крестокрыл»). Всюду «злая и тупая Империя» безуспешно пытается уничтожить «умных, везучих и находчивых» положительных героев. Приходится делать комиксу скидку на то, что это все-таки комикс и там все должно красиво и часто взрываться. Комиксы имеют ценность как источник событий, происходивших в тот период, но ни как не источник, показывающий результативность боев и тактику в ДДГ. Уже вскоре после выхода книг Стекпола, в появившихся энциклопедиях и соурсбуках начали исправлять допущенные этими авторами ошибки, но читатель книг на них, как правило, внимания не обращает. Статья разделена на разделы. Рассматриваемые в каждом из разделов факторы влияли друг на друга, и всех их стоит учитывать при рассмотрении того или иного аппарата на вооружении сторон и их методов применения, а также учитывать уровень подготовки личного состава, их психологию и мотивацию. Раздел 2 Общий анализ техники Как правило, рассматривая этот вопрос, в первую очередь вспоминают наличие на всех истребителях и бомбардировщиках Альянса гипердвигателя, из чего выводят их универсальность; щитов и прочной брони, из чего выводят их большую живучесть и пусковых установок, из чего выводят их большую универсальность. Это стереотип, навеянный книгами Стекпола и Олстона, которые являются первым, к чему обычно обращаются поклонники ЗВ. Но стоит отметить, что их книги далеко не единственные источники по данному вопросу. Щиты и Броня – панацея против всех бед? Начнем с известного стереотипа о том, что щиты и броня = живучесть. Первое что ставят в упрек имперской технике это неспособность, из-за отсутствия щитов, вести полноценный бой на встречных курсах с истребителями противника. Есть пример, когда эскадрилья СИД-Истребителей фронтальной атакой нанесла серьезный урон и обратила в бегство численно троекратно превосходившего противника. Истребители противника были тяжело бронированы и весьма хорошо вооружены (пушек было более 10). Конечно, можно сказать, что победа досталась Империи легко по причине того, что раса, противостоявшая пилотам Трауна, была менее развита в военном отношении и имела более примитивную технику, чем Альянс. Но могло ли быть так с расой захватившей или уничтожившей в Неизведанных Регионах множество далеко не самых отсталых в технологическом отношении миров? После скоротечной битвы все СИД-истребители вернулись на борт без потерь. [7] Это не единственный случай успешного фронтального столкновения имперских истребителей. Чем же порожден этот стереотип? – Олстоном в книгах которого «Призраки» лихо врывались в волны СИД-Истребителей без труда уничтожая их. Но при этой бой в его книгах прописан до ужаса бездарно. Автор, описывая битву, вряд ли представлял, как она выглядела бы в «ЗВ-шной реальности» [8]. Корабли в книгах Стекпола и Олстона красочно взрывались от малейшего попадания (даже в фильмах, где также важна эффектность, это было иначе). Попадание в панели СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков и не прямые поражения сферического кокпита не приводили к мгновенной гибели машины и ее красочному взрыву. Конечно же любое утверждение стоит доказывать, поэтому приведу лишь несколько примеров выживаемости СИД-ов после попаданий. Так, при поражении сферического кокпита СИД-Перехватчика (это была ранняя модель практически не отличавшаяся по ТТХ от линейных СИД-Истребителей (TIE/ln)) Маарека Штеля (Maarek Stele) не привело к взрыву аппарата, а всего лишь отключило часть электроники, которая вновь была приведена в рабочее состояние автоматикой и усилиями самого пилота [9, 34]. Известный ас Альянса, Кеян Фарландер (Keyan Farlander) в первом своем бою случайно (как он позже считал [3]), задел лазерной очередью СИД-Истребитель повредив противнику маневровые двигатели и не нанеся более никакого повреждения. Только следующей очередью Кеяну удалось добить СИД-Истребитель – «из ионных двигателей брызнули искры, СИД-истребитель беспомощно закружился в космосе». Но истребитель только потерял боеспособность. Повреждения не привели к взрыву истребителя. Кстати, после этого боя к Фарландеру приклеилось прозвище «Счастливчик» (Lucky) [10] Получив новое назначение, уже упомянутый выше Штель, зашел в ангар корвета, к которому был приписан и увидел на доставшемся ему истребителе «многочисленные шрамы и опалены полученные во множестве сражений». [9, 58] СИД-Перехватчик имперского пилота из 128-ой эскадрильи Казан Мур (Kasan Moor) в ходе битвы в атмосфере Геррада-5 (Gerrard V) был поврежден прямыми попаданиями пушек «костыля». Однако попадания не стали критическими для ее истребителя, т.к. она еще некоторое время сумела продержаться в воздухе (при этом, ведя с повстанцами переговоры), а потом безопасно посадить перехватчик. [11] Примеров живучести СИД-ов множество и список можно продолжать, но и этих доказательств вполне достаточно, чтобы понять, даже прямого попадания не всегда достаточно, чтобы уничтожить имперский истребитель. Но все же главной защитой имперских истребителей была не броня, а скорость и маневренность. Напоследок один повод для размышления. Если щиты и броня и вправду давали огромные преимущества в бою и если они были более предпочтительными, чем скорость и маневренность, почему имперцы не пошли тем же путем, и при создании СИД-Перехватчика и далее стремились еще больше увеличить скорость и маневренность? Подумайте над этим, и тогда вы, возможно, согласитесь с мнением имперского пилота Виллиана Дэнса (Villian Dance) для которого скорость и маневренность в бою имели, куда большее значение чем защищенность. Пусковые установки, обязательны в вооружении истребителей? Следующее что ставят в упрек основным имперским истребителям (СИД-Истребителям и СИД-Перехватчикам) это отсутствие пусковых установок по запуску ракет или торпед. Однако нигде не говорится про их отсутствие вообще. Действительно, конструктивно СИД-Истребители и СИД-Перехватчики не имеют встроенных пусковых установок и первая попытка сделать это приходится на проект СИД-Экспериментальных, а если точнее – на модель М3 имевшей возможность брать на борт от 16 до 24 ракет или торпед. [2]. Но это не значит, что серийные аппараты серии СИД не могут быть вооружены ракетами и торпедами; ракеты и торпеды они несут на внешних пилонах, которые отстреливаются после использования ракетного вооружения [12; 13] Стоит также заметить, что подобная установка ракетно-торпедного вооружения является вынужденной и, как правило, СИД-Истребители и СИД-Перехватчики не несут ракет. А нужны ли они им? Ответ – нет, так как основная задача СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков – обеспечивать защиту от истребителей, бомбардировщиков и канонерок материнского корабля или станции; в таких случаях дополнительное вооружение становится для них лишь обузой. Второе предназначение СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков – сопровождение вооруженных ракетами, торпедами, тяжелыми ракетами и бомбами СИД-Бомбардировщиков; для этой цели пусковые установки также не нужны. Наличие пусковых установок на истребителях повстанцев обусловлено их применением – универсальность малых кораблей была жизненно необходима для Альянса. Средства спасения пилота Нередко недостатком СИД-ов называют отсутствие у них систем катапультирования. Сейчас многие нормально воспринимают «отсутствие» на имперских истребителях средства спасения пилота. Но так ли это? Приведу несколько примеров: Пример 1. Биггс Дарклайтер спасается из своего СИД-Истребителя катапультированием. [15] Пример 2. В компьютерных симуляторах на всех СИД-ах присутствует система катапультирования. В случае если вас сбивают, внизу экрана высвечивается соответствующее сообщение. Будьте, уверены – вас обязательно подберут (но не всегда свои). [2; 12; 16] Пример 3. «Вампа» (личный номер - DS-61-11) пилот элитной имперской Черной эскадрильи после битвы при Явине дотянул свою машину до Явина и катапультировался (!). Позже снова вошел в состав воссозданной элитной эскадрильи. [1] Пример 4. Имперский пилот Милнн (Milnn) покинул свой подбитый истребитель при помощи катапультирования. [17] Пример 6. Люк покидает СИД-Истребитель при помощи катапультирования [18] Пример 7. В источниках встречается перечисление базового снаряжения неигровых персонажей (NPC). Имперским пилотам, кроме летного комбинезона и шлема, полагается аварийный недельный рацион, бластерный пистолет, комлинк и комплект выживания. Если бы имперские пилоты были действительно «расходным материалом», им бы всего этого не выдавали. [19,45; 36,73; 37,92] К слову, комплект снаряжения пилота повстанцев состоит только из: шлема, комбинезона, комлинка и датапада. Комплект выживания и рацион отсутствует. Пример 8. Суунтир Фел, будучи инструктором будущих пилотов в Имперской Академии говорит «Кадет Кливиан, если Вас собьют, Императору хотелось бы, чтобы вы выжили и вернулись в строй». [20] Пример 9. Информация о костюме пилота содержит следующие слова: «Скафандр имеет систему жизнеобеспечения достаточную на случай если пилот вынужден покинуть истребитель.» и далее «Если пилот вынужден покинуть корабль по причине его повреждения; его обучают спокойно дожидаться спасательной команды, которая подберет его после боя.» [21, 26] Пример 10. Имперский ас Маарек Штель однажды спасся из подбитого истребителя катапультированием, хотя после этого ему пришлось некоторое время провести в медицинском отсеке. Пример 11. Капитан Гроде (Grode) катапультировался из своего СИД-истребителя после того как его истребитель был сбит в ходе атмосферного боя с «Разбойной Эскадрильей». [48] Вот несколько примеров наличия у аппаратов серии СИД систем спасения пилота. Есть ли обратное доказательство? Есть, но это лишь один номер журнала SW Gamer №2 и книги Стекопола и Олстона в которых авторы из-за привычного им стиля написания художественных произведений (не только по миру ЗВ) лишили противников своих «хороших» героев не только ума, но и средств спасения от этих самых «хороших и умных» героев. И это вызывает удивление. Ведь Стекпол который, согласно его же интервью, немало основывался на компьютерных симуляторах X-Wing и TIE Fighter при написании своих книг заметил средства спасения пилота только у истребителей повстанцев, но «не заметил» у истребителей Империи. Упомянутые писатели стали очень популярными, и поэтому все их творчество ныне воспринимается как буква закона. Именно поэтому мы имеем устоявшийся стереотип или, если желаете, штамп, который я, надеюсь, сумел развеять. Гипердвигатель – залог успеха? Часто отсутствие этого устройства у СИД-Истребителей считают недостатком. Но подобное конструкторское решение обусловлено другими задачами, которые призваны выполнять СИД-Истребители и СИД-Перехватчики, а именно: охрана крупных кораблей, станций и баз, сопровождение бомбардировщиков и транспортных кораблей внутри системы. Установка гипердвигателя повлекла бы за собой серьезное подорожание аппарата, увеличение его размера и, соответственно, потерю боевых качеств. Установка гипердвигателя не повлиявшая значительно на размер аппарата стала возможна только с разработкой его миниатюрной версии, но такой гипердвигатель стоил очень дорого и был весьма сложен в производстве. Для стремительных нападений и рейдов на коммуникации противника, ударных операций Империя имела канонерки Xg-1 и GAT-12 различных модификаций. Наличие гипердвигателей на кораблях Альянса было обусловлено жизненной необходимостью, иметь универсальные аппараты способные перемещаться на значительные расстояния без помощи кораблей-носителей. Это позволило повстанцам совершать неожиданные и стремительные нападения на отдаленные имперские базы и аванпосты. Но универсальность аппаратов, как мы позже увидим, «вышла боком» Альянсу при непосредственных столкновениях с истребителями противника. Система жизнеобеспечения Наличие на всех малых кораблях используемых Восстанием систем жизнеобеспечения скорее является недостатком, нежели преимуществом. Конечно, пилот не вынужден носить скафандр, но стоит отметить, что система жизнеобеспечения имеет электронику и занимает на корабле место, в то время как истребитель должен быть максимально избавлен от всего лишнего. Как и всякая электроника, система система жизнеобеспечения выходит из строя при попадании в аппарат ионной пушки или же выведением ее из строя «случайным» попаданием лазерной пушки. Попадание ионной пушки означает гарантированную гибель пилота. В случае, когда необходимо экстренно покинуть аппарат пилот, лишенный скафандра, недолго протянет в космосе, даже, несмотря на то, что кресло, с которым он катапультируется оснащено силовым полем, на некоторое время позволяющим продлить существование сбитого пилота. [47] В то же время на аппаратах серии СИД, в том числе и поздних поколений, система жизнеобеспечения отсутствовала. Ее устранение позволило сохранить небольшие размеры истребителя и в то же время избежать угрозы отключения системы жизнеобеспечения и гибели пилота, т.к. его скафандр это механика. Единственная электроника в шлеме имперского пилота – компьютеризированная навигационная система, отключение которой не может сказаться на здоровье. Средства управления и устройство кабины Следующим важным пунктом я предлагаю рассмотреть средства управления и удобство кабины. Как правило, поклонники ЗВ не уделают им особого внимания, а зря. Обратите внимание на устройство кабины «костыля» и «крестокрыла». Оба истребителя имеют в кабине множество датчиков, экранов и переключателей просто не умещающихся в поле зрения пилота. Идеально справиться со всем этим управлением может два пилота, но пилот на Т-65 и Y-Wing BTL-A4 всего один. Двухпилотной стала только модель «костыля» BTL-S3. Для того чтобы выполнить одно действие (например, наведение ракет на цель) пилоту необходимо было выполнить несколько действий для чего переключить тумблеры и нажать кнопки в разных углах панели управления, а это в свою очередь сильно отвлекает от непосредственного управления боевым средством. [27] В плане дизайна кабины весьма хорош истребитель-перехватчик повстанцев A-Wing; не нужно никуда тянуться и все средства управления под рукой, приборная панель почти помещается в поле зрения пилота. В то же время на аппаратах серии СИД все управление сконцентрировано в поле зрения пилота и сведено в несколько тумблеров и кнопок на небольшой приборной панели и кнопках на штурвале. Основную массу информации пилот получает при помощи навигационного компьютеризированного шлема. Таким образом пилот СИДа имеет полную информацию о боевой обстановке не отвлекаясь от управления. На приборной панели выводится только данные локатора и датчики состояния двигателей и пушек. Курс и скорость пилот контролирует штурвалом и педалями. Расположен пилот в истребителе более комфортно; находясь в положении полулежа, и жестко зафиксирован на ложементе. Это помогает переносить высокие полетные перегрузки при резких маневрах. Перегрузки также позволяет компенсировать противоперегрузочный скафандр [19; 1]. В то же время пилоты повстанцев сидят в положении подвергающим пилота большим перегрузкам. В кабине пилота, присутствует грави-компенсатор, облегчающий пилотирование, однако эта система ненадежна, поэтому опытные пилоты отключали ее [22]. Из-за того, что пилот повстанцев сидит в истребителе довольно свободно, он более подвержен всем вибрациям (особенно к повреждениям) которые получает аппарат. Стоит отдельно сказать про обзор из кабины имперского и повстанческого истребителей. Обзор из кабины «костыля» и «крестокрыла» весьма ограничен по причине конструктивных особенностей этих машин и не позволяет вести визуальное наблюдение за целью в задней (особенно этому мешает астродроид, а в случае с BTL-S3, второй пилот) и нижней полусфере. Намного лучше дела с обзором обстоят у «бритвы» имеющий полусферический кокпит; «ашки» и Z-95 устройство которых дает весьма неплохой обзор в задней полусфере. Пилот, управляя любым аппаратом серии СИД, благодаря компьютеризированному шлему может вести наблюдение почти на 360 градусов [12; 16; 19,45]. Посадочные опоры Существенным недостатком имперских истребителей серии СИД (за исключением разведывательного варианта) является отсутствие посадочных опор и необходимость в использовании специально подготовленных посадочных площадок и ангаров. Посадить СИД-Истребитель на твердую поверхность без помощи притягивающего луча мог только очень опытный пилот, хотя взлететь мог каждый. В то же время все малые корабли, используемые Альянсом, имеют посадочные опоры и способны производить взлет/посадку на любую твердую поверхность. Это существенно упрощает их использование на скрытых базах. Сообщение отредактировал Gelu - 15.12.2011, 5:33 |
|
|
3.2.2008, 18:04
Сообщение
#2
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1470 Регистрация: 4.4.2006 Пользователь №: 1963 Награды: 1 Предупреждения: (0%) |
Раздел 4 Техническое состояние, снабжение и численность Галактическая Империя Про уровень снабжения летных частей Галактической Империи скажу лишь несколько слов, т.к. этот вопрос редко является предметом споров. Империя является законным правительством для многих тысяч планет и звездных систем. Некоторые ее транспортные корабли ходили по гиперпространственным трассам, даже не имея вооружения и генераторов защитного поля (щитов). Империя имела многочисленные базы и склады снабжения по всей галактике. Система снабжения подразделений была отлажена. Угрозой для эффективного снабжения были только налеты групп повстанцев (а иногда и пиратов) на имперские конвои с целью их захвата или (редко) уничтожения. Надежность работы бортовой электроники, систем вооружения, двигателей имперских истребителей, обеспечивалась своевременным снабжением и меньшим износом техники. Время перерыва между сражениями для СИД аппаратов было примерно в четыре раза больше чем у Альянса. Известно, что эффективность СИД-ов невысока если они не получают должного обеспечения. [29] Система обеспечения истребителей на первой стадии ГГВ работала безукоризненно и истребители получали необходимый уровень технического обслуживания. [9] Понятное дело, что огромные ресурсы Империи позволяли ей восполнять потери значительно быстрее и не так болезненно, чем повстанцам восполнять собственные. [34,15 (часть 1)] Проблемы со снабжением испытали на себе Имперские Осколки, годами после битвы при Эндоре, когда налаженный механизм снабжения разрушался на глазах. Ранее нерушимые транспортные маршруты теперь пересекали несколько «государственных границ». Альянс Повстанцев Некоторая информация, которую стоило бы сказать в этом разделе, уже прозвучала в предыдущих разделах. Уже давно сложился стойкий образ (а следовательно и стереотипы) Альянса Повстанцев как испытывавшего постоянную нехватку в ресурсах и уступавших численно «Злой Империи». Но есть такие, которые не устают повторять нечто вроде: «да ведь Альянс поддерживало огромное количество планет, вот отсюда и брались деньги на технику и вооружение». Действительно, Альянс, тайно или открыто, поддерживало много миров, хотя их число было незначительным, те же миры, которые открыто, выступали на стороне повстанцев, очень скоро обнаруживали на своих орбитах карательные флоты Империи и созерцание картины «сверкающих пяток» удирающих повстанцев. Так было в системе Агамар (Agamar), системе Далрон (Dalron-5) [52], в системе Орион (в частности на планете Орион-4 (Orion-IV)) [6;3] и многих других мирах, поддержка мятежников которыми длилась весьма недолго. [6; 3] Некоторое время поддерживал повстанцев и Альдераан, что и стало причиной его уничтожения. Кстати, кроме денег и обмундирования Альдераан имел тренировочные лагеря для бойцов (или скорее - террористов) Альянса. [54; 3] Часть средств Альянс получал и другим путем. Например Тисилиан (Tisilan), один из «меценатов» (писать стоит именно в кавычках, т.к. у этого персонажа были далеко идущие цели) Альянса часть денег выдавал из собственного законного бизнеса. Но основная масса средств поступала на счет Альянса от хорошо организованной Тисилианом команды грабившей частных коллекционеров, музеи и т.п. Продажи произведений искусства приносили Альянсу несколько миллионов кредитов в год. [42,95] Но вернемся к истребителям и бомбардировщикам. Известно нам то, что Альянс выделял 35% своего бюджета на малые корабли (истребители и бомбардировщики). [29] Исходя из этого можно заключить, что малые корабли играли особую (если не главенствующую) роль в борьбе мятежников против Империи. И это действительно так. Особенности применения малых кораблей Альянсом нами будут рассмотрены в соответствующем разделе. Но исходя из названных 35% сложно судить каков же был бюджет Альянса, и хватало ли его для обеспечения эффективной деятельности всего авиапарка и его пополнения новыми кораблями. Как сказал Стархантер (Starhunter): «Если выпить 3.5 чашки кофе из 10, это будет 35%. Но также, если выпить 35 чашек из 100 это тоже будет 35%». Итак, хватало ли средств Альянсу на полноценное обеспечение летных частей? Опираясь на источники, я могу ответить – нет. Поэтому «пожертвования» с симпатизирующих Альянсу планет вынужденно дополнялись кражей необходимых запчастей с имперских баз и налеты на конвои. Хан Соло, вспоминая флот повстанцев до битвы при Эндоре, называл тогдашние корабли «лязгающими развалинами». [39] Вейдер, вспоминая о «непобедимости» Звезды Смерти спустя три года после ее гибели, также считал повстанцев плохо вооруженными [31]. «Старые корабли только и были на вооружении повстанцев в начале борьбы» - вспоминала Лея [40]. Люк в обращении к R2D2 во время одной из миссий говорит: «Я знаю, что корабль разваливается – все наши корабли разваливаются, поэтому и был нужен этот налет, помнишь? Достать новые запчасти…» и далее «Не так-то легко сражаться с СИД-ами без энергии. Как мы можем противостоять Империи с кораблями, разваливающимися на куски?» [38] Как мы видим в последнем примере – оказалось недостаточно средств даже для обеспечения нормальной работы даже корабля командира элитной эскадрильи (в то время Люк командовал «Разбойной эскадрильей») Большинство кораблей Альянса не получали такого обслуживания какого они требовали. Если эскадрилья активно участвовала в боевых действиях более недели, была высокая вероятность того, что ее пилоты будут гибнуть из-за неисправности истребителей не реже, чем под огнем противника. [29,72]. Часть проблемы, конечно же, состояла в том, что Альянс просто не имел достаточных производственных возможностей для производства всего, в чем он очень нуждается. Альянс дополнял свои скудные производственные возможности простой и весьма целесообразной кражей имперских кораблей. [41,24-25] Исходя из выше сказанного, я бы назвал истинными героями не пилотов, а тех безымянных техников Альянса, умудрявшихся ремонтировать и поднимать в воздух потрепанную технику (кстати, именно потрепанной принято показывать нам технику повстанцев в книгах, играх и комиксах). Полноценное снабжение, в условиях тотальной охоты Империи за мятежниками были очень затруднено. Для снабжения своих вооруженных формирований Альянс чаще всего использовал контрабандистов. Отношения Альянса с контрабандистами носили, как правило, временный характер, возможно, потому что они были людьми ненадежными (хотя и Альянс, если это было выгодно, «кидал» контрабандистов). Исключение составляли некоторые постоянные перевозчики, часть из которых искренне верило в дело Альянса за Восстановление Республики не меньше чем в необходимость утяжеления собственного кармана кредитками. Существовали и целые семьи контрабандистов подрабатывавших перевозками для Альянса, к примеру, такой деятельностью занималась семья Аззаминов. [2] Относительная безопасность перевозок контрабандистами обеспечивалась тем, чаще всего капитаны наемных кораблей даже не подозревали, что везут грузы, предназначенные для Альянса. [41,25] Очень небольшой процент перевозок приходился на собственные транспортные корабли, т.к. этих кораблей у Альянса было всегда мало. Несмотря на постоянную и (порою) критическую нехватку транспортов, Альянс редко строил транспортные корабли. Верфи повстанцев, как правило, строили боевые корабли, потому что их сложнее было получить другими средствами. [26,47] Транспортные корабли Альянса, как правило, угонялись спецназом мятежников у Империи или мирного населения. Это было проще и обходилось дешевле, чем их приобретение при помощи денег. [43,46-49] Особым приоритетом у угонщиков имели корабли YT-1300, Ghtroc 720, CEC Action IV Transport, CR-90 и челноки типа «Лямбда» [4,135-137]. Повстанцы не брезговали угонять пассажирские транспортные корабли и роскошные лайнеры, которые также использовались после для перевозки незаконных грузов, солдат и техники. [41,24] Учитывая трудности со снабжением, повстанцам приходилось быть очень осторожными с расходом ресурсов т.к. их очень сложно было восстановить [42,92] Исходя из этого, не трудно догадаться, как на боеспособность летных частей влияло нерегулярное снабжение их самым необходимым. Вероятно, особо тяжелым было существование секретных баз осуществлявших рейдовые налеты на коммуникации Империи. Некоторые базы буквально находились на «подножном корму» (самообеспечении) добывая себе все необходимое рейдовыми действиями в том регионе, где они «боролись за свободу» при этом, очень напоминая обыкновенных пиратов, с которыми нередко сотрудничали. Стоит отметить, что на этих базах привычным было халатное отношение к уровню секретности. До битвы при Эндоре, как отмечал Иблис, «каждая пятая база Повстанцев накрывалась имперцами из-за пренебрежения к требованиям секретности». Это было одной из причин почему Иблис решил вести борьбу с Империей самостоятельно [40]. Также известна и негибкость системы снабжения повстанцев. Например, после битвы у Гал Милнор (Gal Milnor) повстанцы лишились центральной базы снабжения в регионе, что вынудило их свернуть все «освободительные» действия в нескольких окрестных секторах. Ни восстановить сеть снабжения в регионе, ни создать новую базу им так и не удалось. [3,66] Проблемы со снабжением также касались и доставки летным частям новых истребителей. Это вынуждало доставлять истребители иногда в полу разобранном состоянии и небольшими партиями, максимально уменьшая риск потери большой партии кораблей одновременно. Эти же проблемы касались и строительства новых истребителей. Как уже отмечалось в предыдущем разделе, создание «рабочей лошадки» Альянса – истребителя Т-65 «крестокрыл» было сильно затруднено. Начиная производство, техники повстанцев строили машины фактически на пустом месте, часто не имея необходимых материалов. Трудности в производстве дополняла стоимость «крестокрыла». Он был весьма дорогой машиной. Стоимость одного Т-65В в идеальных условиях доходила до 150.000 кредитов, но учитывая сложности в производстве и трудности в доставке комплектующих, себестоимость машины должна была сильно превышать эту цифру. В то время как стандартный имперский истребитель обходился имперским налогоплательщикам всего в 60.000 кредитов, и имперские вооруженные силы не имели проблем с производством и доставкой новых машин в строевые части. Аналогичными были проблемы при производстве «ашек» и «бритв». По этой причине Империи было легче потерять 10 истребителей, чем повстанцам потерять один. [29,72] Намного проще ситуация обстояла с «костылями» и Z-95; их можно было свободно приобрести за наличные кредиты или украсть. Много ли было малых кораблей у Альянса? Вопрос скорее риторический. Но их было однозначно больше чем то, что нам показали в фильме (по причине примитивного уровня кинематографа того времени и отсутствия компьютерной графики). Книги игры и комиксы исправили эту ситуацию. Почти за год до битвы при Явине имперские аналитики отмечали: «Несомненно, есть только несколько эскадрилий «крестокрылов» в рабочем (боеготовом) состоянии и еще некоторое количество находится в стадии создания на секретных фабриках, которые нам пока неизвестны.» [5,62] Однако, несмотря на все трудности, повстанцы сумели кое-как наладить серийное производство на тайных заводах. Незадолго до битвы при Явине, в битве у Деспайра (Despayre) повстанцы ввели в бой, (остальные просто не успели взлететь) по меньшей мере, 500 истребителей (преимущественно «крестокрылов») [45]. Но, несмотря на первый взгляд на солидное количество машин, «рабочих лошадок» не хватало. Альянс использовал истребители очень интенсивно, сажая их только для дозаправки, перевооружения, ремонта или капремонта. Такое интенсивное использование подвергало эти машины огромному износу. [26,17] Однозначно есть право утверждать – малых кораблей у Альянса было, по меньшей мере, несколько тысяч, учитывая огромную область действия Альянса. Доказательством того, что истребителей у повстанцев было немало, служит тот факт, что Империя начинала многочисленные военные программы с целью создания более совершенных систем вооружения и техники для противостояния Альянсу в космосе. Хотя стоит учитывать и то, что повстанцы вполне могли быть лишь официальным поводом для военных программ. Очередным доказательством того, что кораблей у Альянса намного больше, нежели показано в фильме, служит хотя бы приблизительная результативность пилотов знаменитого 181-ого истребительного крыла, которым длительное время командовал Суунтир Фел. Точный счет подразделения нам неизвестен, однако красные (кровавые) полосы на истребителях 181-ого крыла свидетельствуют о том, что пилот этого истребителя, имел на своем счету минимум 10 сбитых истребителей повстанцев (т.е. ас дважды). Т.к. на момент битвы при Эндоре «кровавые полосы» имел на бортах каждый истребитель (точнее – СИД-Перехватчик) крыла; на счету подразделения было минимум 360 сбитых малых кораблей (истребителей) повстанцев (в действительности намного больше). Где-то же они нашли этих мятежников… [1] Кроме названных выше типов малых боевых кораблей, Альянс подчас использовал все, что только могло летать. Одним из источников этих кораблей были люди (и не-люди) которые переходили в Альянс. Однако лучшие из кораблей, на которых перебегали в Альянс, были устаревшими и нуждались в ремонте; на них нельзя было сражаться против современного флота Империи. [29] Дезертирство целых военных кораблей с находящимися в хорошем состоянии истребителями было исключением. Именно такой вывод напрашивается, смотря на то, как подается дезертирство Дарклайтера и его товарищей. Одним из последствий использования «всего подряд» было отсутствие стандартизации в летных частях. Например, очень важную для повстанцев базу в астероидном поле Вергессо (Vergesso) охраняло большое количество истребителей типа Z-95 (старая модификация без гипердвигателя), IRD, «Zebras», «Gauntlets» и других малоизвестных типов истребителей [32,34] Раздел 5 Уровень подготовки личного состава В этом разделе речь пойдет в первую очередь про уровень подготовки пилотов истребителей и бомбардировщиков Альянса Повстанцев и Галактической Империи. Для примера будут упомянуты известные пилоты враждующих сторон и некоторые боевые моменты ГГВ. Будет сказано и про подготовку пилотов. Мы не будем затрагивать уровень подготовки обслуживающего персонала авиачастей, так как это не имеет смысла, по причине отсутствия по данному вопросу достаточного количества информации. Есть лишь одна фраза, относящаяся к уровню подготовки техников: «имперские техники менее квалифицированные повстанческих». [29] Доказывать или опровергать это утверждение мы не будем. Альянс Повстанцев Традиционно принято считать пилотов повстанцев едва ли не лучшими в галактике. Это мнение сложилось после книг Стекпола и Олстона, единственных на данный момент, где главные персонажами являются пилоты. Но стоит заметить, что книги Стекопола и Олстона не относятся к рассматриваемому нами периоду, несмотря на то, что в них есть несколько фраз относящихся к периоду до битвы при Эндоре; они будут озвучены ниже. Рассмотрим корни мнения о превосходстве пилотов Альянса над всеми другими, в т.ч. и имперскими. Первая причина сформировавшегося стереотипа, конечно же лежит в малочисленности Альянса. Этот стереотип можно оформить словами: «Если воинов мало, значит, подготовлены хорошо, а если много – плохо». Корни возникновения этого стереотипа в сознании людей – отдельная тема для дискуссии. Однако это утверждение в истории нашей родной планеты Земля работает крайне редко и только в отношении регулярных армий. Как правило, повстанцы в истории, хуже обучены и вооружены и также находятся в меньшинстве. Победы повстанцев всегда кроются в ином. Чаще всего это использование иных, нежели у регулярной армии, методах борьбы и уж никак не подготовке. Вторая причина стереотипа – ореол элитарности, прочно закрепившийся за пилотами Альянса. В самом деле, как мы уже отмечали ранее и увидим далее, малые корабли и их пилоты имели особое значение для Восстания. Однако значимость пилотов и их подготовка – не одно и то же! Итак, отметив два основных корня дерева стереотипа пилотов-асов, приступим к рассмотрению проблемы. Этими же «корнями» мы наметили основные направления для анализа. Рассмотрение этого вопроса начну с процесса подготовки летчика-истребителя в Повстанческом Альянсе. Как правило, в источниках мы наблюдаем уже «готовых к употреблению» пилотов, но есть и рассказы о самом начале их летной карьеры. Типичным представителем пилота-новичка служит Кеян Фарландер, будущий ас, герой Альянса, генерал и джедай; выживший, как он сам это признавал, лишь благодаря везению [3]. На примере проанализированного ниже рассказа («The Farlander Papers» в переводе Korgan [10]) можно проследить этапы подготовки обыкновенного пилота-истребителя в Альянсе за Восстановление Республики. «Прошло уже тринадцать дней, и Кеян был удивлен. Он обучался быстро, даже очень быстро. После некоторой тренировки он прошел «Лабиринт» и исторические миссии так быстро, как никто до этого. Говорили, что он был прирожденным пилотом, что он обращается с истребителем так же ловко, как вуки со стрелометом. Хэймо был командиром его звена, и они каждую свободную минуту использовали для тренировки. Но хотя Кеян знал, что он учится очень быстро, он знал также, что еще не готов к настоящим боевым вылетам. Несмотря на это, он вместе со своим звеном был назначен на важную и опасную миссию». Эта цитата показательна нам вот в чем. Пилота, который сам признает то, что не готов к бою, после 13 (!) дней обучения направляют на «важную и опасную миссию». Даже если бы Кеян не был прирожденным пилотом и выказывал это на симуляторе, его бы все равно ждала участь вылететь на это задание, т.к. он уже был назначен в звено к самому Хеймо Бластвелу в… «Красную» эскадрилью. Т.е. еще до окончания подготовки Кеяна уже определили в эскадрилью, совершавшую боевые вылеты! Интересно также то, что до этой операции Кеян видел «крестокрылы» только в ангаре, сам ни разу не побывав за его штурвалом!!! Отдельно стоит сказать про это подразделение, после битвы при Явине ставшее официально называться «Разбойной Эскадрильей». Это подразделение было элитным во флоте Альянса, так как «цветные» имена имели только элитные эскадрильи, базировавшиеся на флагманах и лучших крейсерах мятежников. Но и это не все. Кеян получил позывной Красный-2 став ведомым Бластвела. Конечно люди, незнакомые даже в общих чертах с тем чем являлась авиация времен Второй Мировой войны, воздушные бои которой были взяты за основу Лукасом [49], могут сказать нечто вроде «управление истребителем в ЗВ, все равно что управление автомобилем в реале» (и при этом им редко есть чем доказать свои слова). Как показывает история, на нашей родной планете Земля, за 13 дней можно было лишь подготовить пилота по принципу «взлет-посадка». О том, что Кеян был не готов к бою, свидетельствует и следующая цитата: «Кеян направил свой истребитель за лидером к корвету, но не рассчитал позицию и вышел из формации. Это была глупая ошибка, которую совершали лишь неопытные пилоты.» Далее интереснее: «Слушай, малыш, он все-таки успел зацепить меня. Не так сильно, но мой дроид вышел из строя, а без него я не смогу уйти в прыжок. Мне придется возвращаться на фрегат, я оставляю звено на тебя, Красный-2. Удачи, Кеян.» [10] Это значит, что в эскадрилье не было более ни одного опытного пилота, чтобы принять командование. И командование поручают новичку с опытом полетов только на тренажерах в течении 13 дней. Выходит пилотов с большим опытом (да и вообще с опытом) в эскадрилье просто не было и Бластвеллу пришлось выбрать лучшего из худших. Возможно, ротация кадров в подразделении была очень большой; пилоты погибали очень быстро. Подтверждение в использовании плохо подготовленных пилотов в боевых операциях мы находим и в других источниках. Например Вес Янсон (Wes Janson) вспоминал: «Тогда [до Эндора - прим] даже учебные подразделения могли подписать на боевой вылет, с которым и ветераны не справились бы...» [50] Подтверждение этим словам мы находим и в этой фразе: «В большинстве Академий во время обучения, курсантов не используют в боевых действиях, вы же будете видеть бой постоянно». [34,15 (часть 1)] Исходя из этих слов, некоторые могут сказать – «зато у пилотов Альянса был большой опыт». Да, но до получения этого опыта желательно было еще дожить. Стоит отметить, что практика использования пилотов, не прошедших подготовку для участия в серьезных боевых действиях сохранялась и во времена Новой Республики. Так фрегат «Тедевиум» неся на борту учебные эскадрильи (из которых процесс подготовки заканчивала только одна) принимал участие в битве при Селлагисе-6 (Selaggis-6) и последующих битвах компании против диктатора Цзинжа. [8] Альянс массово использовал малолеток, притом нередко не имевших опыта пилотирования ничего кроме спидера, а иногда даже без этого опыта. Например, в споре с Хортоном Сальмом, относительно приема в «Разбойную Эскадрилью» Гэвина Дарклайтера которому исполнилось только шестнадцать лет Ведж, не реплику Сальма «Это еще ребенок» отвечает: «Когда раньше требовалось кого-то засунуть в кокпит истребителя, Альянс не стеснялся брать малолеток» [22] Подтверждение словам Веджа мы находим и в иных источниках. Например, агамарец Брет Гарт (Breth Gart) как и его известный соотечественник Кеян Фарландер, мечтал стать пилотом истребителя. В детстве он заболел болезнью поражавшей спинной мозг. При перегрузках (во время первого и единственного полета на реальном истребителе) Гарт ощущал очень резкую боль в глазах и шее. Эту болезнь иногда называли «синдром дезориентации». Но Гарт сумел кое-как пересилить боль, пройти «лабиринт» (учебное препятствие) и стать пилотом Альянса в возрасте… 16 лет. Гарт бесславно погиб во время своего второго боевого вылета, унеся с собой в могилу столь ценный для Альянса «крестокрыл». Кстати, на момент гибели Гарт числился кадетом. [6; 3,272] Вот вам и «тысячи профессионалов, из которых можно было выбирать лучших» По заверениям врачей, Гарт не должен был управлять даже спидером, а тут его, после скоротечной подготовки, посадили за штурвал истребителя. Брет Гарт не был уникальным случаем. Источник, на который я сослался ([3]) дает нам понять – малолеток набирали массово. Есть и другие примеры. Меррик Симмс (Merrick Simms) также стал пилотом Альянса еще в подростковом возрасте. Лишь его навыки позволили ему прожить долго и стать асом Альянса. Меррик погиб в битве при Эндоре. [53] Как мы видим – «полуфабрикатные пилоты» были привычным явлением среди повстанцев. Осуществить полноценную подготовку пилота, тем более подготовить, как говорится «с нуля», Альянс был неспособен. Так как у него не было возможности представить пилотам сотни часов полетного времени (т.к. истребителей и так не хватало, и нельзя было подвергать их лишнему износу). У повстанцев не было необходимого оборудования и ресурсов. Вследствие этого Альянс не мог предоставить такую же по качеству и разносторонности подготовку, какую мог бы получить пилот в Имперской Академии. Однако подготовка пилота в Альянсе была более интенсивной с целью дать курсанту как можно больше знаний за максимально короткое время. Повстанцы не могли позволить себе роскошь готовить пилота годами и предоставить ему возможность в процессе обучения летать на боевой технике. [34,15 (часть 1)] Пилотам приходилось учиться, как говорится, «на крови»… притом собственной. Чаще всего подготовка пилотов повстанцев осуществлялась своеобразными «летающими школами», размещенными на кораблях, не участвовавших в боях. Но есть примеры подготовки пилотов и на борту кораблей постоянно принимающих участие в боевых операциях (пример – крейсер МС-80а «Свобода» (Liberty)) [6]. Была и другая категория пилотов. Как мы знаем, что много недовольных переходило в Альянс. Некоторые из них имели навыки пилотирования транспортных кораблей (как правило небольших грузовозов) [29]. Однако что это были за пилоты? Это все равно, что пересадить пилота транспортной авиации за штурвал истребителя. В таком случае проще и качественней готовить нового пилота «с нуля», чем переучивать на истребитель человека (или не-человека) привыкшего управляться с тяжелым транспортом и понятия, не имеющим о тактике, взаимодействии в бою между малыми аппаратами и не обладающего навыками пилотирования быстрого, маневренного корабля малых размеров. Ни о каком «высшем пилотаже» и речь быть не может, так как эти навыки попросту не нужны пилотируя транспортник (т.к. фигуры высшего пилотажа могут негативно сказаться на состоянии груза). Стоит отметить, переходящие в Альянс опытные пилоты транспортных кораблей, так и продолжали пилотировать транспортники. Виртуозами пилотирования среди пилотов транспортных кораблей были только те пилоты, кто до вступления в Альянс (а иногда и во время) был контрабандистом. Как правило, для примера приводят Ниена Нунба (Nien Nunb) как экс-контрабандиста пересевшего в кабину истребителя. Остановимся немного на этой без сомнения выдающейся личности и рассмотрим его поподробнее. Ландо Калриссиан лично выбрал Нунба среди многих опытных пилотов транспортных кораблей в качестве второго пилота «Тысячелетнего Сокола» перед битвой при Эндоре. Значительное влияние на выбор Ландо оказала несомненно и его старая дружба с Нунбом. Однако Нунб далеко не сразу оказался за штурвалом истребителя. Он долгое время пилотировал в Альясне транспортные корабли, даже в битве при Эндоре он пилотировал вооруженный легкий транспротник. [14,35-37] Ему пришлось пройти подготовку на истребители, но и после этого он летал намного лучше на транспортных кораблях, чем на истребителях и в навыках пилотирования малых кораблей существенно уступал рядовым пилотам Империи. Согласно навыкам пилотов в соурсбуках у Нунба D5 [14,37] против D6 [19,45; 36,73; 37,92] у обыкновенного имперского пилота СИД-Истребителя. Назвать Нунба асом можно лишь с большой натяжкой. Есть и еще один яркий пример успешного перехода с грузовоза на истребитель. Это Эйс Аззамин (Ace Azzameen). Но, как и Ведж, он учился летать с детства (немало в этом деле ему помогла сестра) и был пилотом от Бога (читай – от Силы) и еще в детстве имел опыт управления истребителем. Так что, как и в случае с Веджем, программа подготовки пилотов Альянса не имеет к нему никакого отношения; он пришел в Альянс уже подготовленным. Однако даже Эйс немало заданий провел, управляя транспортником. Кстати именно его усилиями Альянс сумел получить имперский челнок «Тайдириум», на котором позже на поверхность Эндора успешно проникли коммандос повстанцев. Для этой опасной миссии Эйса выбрали именно потому что он умел хорошо управляться с грузовозами, что не раз доказал во время миссий, а не потому что был хорошим пилотом истребителя. [2] Возвращаясь к пилотам транспортных кораблей, пересевших на истребители, хочу обратить ваше внимание на интересный факт разделения в РПГ сеттингах пилотов истребителей и пилотов фрахтовиков, в которых умение пилотировать эти корабли является совершенно разными навыками. После всего сказанного выше, может сложиться впечатление, что хороших пилотов в Альянсе просто не было. Это не так, в рядах повстанцев были опытные пилоты. Немалый их процент составляли бывшие имперские пилоты, дезертировавшие по различным причинам. Многие из них становились асами, а некоторые переходили в Альянс, уже имея на своем счету, сбитые истребители повстанцев Виллиан Дэнс (Villian Dance), сражаясь с повстанцами над Деспайром, отмечал, что среди его противников были опытные пилоты, однако они заканчивали имперские учебные заведения и в прошлом пилотировали СИД-Истребители. Вскоре он и сам попытался присоединиться к Альянсу (результат его попытки неизвестен) из этических и любовных соображений, к тому моменту успев разобрать на составляющие 10 «крестокрылов», при общем счете в 11 побед [45]. Даже такой известный ас как Паш Кракен, благодаря Имперской Академии, которую он закончил с отличием, имел навыки полета на истребителях 9D+2 (сравните с 5D Нунба), которые превышали навыки почти всех известных асов Новой Республики. [36,43] Превосходные навыки пилотирования истребителей благодаря Имперским Академиям имели: Биггс Дарклайтер, Дерек «Хобби» Кливиан, Джейк Фаррелл (Jake Farrell), Касан Мур (Kasan Moor)… Этот список можно продолжать… Суунтир Фел, отвечал на допросе республиканцам: «Вы даже не догадываетесь, что я учил лучших из вас». [20] Частично это подтверждается и этими словами из книги: «В мире существовало ограниченное число тех, кому Ведж доверял безоговорочно и стопроцентно, и все они когда-то служили Империи. Тайко Селчу, на чье попечение он оставил Проныр, Хобби Кливиан и Биггс Дарклайтер. Тот же Хэн Соло окончил военную Академию на Карриде и некоторое время служил Империи» [50] Однако чаше всего среди дезертиров встречались пилоты не элитарных учебных заведений (Академий). Была еще масса имперских учебных заведений на уровне системы/сектора оставшихся еще со времен Старой Республики, выпускники которой имели право после поступить в Имперские Академии. В Империи, судя по всему, не было ограничения на подготовку кадров гражданской, а иногда и военной авиации (если это слово конечно применимо в отношении космоса – прим.). Также имели свои военные академии Ботавуи и Топрава. Тысячи граждан имели возможность стать пилотами, и много их после учебы переходило в Альянс. Однако уровень подготовки этих выпускников сильно уступал Академиям (к тому же в Академиях существовал очень строгий отбор). Выпускники этих академий чаще всего летали на все тех же СИД-Истребителях (хотя часто пилотировали и другие корабли) в составе гарнизонных сил или местных имперских секторальных вооруженных формирований с которыми пилоты Альянса еще могли кое-как потягаться. [35] Примером аса вышедшего из такого вот «регионального училища» служит Ранульф Троммер (Ranulf Trommer) получивший сертификат пилота в родной системе Вогель (Vogel). Он стал асом еще до своего перехода в Альянс по амурным причинам. Эффективнее всего «летающие школы», упомянутые выше, могли себя проявить при переучивании пилотов с имперской на повстанческую технику. Подготовить пилота «с нуля» или имеющего опыт полетов только на атмосферных флаерах (которые, кстати, имела далеко не каждая семья) они, конечно же, не могли (плюс еще, пилотаж в условиях невесомости и вакуума отличается от атмосферного). Но и тут случались золотые исключения, такие как Кеян Фарландер и Суннар Ян-Ло (Sunnar Jan-lo), в ходе боя испытавшая на себе «надежность» системы катапультирования на «крестокрыле», став после этого инвалидом непригодным к полетам [3; 6] Кстати относительно выживаемости пилотов Восстания. Есть одна сленговая аббревиатура, ходившая среди пилотов Альянса; LTS (Likely to Survive), что можно перевести как «возможно выживет» (ВВ). Аббревиатура ВВ использовалась пилотами повстанцев во время Галактической Гражданской войны, в отношении тех которые пережили свои первые два боевых вылета после окончания обучения. Аббревиатура значила: «возможно выживет в следующих миссиях». [3] Т.е. если пилот переживал свои первые два боевых вылета, его уже можно было считать счастливчиком и конечно же шансы его на выживание существенно возрастали. Также привлекает внимание такой факт, почти все товарищи по эскадрилье Кеяна Фарландера погибли. Меньше всего жили его ведомые и это чести Фарландеру не делает. Именно из-за неграмотных действий Фарландера погибли хорошие пилоты, подающие большие надежды, такие как Касан Марскан (Casal Marskan), Хороди (Horodi), Намр (Namrhe), Омин-Орех (Omin-Oreh)… Не уберег Фарландер и новичка Кардакса (Cardacs) словно умышленно взяв его на опасное задание. В это же время «аналог» Фарландера в имперском флоте, Маарек Штель, за все бои не потерял ни одного (!) ведомого. К потерям его подразделения можно зачислить только пилота-аса Карита «Громмета» (Carith «Grommet») разочаровавшегося в Империи и дезертировавшего из флота. [3; 13] Сильно ли заботился Альянс о своих пилотах? Кроме сказанного выше добавлю цитату: «Кеян был ошеломлен. Столько бойцов Альянса погибли, захватывая корвет, который мог оказаться просто приманкой для отвлечения внимания! Наконец он сказал: - Столько смертей… Это не слишком большая цена за информацию? Мон Мотма твердо сказала: - Нет! Действительно, был риск, что на корвете не окажется ничего ценного, но нам повезло, и захваченная вами информация, возможно, приблизит нашу победу и спасет миллионы жизней. А жертвы на войне неизбежны.» [10] Вот вам и «обстоятельная разведка». Погибло большое количество людей. Однако вновь проявилось знаменитое повстанческое везение. Итак, исходя из всего вышесказанного, всех пилотов летавших на стороне Альянса условно можно разделить на такие типы: 1. Пилоты, которых обучали на истребители «с нуля» и тех кто уже имел навыки пилотирования не боевой атмосферной техники (пример флаер Т-16), т.е. по сути, тоже с нуля. 2. Пилоты, имеющие навыки пилотирования транспортных кораблей. 3. Бывшие имперские пилоты прошедшие строгую школу подготовки и хороший отбор. 4. Выпускники не имперских или имперских региональных летных заведений, а не Академий 5. Пилоты научившиеся летать т.с. в «домашних условиях» (Ведж, Аззамин…). Напоследок скажу, несмотря на низкий уровень подготовки большинства пилотов Альянса и далеко не самую лучшую (из-за недостатков запчастей) технику, именно пилами Альянса были достигнуты многие победы повстанцев в ходе ГГВ. Спустя время после образования Новой Республики у бывших повстанцев появилось намного больше ресурсов и производственных возможностей, вследствие большого количества присоединившихся миров. Часть из этих миров имела свои учебные заведения (в т.ч. военные). Учитывая то, что после Эндора флот Альянса практически не предпринимал активных действий, повстанцы наверняка успели существенно улучшить количество и качество своих летных частей. Галактическая Империя Так же как и в отношении пилотов Альянса сформировался стереотип их тотального превосходства над всеми другими пилотами Галактики, за имперскими воинами, с легкой руки Стекпола, закрепилось звание «пушечного мяса» с низкой подготовкой. Причина этого в книгах Стекпола и Олстона понятна и уже озвучивалась – имперцы классовый враг и, как и штурмовики и офицеры флота обязаны быть предельно тупы, косоглазы и бездарны верно следуя голливудским традициям. Однако, обратившись к основной массе источников, в том числе и связанных с книгами упомянутых авторов (авторы соурсбуков нередко пытаются исправить ошибки этих двух писак), складывается совершенно иное мнение. Еще более интересно читать то, что было написано до ставшей настолько популярной (и как следствие создавшей кучу стереотипов) серии «Крестокрыл». Соурсбуки и хендбуки (за редким исключением) нейтральны. Корни стереотипов нами уже были рассмотрены выше. Теперь перейдем к анализу подготовки имперских пилотов с большим топором для этих самых корней. В двух источниках одновременно есть лаконичная фраза – «лучшие пилоты галактики находятся в Имперском Флоте» [19,44; 36,73] В имперские Академии поступали или мечтали поступить многие великие люди (и не только) по обе стороны баррикад. Хан Соло, Паш Кракен, Дэрек Кливиан… и многие другие великие люди Альянса заканчивали имперские Академии. Люк Скайуокер мечтал поступить именно в имперскую Академию [27]. От фразы общей перейдем к подготовке, чтобы рассмотреть, чем же она превосходила подготовку «пушечного мяса» Альянса Повстанцев. Пилоты СИД-Истребителей являются элитным корпусом Имперского Флота. Потенциальные кандидаты в пилоты чаще всего добровольцы, часто имеющие опыт службы в других подразделениях имперского флота. Часто кандидаты уже имеют сертификаты пилотов или пилотов или навигаторов космических кораблей. Кандидаты подвергаются строгому отбору и отсеву. По имеющимся данным, только 10% проходят курс подготовки, остальные же возвращаются назад, в свои прошлые подразделения. Успешно поступившие подвергаются длительной и тщательной подготовке, включающей сотни часов полетного времени. Постепенно учебные полеты проводятся все дальше и дальше от Звездных Разрушителей, чтобы приучить курсантов к особым летным условиям и требованиям реальных боевых вылетов. Независимо от назначения; в гарнизон, планетарную защиту или флот, большая часть СИД-Истребителей действует в составе группы. Поэтому пилоты СИД-ов изучают и применяют тактику, требующую совместных действий, например таких как: отсечение противнику путей к бегству, перехват кораблей противника и совместная атака, взаимодействие с крупными кораблями флота и наземными войсками. [26,24] Эти фразы про подготовку имперских пилотов частично повторяются и в других источниках, однако этот интересен тем, что намного старше, чем многие книги (в том числе и серия книг «крестокрыл») и соурсбуки… Способные новички, уже имеющие летное свидетельство, представляли особый интерес как потенциальные кандидаты для подготовки на пилота-истребителя, но поступить могли люди и не имевшие летного свидетельства. [19] Однако отбор был очень строгим. Например, Брен Куерсей (Bren Quersey) не сумел пройти жесткого вступительного отбора Райталскую Академию (Raithal Academy), но в Альянс его взяли с распростертыми объятьями, усадив за штурвал истребителя. Брен погиб в битве при Явине будучи сбитым имперским асом «Черной» эскадрильи. Система Академии была призвана внушить лояльность, построить дисциплину и создать взаимозависимость группы [19,160]. Последнее хорошо вырабатывало у пилотов командный дух и слаженность действия подразделения, чего, судя по серии книг «крестокрыл» были лишены пилоты Альянса. Укреплению командного духа, а заодно физической формы и реакции, немало способствовали и спортивные игры в Академиях. [20] Только наиболее целеустремленные среди молодых офицеров становились пилотами истребителей. Это была одна из самых опасных, требовательных и престижных профессий Имперского Флота. При окончании половины лекционного курса, пилоты начинали летать на боевых машинах. Это испытание быстро приспосабливало стажера к боевым условиям и отсеивало непригодных (без летального исхода). После того как пилот утвержден для боя, он некоторое время летает на задания также как и боевые пилоты совместно с ветеранами. Только после этого молодые пилоты получают свои «крылья» и направляются к месту несения службы [19,161] Таким образом, только после стажировки в боевых частях и некоторого количества боевых вылетов (не обязательно заканчивающихся боем) пилот может получить «крылышки». Подготовка очень серьезна, и длиться два с половиной года (а не 13 дней как в случае с Фарландером). Некоторые маневры и перестроения заучиваются до автоматизма. «Другие пилоты быстро построились и двинулись к цели. Это был базовый маневр, доведенный до автоматизма сотнями часов практики и требовалось не более нескольких секунд для всех двенадцати, чтобы сформировать правильный строй.» [45] Однако не стоит думать, что это превращало имперских пилотов в дроидов. Кадеты обучались также стрельбе и навыкам рукопашного боя. Причем обучали имперских пилотов даже такому стилю рукопашного боя как терас каси. Навыки ближнего боя способствовали не только улучшению физической формы кадетов, но и улучшали реакцию и координацию движений. [45] Имперские пилоты продолжали активно тренироваться и в местах несения службы, причем тренировки заключались не только в «полетах» на симуляторах, но и в вылетах на боевых машинах друг против друга (используя маломощные лучи только для «пометки» корабля «противника») чего не могли позволить себе пилоты Альянса. Тренировались пилоты и в атаках на крупные корабли. Для примера приведу такую тренировку: «Это было простым учебным заданием; каждый член эскадрильи имел один заход на беспилотный дрон служивший мишенью и лейтенанта присматривавшего за ними Дэнса позади. На первом заходе проверялась диапазон и расстояние. На втором – учебными лазерами поражалась цель, поражение которой фиксировалось с помощью бортовой электроники, а лидер эскадрильи оценивал заход. Только на третьем заходе цель поражалась настоящими выстрелами. Дронами были старые фрахтовики переоборудованные для упражнений флота, они были тяжело бронированы и были способны выдержать выстрелы более чем одного СИД-Истребителя. Чтобы серьезно повредить их требовалась дюжина, перед тем как дронов придется отправить на восстановление. Имперский флот, таким образом, экономил несколько кредитов. То куда происходило попадание, было очень важно, пилоты обучались точно попадать на полной скорости и максимально заряженными пушками. «Впереди шесть дронов проплывали через черноту. Они были запрограммированы, чтобы использовать защитное вооружение – маломощные лучи, которых было достаточно чтобы серьезно напугать пилота при поражении истребителя, но недостаточно чтобы вызвать серьезное повреждение. Любой смотрящий в оба мог избежать их, но требовалась практика. В реальном мире даже фрахтовик мог быть удачливым и сбить вас, и это обучение учило, как можно легко избежать таких неудач.» [45] Были ли готовы имперские пилоты противостоять повстанцам? Очень показательны в этом отношении мысли имперского пилота Виллиана Дэнса перед боем: «Это возбуждало, и это пугало. Это было тем, для чего их обучали, не примитивные полицейские миссии на планетах, а битва с пилотами мятежников, некоторые из которых были ветеранами, летавшими на СИД-ах до того как дезертировать. Это не было похоже на стрельбу по целям с расстояния или «окрашивание» новичков маломощными лучами. Победить или погибнуть. Это было тем, ради чего Вил Дэнс стал пилотом. Теперь пришло время увидеть, кто слеплен из правильного теста, а кто нет». [45] Исходя из всего вышесказанного, можете ли вы назвать имперских пилотов «пушечным мясом». Учитывая уровень подготовки, Империи просто невыгодно было бы терять такие кадры. Если бы уровень подготовки имперских пилотов был низким, нам были бы неизвестны имена имперских асов, многих из сотен. Например, из асов, у каждого на счету было минимум по 10 побед, состояло 181-ое истребительное крыло, знаменитое крыло «Тени» (Shadow Wing) и ее пилоты «Минок» ("Mynock") и «Молот» ("Hammer"). Элитными подразделениями не зря назывались эскадрильи «Коса» (Scythe), «Обсидиан» (Obsidian) и «Оникс» (Onyx); они состояли из асов. Известно немало имперских асов, среди которых Маарек Штель (Maarek Stele), Рат Дейрборн (Rath Dareborn), Вел Терно (Vel Terno), Мител «Боксер» (Mithel «Mauler»), Йорр (Yorr), Vindoo «The Shooter» Barvel, Джендон (Jendon)… Этот список можно продолжать еще очень долго. Один только DS-181-4 (к сожалению известен лишь его личный номер) только в одной (!) битве при Мон Каламари сбил 12 истребителей повстанцев. Недалеко от него ушел Виллиан Дэнс (Villian Dance) сбив 10 «крестокрылов» повстанцев в одной лишь битве над Деспайром (Despayre). О том, что асов в империи были сотни, говорит хотя бы тот факт, что Возрожденный Палпатин, создавая полуживых дроидов-истребителей SHD-66 с мозгами погибших в бою имперских асов, сумел создать их несколько сотен. Если бы имперские пилоты были действительно «пушечным мясом», на которое старшим чинам было наплевать, вряд ли бы Дагон Нириз (Dagon Niriz) открыто начал критиковать старшего офицера, которым являлся Траун, возмутившись тем, что он отказался немедленно начать спасательную операцию с целью освободить захваченного имперского пилота по имени Клар (Klar). [7] Опасность, исходящую от имперских пилотов и их истребителей признавали как аналитики, так и пилоты повстанцев: «Это, очевидно, СИД-Истребитель – смертоносная машина, а пилот СИДа хорошо обучен и опасен» [34,15 (часть 1)]. «Повстанцы, летающие на более тяжелых истребителях, испытывают изрядное уважение к СИД-истребителям и их пилотам» - говорится в источнике. [34,14 (часть 2)] Поэтому пилоты СИДов пользуются большим уважением, как в Империи, так и ее врагами. Разумеется, огромное преимущество СИД-истребителям зачастую обеспечивает их численный перевес. [26,24] Пилоты СИДов, следуя за славной и освященной веками традициям установленными в течение Старой Республики, являются выпускниками лучших Академии во всей Империи. [19,44]. После гибели Императора в битве при Эндоре и началом развала государства, подготовка пилотов и их пополнение в строевых частях прекратилась. В такой обстановке очень сложно стало пополнять подразделения. Но даже в период упадка, Империя (точнее, ее Осколки) все еще имела достаточно хороших пилотов, чтобы доставлять немало проблем Новой Республике. Гранд адмирал Траун приложил все усилия, чтобы восстановить программу обучения для новых пилотов. В его время СИД пилоты продолжали оставаться на особом счету, хотя их подготовка в то время уже была не настолько серьезной как до битвы при Эндоре [36,73] Несмотря на разруху в Галактике, наступившей после падения центральной власти, даже спустя шесть лет после Эндора оставалось немало пилотов «старой школы». На одних лишь флагманах Возрожденного Императора было, по меньшей мере, 3.200 летчиков-истребителей с хорошей подготовкой. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 3:54 |