Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
20.12.2007, 21:52
Сообщение
#1
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1470 Регистрация: 4.4.2006 Пользователь №: 1963 Награды: 1 Предупреждения: (0%) |
Оригинал статьи находится на сайте нашего проекта «Звездная Кузница»
Анализ тактики, техники, уровня подготовки личного состава и технического состояния летных частей Галактической Империи и Альянса за Восстановление Республики (Альянса Повстанцев) Содержание 1. Вступление 2. Общий анализ техники 3. Подробный разбор боевых аппаратов находившихся на вооружении Альянса и Империи 4. Техническое состояние, снабжение и численность 5. Уровень подготовки личного состава 6. Анализ боевого применения и использовавшейся тактики летных частей Альянса и Империи 7. Список использованных источников Ссылки на источники в тексте оформляются следующим образом: В фигурных скобках ( [] ) первой цифрой указан номер источника, а через запятую – номер страницы (если ее возможно указать). Если по данному опросу в одном абзаце идет несколько источников или информация в них дублируется следующий источник указывается через «;». Ссылка на источник относится, чаще всего, ко всему абзацу, но иногда может относиться к одному-двум предложениям или нескольким абзацам. В тексте названия и аббревиатуры приведены в переводе на русский язык и некоторые подаются в виде привычного сленга (для удобства чтения):
Dogfight – догфайт (или «карусели»). Этот термин был придуман в ходе Первой Мировой войны и означает маневренный бой между истребителями. Причина возникновения – бой групп истребителей очень напоминал свалки свор разъяренных собак. Имена и названия будут подаваться в транслитерации на русский язык с указанием в скобках оригинального написания (исключение сделано только для известных имен, таких, например, как Ведж Антиллес). Некоторые название кораблей или подразделений переведены, однако в скобках также указывается их оригинальное написание. Раздел 1 Вступление Эта тема очень интересна и не раз обсуждалась на множестве форумов. Но, как правило, обсуждение носит характер «кому, что больше нравится по внешнему виду». Немногие пытались углубиться в вопрос, как говорится, «с головой», но, к сожалению, эти немногие не решились на написание полноценной статьи по этому вопросу базирующейся на всей той массе источников, какая присутствует сейчас. Причины этому бывают разные. Как правило, люди не желают писать о том, в чем прекрасно разбираются, а иногда причиной бывает отсутствие канонических источников. Незначительные попытки анализа встречались у некоторых авторов. Это попытки можно условно разделить на два вида: 1. Пропаганда в чистом виде, для которой весьма характерны «перегибы» и хамство в сторону оппонентов. Пример «Обзор стратегии истребительных подразделений Союза за восстановление Республики и Галактической Империи», авторы Rand и Starcaat 2. Личное мнение автора относительного того или иного вопроса. Пример, «TIE fighter - тактическое преимущество», автор Dark Pilot В обоих случаях авторы не опираются на источники или опираются на них лишь частично, проявляя в этом случае неумение их анализировать. Следствием отказа от использования источников является огромное количество грубых ошибок. Нередко авторы даже не ориентируются в рассматриваемом в статье отрезке времени, путаясь в простейших и общеизвестных датах, названиях, терминах. Их выводы порой настолько странны, что невозможно понять, путем каких умозрительных спекуляций было выведено такое заключение. Уже давно интересуясь этим вопросом, я не раз натыкался на многочисленные сформировавшиеся стереотипы, порожденные, порой, весьма курьезными вещами. Сталкивался я и с полным непониманием сути вопроса, следствием которого нередко ставало незнание «земной» терминологии и военной истории. Эти причины, вместе с отсутствием хотя бы одной беспристрастной статьи, жестко опирающейся на источники, и побудили меня взяться за клавиатуру. В статье будет проанализирована техника использовавшаяся Альянсом и Империей, рассмотрены проблемы производства и доставки техники и запчастей, цели, тактика и стратегия. Рассмотрены будут и основные стереотипы отношения к пилотам и технике сторон, порожденных как правило, неплохими, но ужасными в плане знаний мира Звездных Войн писателями Олстоном и Стекполом, которые из свойственной им любви к своим «хорошим» персонажам имеют тенденцию создавать «злодеев» тупыми и ни на что неспособными (это было замечено у этих писателей не только в отношении мира ЗВ). Например, в книге Стекпола «Война за Бакту» пара эскадрилий, Звездный Разрушитель, старый алдераанский боевой корабль и несколько десятков фрахтовиков практически без потерь нанесли огромные повреждения сверхлинкору «Лускания» которой пришлось очень долго простоять в ремонте. Но во время вторжения вонгов, волею пера все того же Стекопола эта же «Лускания» является грозным оружием, сумевшим разложить на атомы полфлота вонгов. Странная ситуация – в одном случае не может уничтожить малое количество противников, в другом «выносит» куда более сильного противника, причем в гораздо большем количестве. Кроме книг, участь быть только тупыми целями для уничтожения, выпала имперцам и в комиксах, за написание сюжета к которым брался Стекпол (имеется ввиду, серия «крестокрыл»). Всюду «злая и тупая Империя» безуспешно пытается уничтожить «умных, везучих и находчивых» положительных героев. Приходится делать комиксу скидку на то, что это все-таки комикс и там все должно красиво и часто взрываться. Комиксы имеют ценность как источник событий, происходивших в тот период, но ни как не источник, показывающий результативность боев и тактику в ДДГ. Уже вскоре после выхода книг Стекпола, в появившихся энциклопедиях и соурсбуках начали исправлять допущенные этими авторами ошибки, но читатель книг на них, как правило, внимания не обращает. Статья разделена на разделы. Рассматриваемые в каждом из разделов факторы влияли друг на друга, и всех их стоит учитывать при рассмотрении того или иного аппарата на вооружении сторон и их методов применения, а также учитывать уровень подготовки личного состава, их психологию и мотивацию. Раздел 2 Общий анализ техники Как правило, рассматривая этот вопрос, в первую очередь вспоминают наличие на всех истребителях и бомбардировщиках Альянса гипердвигателя, из чего выводят их универсальность; щитов и прочной брони, из чего выводят их большую живучесть и пусковых установок, из чего выводят их большую универсальность. Это стереотип, навеянный книгами Стекпола и Олстона, которые являются первым, к чему обычно обращаются поклонники ЗВ. Но стоит отметить, что их книги далеко не единственные источники по данному вопросу. Щиты и Броня – панацея против всех бед? Начнем с известного стереотипа о том, что щиты и броня = живучесть. Первое что ставят в упрек имперской технике это неспособность, из-за отсутствия щитов, вести полноценный бой на встречных курсах с истребителями противника. Есть пример, когда эскадрилья СИД-Истребителей фронтальной атакой нанесла серьезный урон и обратила в бегство численно троекратно превосходившего противника. Истребители противника были тяжело бронированы и весьма хорошо вооружены (пушек было более 10). Конечно, можно сказать, что победа досталась Империи легко по причине того, что раса, противостоявшая пилотам Трауна, была менее развита в военном отношении и имела более примитивную технику, чем Альянс. Но могло ли быть так с расой захватившей или уничтожившей в Неизведанных Регионах множество далеко не самых отсталых в технологическом отношении миров? После скоротечной битвы все СИД-истребители вернулись на борт без потерь. [7] Это не единственный случай успешного фронтального столкновения имперских истребителей. Чем же порожден этот стереотип? – Олстоном в книгах которого «Призраки» лихо врывались в волны СИД-Истребителей без труда уничтожая их. Но при этой бой в его книгах прописан до ужаса бездарно. Автор, описывая битву, вряд ли представлял, как она выглядела бы в «ЗВ-шной реальности» [8]. Корабли в книгах Стекпола и Олстона красочно взрывались от малейшего попадания (даже в фильмах, где также важна эффектность, это было иначе). Попадание в панели СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков и не прямые поражения сферического кокпита не приводили к мгновенной гибели машины и ее красочному взрыву. Конечно же любое утверждение стоит доказывать, поэтому приведу лишь несколько примеров выживаемости СИД-ов после попаданий. Так, при поражении сферического кокпита СИД-Перехватчика (это была ранняя модель практически не отличавшаяся по ТТХ от линейных СИД-Истребителей (TIE/ln)) Маарека Штеля (Maarek Stele) не привело к взрыву аппарата, а всего лишь отключило часть электроники, которая вновь была приведена в рабочее состояние автоматикой и усилиями самого пилота [9, 34]. Известный ас Альянса, Кеян Фарландер (Keyan Farlander) в первом своем бою случайно (как он позже считал [3]), задел лазерной очередью СИД-Истребитель повредив противнику маневровые двигатели и не нанеся более никакого повреждения. Только следующей очередью Кеяну удалось добить СИД-Истребитель – «из ионных двигателей брызнули искры, СИД-истребитель беспомощно закружился в космосе». Но истребитель только потерял боеспособность. Повреждения не привели к взрыву истребителя. Кстати, после этого боя к Фарландеру приклеилось прозвище «Счастливчик» (Lucky) [10] Получив новое назначение, уже упомянутый выше Штель, зашел в ангар корвета, к которому был приписан и увидел на доставшемся ему истребителе «многочисленные шрамы и опалены полученные во множестве сражений». [9, 58] СИД-Перехватчик имперского пилота из 128-ой эскадрильи Казан Мур (Kasan Moor) в ходе битвы в атмосфере Геррада-5 (Gerrard V) был поврежден прямыми попаданиями пушек «костыля». Однако попадания не стали критическими для ее истребителя, т.к. она еще некоторое время сумела продержаться в воздухе (при этом, ведя с повстанцами переговоры), а потом безопасно посадить перехватчик. [11] Примеров живучести СИД-ов множество и список можно продолжать, но и этих доказательств вполне достаточно, чтобы понять, даже прямого попадания не всегда достаточно, чтобы уничтожить имперский истребитель. Но все же главной защитой имперских истребителей была не броня, а скорость и маневренность. Напоследок один повод для размышления. Если щиты и броня и вправду давали огромные преимущества в бою и если они были более предпочтительными, чем скорость и маневренность, почему имперцы не пошли тем же путем, и при создании СИД-Перехватчика и далее стремились еще больше увеличить скорость и маневренность? Подумайте над этим, и тогда вы, возможно, согласитесь с мнением имперского пилота Виллиана Дэнса (Villian Dance) для которого скорость и маневренность в бою имели, куда большее значение чем защищенность. Пусковые установки, обязательны в вооружении истребителей? Следующее что ставят в упрек основным имперским истребителям (СИД-Истребителям и СИД-Перехватчикам) это отсутствие пусковых установок по запуску ракет или торпед. Однако нигде не говорится про их отсутствие вообще. Действительно, конструктивно СИД-Истребители и СИД-Перехватчики не имеют встроенных пусковых установок и первая попытка сделать это приходится на проект СИД-Экспериментальных, а если точнее – на модель М3 имевшей возможность брать на борт от 16 до 24 ракет или торпед. [2]. Но это не значит, что серийные аппараты серии СИД не могут быть вооружены ракетами и торпедами; ракеты и торпеды они несут на внешних пилонах, которые отстреливаются после использования ракетного вооружения [12; 13] Стоит также заметить, что подобная установка ракетно-торпедного вооружения является вынужденной и, как правило, СИД-Истребители и СИД-Перехватчики не несут ракет. А нужны ли они им? Ответ – нет, так как основная задача СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков – обеспечивать защиту от истребителей, бомбардировщиков и канонерок материнского корабля или станции; в таких случаях дополнительное вооружение становится для них лишь обузой. Второе предназначение СИД-Истребителей и СИД-Перехватчиков – сопровождение вооруженных ракетами, торпедами, тяжелыми ракетами и бомбами СИД-Бомбардировщиков; для этой цели пусковые установки также не нужны. Наличие пусковых установок на истребителях повстанцев обусловлено их применением – универсальность малых кораблей была жизненно необходима для Альянса. Средства спасения пилота Нередко недостатком СИД-ов называют отсутствие у них систем катапультирования. Сейчас многие нормально воспринимают «отсутствие» на имперских истребителях средства спасения пилота. Но так ли это? Приведу несколько примеров: Пример 1. Биггс Дарклайтер спасается из своего СИД-Истребителя катапультированием. [15] Пример 2. В компьютерных симуляторах на всех СИД-ах присутствует система катапультирования. В случае если вас сбивают, внизу экрана высвечивается соответствующее сообщение. Будьте, уверены – вас обязательно подберут (но не всегда свои). [2; 12; 16] Пример 3. «Вампа» (личный номер - DS-61-11) пилот элитной имперской Черной эскадрильи после битвы при Явине дотянул свою машину до Явина и катапультировался (!). Позже снова вошел в состав воссозданной элитной эскадрильи. [1] Пример 4. Имперский пилот Милнн (Milnn) покинул свой подбитый истребитель при помощи катапультирования. [17] Пример 6. Люк покидает СИД-Истребитель при помощи катапультирования [18] Пример 7. В источниках встречается перечисление базового снаряжения неигровых персонажей (NPC). Имперским пилотам, кроме летного комбинезона и шлема, полагается аварийный недельный рацион, бластерный пистолет, комлинк и комплект выживания. Если бы имперские пилоты были действительно «расходным материалом», им бы всего этого не выдавали. [19,45; 36,73; 37,92] К слову, комплект снаряжения пилота повстанцев состоит только из: шлема, комбинезона, комлинка и датапада. Комплект выживания и рацион отсутствует. Пример 8. Суунтир Фел, будучи инструктором будущих пилотов в Имперской Академии говорит «Кадет Кливиан, если Вас собьют, Императору хотелось бы, чтобы вы выжили и вернулись в строй». [20] Пример 9. Информация о костюме пилота содержит следующие слова: «Скафандр имеет систему жизнеобеспечения достаточную на случай если пилот вынужден покинуть истребитель.» и далее «Если пилот вынужден покинуть корабль по причине его повреждения; его обучают спокойно дожидаться спасательной команды, которая подберет его после боя.» [21, 26] Пример 10. Имперский ас Маарек Штель однажды спасся из подбитого истребителя катапультированием, хотя после этого ему пришлось некоторое время провести в медицинском отсеке. Пример 11. Капитан Гроде (Grode) катапультировался из своего СИД-истребителя после того как его истребитель был сбит в ходе атмосферного боя с «Разбойной Эскадрильей». [48] Вот несколько примеров наличия у аппаратов серии СИД систем спасения пилота. Есть ли обратное доказательство? Есть, но это лишь один номер журнала SW Gamer №2 и книги Стекопола и Олстона в которых авторы из-за привычного им стиля написания художественных произведений (не только по миру ЗВ) лишили противников своих «хороших» героев не только ума, но и средств спасения от этих самых «хороших и умных» героев. И это вызывает удивление. Ведь Стекпол который, согласно его же интервью, немало основывался на компьютерных симуляторах X-Wing и TIE Fighter при написании своих книг заметил средства спасения пилота только у истребителей повстанцев, но «не заметил» у истребителей Империи. Упомянутые писатели стали очень популярными, и поэтому все их творчество ныне воспринимается как буква закона. Именно поэтому мы имеем устоявшийся стереотип или, если желаете, штамп, который я, надеюсь, сумел развеять. Гипердвигатель – залог успеха? Часто отсутствие этого устройства у СИД-Истребителей считают недостатком. Но подобное конструкторское решение обусловлено другими задачами, которые призваны выполнять СИД-Истребители и СИД-Перехватчики, а именно: охрана крупных кораблей, станций и баз, сопровождение бомбардировщиков и транспортных кораблей внутри системы. Установка гипердвигателя повлекла бы за собой серьезное подорожание аппарата, увеличение его размера и, соответственно, потерю боевых качеств. Установка гипердвигателя не повлиявшая значительно на размер аппарата стала возможна только с разработкой его миниатюрной версии, но такой гипердвигатель стоил очень дорого и был весьма сложен в производстве. Для стремительных нападений и рейдов на коммуникации противника, ударных операций Империя имела канонерки Xg-1 и GAT-12 различных модификаций. Наличие гипердвигателей на кораблях Альянса было обусловлено жизненной необходимостью, иметь универсальные аппараты способные перемещаться на значительные расстояния без помощи кораблей-носителей. Это позволило повстанцам совершать неожиданные и стремительные нападения на отдаленные имперские базы и аванпосты. Но универсальность аппаратов, как мы позже увидим, «вышла боком» Альянсу при непосредственных столкновениях с истребителями противника. Система жизнеобеспечения Наличие на всех малых кораблях используемых Восстанием систем жизнеобеспечения скорее является недостатком, нежели преимуществом. Конечно, пилот не вынужден носить скафандр, но стоит отметить, что система жизнеобеспечения имеет электронику и занимает на корабле место, в то время как истребитель должен быть максимально избавлен от всего лишнего. Как и всякая электроника, система система жизнеобеспечения выходит из строя при попадании в аппарат ионной пушки или же выведением ее из строя «случайным» попаданием лазерной пушки. Попадание ионной пушки означает гарантированную гибель пилота. В случае, когда необходимо экстренно покинуть аппарат пилот, лишенный скафандра, недолго протянет в космосе, даже, несмотря на то, что кресло, с которым он катапультируется оснащено силовым полем, на некоторое время позволяющим продлить существование сбитого пилота. [47] В то же время на аппаратах серии СИД, в том числе и поздних поколений, система жизнеобеспечения отсутствовала. Ее устранение позволило сохранить небольшие размеры истребителя и в то же время избежать угрозы отключения системы жизнеобеспечения и гибели пилота, т.к. его скафандр это механика. Единственная электроника в шлеме имперского пилота – компьютеризированная навигационная система, отключение которой не может сказаться на здоровье. Средства управления и устройство кабины Следующим важным пунктом я предлагаю рассмотреть средства управления и удобство кабины. Как правило, поклонники ЗВ не уделают им особого внимания, а зря. Обратите внимание на устройство кабины «костыля» и «крестокрыла». Оба истребителя имеют в кабине множество датчиков, экранов и переключателей просто не умещающихся в поле зрения пилота. Идеально справиться со всем этим управлением может два пилота, но пилот на Т-65 и Y-Wing BTL-A4 всего один. Двухпилотной стала только модель «костыля» BTL-S3. Для того чтобы выполнить одно действие (например, наведение ракет на цель) пилоту необходимо было выполнить несколько действий для чего переключить тумблеры и нажать кнопки в разных углах панели управления, а это в свою очередь сильно отвлекает от непосредственного управления боевым средством. [27] В плане дизайна кабины весьма хорош истребитель-перехватчик повстанцев A-Wing; не нужно никуда тянуться и все средства управления под рукой, приборная панель почти помещается в поле зрения пилота. В то же время на аппаратах серии СИД все управление сконцентрировано в поле зрения пилота и сведено в несколько тумблеров и кнопок на небольшой приборной панели и кнопках на штурвале. Основную массу информации пилот получает при помощи навигационного компьютеризированного шлема. Таким образом пилот СИДа имеет полную информацию о боевой обстановке не отвлекаясь от управления. На приборной панели выводится только данные локатора и датчики состояния двигателей и пушек. Курс и скорость пилот контролирует штурвалом и педалями. Расположен пилот в истребителе более комфортно; находясь в положении полулежа, и жестко зафиксирован на ложементе. Это помогает переносить высокие полетные перегрузки при резких маневрах. Перегрузки также позволяет компенсировать противоперегрузочный скафандр [19; 1]. В то же время пилоты повстанцев сидят в положении подвергающим пилота большим перегрузкам. В кабине пилота, присутствует грави-компенсатор, облегчающий пилотирование, однако эта система ненадежна, поэтому опытные пилоты отключали ее [22]. Из-за того, что пилот повстанцев сидит в истребителе довольно свободно, он более подвержен всем вибрациям (особенно к повреждениям) которые получает аппарат. Стоит отдельно сказать про обзор из кабины имперского и повстанческого истребителей. Обзор из кабины «костыля» и «крестокрыла» весьма ограничен по причине конструктивных особенностей этих машин и не позволяет вести визуальное наблюдение за целью в задней (особенно этому мешает астродроид, а в случае с BTL-S3, второй пилот) и нижней полусфере. Намного лучше дела с обзором обстоят у «бритвы» имеющий полусферический кокпит; «ашки» и Z-95 устройство которых дает весьма неплохой обзор в задней полусфере. Пилот, управляя любым аппаратом серии СИД, благодаря компьютеризированному шлему может вести наблюдение почти на 360 градусов [12; 16; 19,45]. Посадочные опоры Существенным недостатком имперских истребителей серии СИД (за исключением разведывательного варианта) является отсутствие посадочных опор и необходимость в использовании специально подготовленных посадочных площадок и ангаров. Посадить СИД-Истребитель на твердую поверхность без помощи притягивающего луча мог только очень опытный пилот, хотя взлететь мог каждый. В то же время все малые корабли, используемые Альянсом, имеют посадочные опоры и способны производить взлет/посадку на любую твердую поверхность. Это существенно упрощает их использование на скрытых базах. Сообщение отредактировал Gelu - 15.12.2011, 5:33 |
|
|
3.2.2008, 18:14
Сообщение
#2
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1470 Регистрация: 4.4.2006 Пользователь №: 1963 Награды: 1 Предупреждения: (0%) |
Оригинал статьи
Раздел 6 Анализ боевого применения и использовавшейся тактики летных частей Альянса и Империи Как известно, даже самое лучшее оружие бесполезно или приносит очень мало пользы при неверном использовании. Мы уже проанализировали в предыдущих разделах материально-техническое состояние летных парков основных враждующих сторон в ходе ГГВ; проанализировали технику и уровень подготовки пилотов. Теперь настало время для анализа применения летных частей Альянса и Империи. Партизанская тактика и атаки в стиле ударил-убежал Мятежники, как уже отмечалось, не имея достаточного количества кораблей, средств, людей и баз (в т.ч. сырьевых) на которые можно было бы опираться при ведении боевых действий, не могли противостоять на равных многочисленным имперским силам. Безусловно это доказала битва при Туркане (Turkana) которая произошла задолго до битвы при Явине в секоре Хадар (Hadar). В ходе этой битвы повстанцы потеряли минимум 2 корабля МС-80, несколько корветов и большое количество истребителей. Потери Империи составили несколько истребителей и слегка поврежденный безымянный ИЗР [6]. Именно это битва вынудила повстанцев сделать упор на партизанскую форму ведения борьбы. Успех при открытом противостоянии имперскому флоту был весьма призрачным и сулил огромные потери. При ведении космической партизанской войны ключевую роль стали играть многофункциональные истребители-штурмовики, имеющие достаточный уровень автономности (благодаря наличию гипердвиагтеля) чтобы действовать на некотором удалении от своих баз (для «крестокрыла» это не более 1000 световых лет). Доминирующее значение в стратегии партизанской войны имели малые корабли, на которые, как уже говорилось, выделяли 35% военного бюджета. [29] Иного выхода, чем партизанская борьба попросту не было, так как попытка открыто противостояния Империи малочисленными и плохо вооруженными силами было равносильно самоубийству. В чем же заключается тактика «ударил-убежал», на которой в основном строилась стратегия Альянса Повстанцев? Это стремительные удары на периферийные базы, коммуникационные станции, склады и прочие объекты, принадлежащие Империи. Также малые корабли активно использовались в операциях по уничтожению или захвату (если это было возможно) конвоев, складов и для осуществления реквизиций. Редко предпринимались и дерзкие решительные действия, такие как атаки на верфи, заводы или угон кораблей. «Москитные удары» наносили Империи значительный убыток и нередко были успешными т.к. заключались в стремительных концентрированных ударах. Концентрации сил немало способствовал тот факт, что Альянс имел в своих руках стратегическую инициативу, т.е. мог выбирать место и время проведения налета, концентрируя свои силы в отдельном регионе и достигая, таким образом, численного превосходства; собственно в этом и заключается суть партизанской борьбы. В чем причина успеха такой формы борьбы? Империя имела огромные силы, но все же недостаточные, чтобы контролировать все и вся. Таркин, в своем послании Императору, отмечал: «Мы еще нескоро будем иметь достаточно сил, чтобы контролировать все системы одновременно» [10, 19] Империи же чаще всего приходилось ограничиваться оборонительными действиями с немалой ролью военной разведки, занимавшейся под час «угадыванием» места, куда будет нанесен следующий удар повстанцев. Так из-за удачной операции имперской разведки, удалось узнать о нанесении удара эскадрильей новейших и безумно дорогих «бритв» на коммуникационную станцию в астероидном поясе Фара (Fara). Засада на повстанцев была успешной, а Додона лишился целой эскадрильи. [29,75] Однако этот пример губительных последствий, к которым могу привести недостоверные разведданные нельзя считать закономерностью. В большинстве случаев «москитные удары» повстанцев имели успех. Какая же роль в этом отводилась крупным кораблям? Чаще всего они были мобильным базами групп малых кораблей, координируя и обеспечивая боеспособность истребителей. Такие корабли-рейдеры имели большое значение при ведении космической партизанской борьбы. Примером такого корабля может служить крейсер МС-40а «Лусла» (Lusla), действовавшая в секторе Бруании (Bruanii) и там же уничтоженная. [12] За время своего рейдерства Лусла и ее истребители сумели сильно насолить перевозкам внутри сектора Бруании. Но крупные корабли также могли принимать участие в атаках на хорошо охраняемые конвои. Пара имперских корветов и 6-10 истребителей сопровождения не могли оказать серьезного противодействия крейсеру МС-80 или даже МС-40а и 2-4 эскадрильям истребителей. Примером подобной атаки служит засада в системе Ларамус (Laramus). Несколько имперских легких корветов не могли причинить какого-либо вреда крейсеру повстанцев «Виссеон-2» (Visseon-II). Результатом атаки стал захват 14 полностью загруженных транспортов. Потери повстанцев были минимальными. [26,48] Случались ли маневренные бои между истребителями в ходе таких налетов? Иногда происходили, но в соотношении как минимум 4 к 1 в пользу повстанцев. В таком случае исход схватки был предрешен еще до ее начала. Не стоит забывать, что противостояли пилотам повстанцев в ходе таких налетов на конвои, как правило, не выпускники известных имперских Академий, а выпускники секторальных училищ (про которых было сказано в Разделе 5). Не всегда конвои сопровождались СИД-Истребителями, тем более линейными СИД-Истребителями которые были основным малым аппаратом в флотах Империи, но редко сопровождали конвои, т.к. требовали кораблей, имеющих возможности принимать на борт и обслуживать СИДы. В отсутствии гипердвигателя и корабля-матки СИД-Истребители попросту не могли сопровождать конвои, и защищать имперские грузы приходилось на канонерках типа «Альфа» и подобных машинах, которые были, сродни по классу истребителям повстанцев. Например, в ходе спасения рабов-вуки с имперского транспорта направлявшегося на «строительную площадку» Звезды Смерти, транспорт был перехвачен тремя «ашками» и пятью «костылями» «Синей» эскадрильи и захвачен. В ходе боя повстанцы столкнулись только с пятью канонерками «Альфа», сопровождавшими транспортник. Потери повстанцев составили несколько «костылей» и одна «ашка» с опытным пилотом Тоалгаром (Toalagar) погибшим от попавшей в него протонной ракеты имперской канонерки во время первого же захода. Чтобы обеспечить конвои прикрытием СИД-истебителей, по заказу Империи были разработаны и запущены в производство фрегаты типа «Набулон-Б» (EF76 Nebulon-B Escort Frigate) и эскортные авианосцы. Как только имперский флот начал назначать фрегаты типа «Набулон-Б» в сопровождение конвоев, пилоты повстанцев поняли, что атаки на имперские конвои больше не являются увеселительной прогулкой, как это было раньше. После введения в строй таких кораблей, у повстанцев начались серьезные проблемы при атаках на крупные конвои. Будучи не в состоянии вести маневренный бой с СИД-ами при поддержке пушек фрегата, при атаках на такие конвои повстанцы вынуждены были прибегнуть к молниеносным налетам на вражеские транспортники (т.е. до начала противодействия им со стороны имперцев). Но даже так повстанцы теряли больше пилотов и кораблей чем могли себе позволить. [26,31] Успех в нападении на такие конвои мог быть достигнут только при значительном превосходстве сил и/или оттягивании одной атакующей группы на себя сил прикрытия (как правило, эта группа была многочисленной и могла включать крейсера), в то время как другая группа захватывала или уничтожала транспортники. Относительно того, что и при налетах «ударил-убежал» повстанцы несли солидные потери, показателен диалог Мадины и Додонны перед предстоящей операцией: «Мадина: Мне нужно две эскадрильи истребителей Т-65, одна эскадрилья бомбардировщиков BTL-А4, фрегат типа «Небулон-Б», на случай если у корвета все-таки окажется эскорт, и один штурмовой транспорт типа «Гамма» Додонна: Мы можем предоставить такие силы, но у нас осталось очень мало опытных пилотов. В последних боях мы понесли тяжелые потери». [10] Однако прикрыть все конвои крупными кораблями несущими СИД-ы явно не удалось. Малым конвоям все-таки приходилось обходиться слабым сопровождением, а иногда и вовсе без него. Атаки на имперские транспортники, которые не могли оказать серьезного противодействия, и было школой для пилотов Альянса и их боевым опытом. Но иногда повстанцы нападали на имперские объекты и малыми силами. Так, например, только 3 «крестокрыла» (пилоты – Гарт (Gart), Фарландер (Farlander) и еще один, имя которого нам неизвестно) напали на имперские контейнеры болтавшиеся в космосе возле Калла-7 (Kalla VII). Как только появился имперский фрегат Приам (Priam), повстанцы быстро отступили, потеряв только одного своего товарища (Гарта) [6; 3]. Кроме приведенного выше неудачного налета на коммуникационную станцию в астероидном поясе Фара были и другие неудачные налеты повстанцев на манер «ударил-убежал». Например, в ходе столкновений в секторе Айрам, повстанцы поняли, что успех действия имперцев во многом зависит от удачного использования крейсера-заградителя. Этот корабль был единственным в ударной группе «Возмездие» принимавшей участие в ликвидации группировки повстанцев в секторе. По этой причине повстанцы решили попытаться уничтожить крейсер. На корабль было решено осуществить стремительное нападение двух эскадрилий («ашки» и «бритвы»). Повстанцы видимо рассчитывали на то, что имперцы не успеют поднять «в воздух» свои эскадрильи со станции (тип QX3) и ИЗР «Ярость», а патрули не смогут их остановить… в чем-то их ожидания оправдались. Элитная эскадрилья «Мстители» (Avenger) (укомплектована СИД-Перехватчиками) проявила чудеса оперативности и сумела перехватить «ашек» успевших выпустить только несколько торпед. Эскадрилью «бритв» разобрала рядовая эскадрилья СИД-Истребителей поддержанная эскадрильей СИД-Бомбардировщиков. Этот пример наглядно показывает хорошую тактическую подготовку имперских пилотов. Ведь имперцы сумели разъединить атакующих («ашки» ведь были еще и прикрытием для «бритв») и фактически уничтожить по отдельности. [16] Итак, выделим основные факторы, способствовавшие успешному нападению «ударил-убежал» на имперский конвой или объект: 1. Численное превосходство (в четыре и более раз) 2. Точные разведывательные данные, относительно конвоя, его груза, маршрута, охраны 3. Стремительность 4. Условия, способствующие безопасному отходу с захваченным грузом или кораблями. Препятствия успешному отходу могли заключаться в концентрации сил Империи в регионе или отлаженной охраной гиперпространственных маршрутов. «Чистый» бой истребителей Когда же Империи удавалось навязать повстанцам открытый бой, преимущество было на стороне Галактической Империи (возможно, это было одной из причин, по которой повстанцы избегали вступать в открытое противостояние). Так, в уже упоминавшейся битве при Деспайре (Despayre) повстанцы потеряли в бою 500 истребителей (остальные не успели покинуть корабль-носитель перед его уничтожением). При этом основную часть боя имперские пилоты находились в меньшинстве и только ближе к концу, благодаря подкреплению они превосходили истребители повстанцев числом в 2, а позже и в 3 раза. Повстанцы потеряли все малые корабли, потери имперцев составили, как говорится в книге «менее сотни СИД-Истребителей» [45] Даже предположив худший для Империи вариант (т.е. потерю 100 СИД-Истребителей, а не около 70-80) получаем соотношение 5:1 в пользу Империи. Единственный ли это пример? Нет. Пример массированного боя между истребителями мы имеем в астероидном поле Вергессо (Vergesso) находящемся в секторе Баджи (Baji) системы Либея (Lybeya)). Пока крупные корабли Империи вели бой с крупными кораблями повстанцев и отстреливали (совместно с частью СИД-Истребителей и СИД-Бомбардировщиков) спасавшиеся с поверхности астероида-базы корабли повстанцев, истребители сражались между собой. Силы повстанцев были представлены минимум 8 эскадрильями (2 «крестокрылов», 1 «костылей», 1 «ашек» и 4 сборные). Со стороны Империи бой с повстанцами вели около 10 (максимум – 12) эскадрилий СИД-Истребителей. Т.е. численное превосходство в истребителях не было подавляющим. В ходе битвы большая часть истребителей повстанцев была уничтожена (и добита вскоре) имперские потери были минимальными. [2; 31; 56,145; 32,32-46] Но это массированные столкновения. Что же относительно мелких? Рассмотрим нападение на имперский корвет «Коготь» (Talon) с целью захватить или устранить Вейдера (которого на нем, впрочем, не оказалось). «Инструктировал пилотов перед миссией сам адмирал Акбар. - Фрегат выйдет из гиперпространства вот здесь… На голографической карте появилось изображение фрегата. Прямо перед ним возникла группа СИД-истребителей. Потом позади имперских истребителей появилась эскадрилья «крестокрылов», зажимая имперцев между собой и пушками фрегата. Еще одна эскадрилья Т-65 и эскадрилья Y-бомбардировщиков направилась к кореллианскому корвету. - Синяя эскадрилья свяжет боем СИД-истребители, держа их под перекрестным огнем - своим и фрегата. Красная эскадрилья будет защищать десантный транспорт. Бомбардировщики Золотой эскадрильи используют свои ионные пушки, чтобы вывести из строя оружие и двигатели корвета. После этого десантный транспорт состыкуется с корветом, и коммандос захватят корвет». [10] Разумная тактика для захвата столь важного «груза». Кстати количество сил прекрасно показывает осознание командованием Альянса опасности исходящим от СИД-Истребителей и корвета. Как известно, на корветах проекта CR-90 нет ангаров, только внешние стыковочные стойки. Есть ангар только на военной модификации этого корабля – МCR-90 типа «Убийца». Ангары этого корвета (имперской принадлежности) способны принять только 6 СИД аппаратов. Итак, против шести СИД-ов выставляют полную эскадрилью, которой вменяется в обязанность только «оттянуть» и «связать боем» СИД-ы и притом помощь в борьбе с СИД-ами должны оказать пушки фрегата. Далее, там же, есть такие слова: «Кеян, разозлившись, начал разворачивать истребитель, чтобы вернуть его в строй, но тут он заметил, как от места боя с Синей эскадрильей, отделились несколько быстро движущихся объектов. Через секунду стало видно, что это звено СИД-истребителей и они собираются атаковать Красного-лидера! Инстинктивно Кеян направил свой истребитель на перехват.» [10] Выходит, что два истребителя (суда по тексту речь идет именно о паре) сумели избежать радости общения с «Синими» и попытались отогнать от корвета «костыли». Выходит что всего лишь четыре СИД-а успешно боролись в течении длительного времени с целой эскадрильей «более дорогих, а значит и лучших» (как это любят говорить поклонники восстания) истребителей и при подавляющем численном превосходстве не дали себя прижать к фрегату. То есть имперских пилотов чему-то учили в течение нескольких лет Академии, и о ни не были настолько «тупыми солдафонами» и «второсортным пушечным мясом». Корвет также некоторое время успешно сопротивлялся атакам эскадрильи «костылей» и нескольких «крестокрылов». Вы думаете невозможно обороняться корвету против целой эскадрильи? Приведу еще один пример: эскадрильи «крестокрылов» оказалось недостаточно, чтобы уничтожить CR-90 Даалы. Эскадрилья была полностью уничтожена, а корабль Даалы получил серьезные повреждения, но все же одержал победу и еще был «на ходу». Это конечно не «эскадрилья» костылей, но все-таки. [45] Отряд повстанческих кораблей, состоявший из десяти «костылей» и ботанской эскадрильи (все пилоты были которой выпускниками хваленой и очень престижной ботанской летной академии), «крестокрыла» и «Предвестника» осуществил выведение из строя имперского транспортника с данными, которые приближали финал по тотальной дезинформации командования Альянса относительно Звезды Смерти-2. Палпатин сам желал, чтобы грузовоз попал в руки мятежникам, но пилот грузовоза, видимо, считал иначе (его вряд ли уведомили о планах императора) и сумел уничтожить половину нападавших. Эскорта у грузовоза никакого не было… а если бы был? [31] Всего лишь около 5 минут в ходе операции Кобольт (Cobolt) потребовалось имперским пилотам, чтобы сбить 13 и повредить, остальные истребители повстанцев (потери Альянса составили 14 пилотов), которые должны были лишь оттянуть и связать боем имперские силы. Никто из руководства операции, видимо не рассматривал возможность победы в маневренном бою с имперскими истребителями и поэтому не ставил перед ними такой задачи. Силы сторон были примерно равны [29,32] Есть пример и чистого боя повстанческой и имперской элиты. Траун разработал план перехвата конвоя повстанцев у Дерры-4 (Derra IV) в котором принимали участие крупные корабли, но Вейдер настоял чтобы конвой уничтожили лишь имперские пилоты. ПЗР Трауна «Корруптер» (Corrupter) разложил на атомы только один транспортник и один корвет. Все остальные силы, включая элитную эскадрилью повстанцев «Полет Ренегата» (Renegade Flight), также иногда называемой просто «Ренегат» оттянула и уничтожила только одна эскадрилья 181-ого крыла и дуэль элиты (эскадрилья на эскадрилью) завершилась в пользу имперцев. Потерь с имперской стороны замечено не было. 181-ые в этом задании летали на СИД-Истребителях. Остатки конвоя успешно уничтожили другие СИДы [54,72; 55; 20] Что касается результативности. Пилоты «крестокрылов» к битве при Хоте сумели достигнуть соотношения 3.27:1 в пользу повстанцев в противостоянии СИД-Истребителям. Эта фраза предписывается легендарному Веджу Антиллесу и он гордится этим счетом. [51] Но эта ситуация в элитной эскадрильей (и не просто элитной, а лучшей в Альянсе). Судя по этой фразе, вероятно раньше ситуация с соотношением потерь «крестокрылов» в противостоянии основному имперскому истребителю была еще хуже и должна была быть хуже двойне в рядовых частях. Но критики могут смело заявить: «но ведь Разбойная Эскадрилья выполняла очень трудные задания, где они находились в меньшинстве». И критики окажутся в том правы, пилоты Разбойной Эскадрильи выполняли очень трудные (подчас считавшиеся невыполнимыми) задания, но вот находилась ли Проныры всегда в меньшинстве? Ответ – да, но только тогда, когда этого требовал характер миссии. Чаще всего они также старались достичь численного превосходства, ибо оно никогда не бывает лишним. Например, в ходе очередной опасной операции на планете Талоран (Taloraan) разбойной эскадрилье усиленной корветом CR-90 и истребителями Шторм-4 (Storm-IV) противостояла только одна (!) сборная (СИД-Истребители и СИД-Прехватчико) имперская эскадрилья. Уничтожение имперской эскадрильи в задачу Проныр не входило, однако рекомендовалось «нанести ей максимально возможный урон». [11] Численного превосходства имперцев, как мы видим, нет. Также нет его и в ходе битвы на планете Геррад-5 (Gerrard V) Разбойной Эскадрильей и еще одной элитной эскадрилье «костылей» противостояла только одна имперская 128-ая эскадрилья под командованием Казан Мур (Kasan Moor). Победе повстанцев способствовало и то, что Мур, вместе с некоторыми пилотами перешла на сторону Альянса. [11] Численного превосходства повстанческая элита не имела только тогда, когда малочисленность, как уже было сказано, было обязательным условием для успеха миссии. У читателей наверняка возник вопрос – почему же тогда повстанцы выиграли битву при Явине. Ответ прост – четырем эскадрильям (!) повстанцев состоящим практически полностью из опытных пилотов (некоторые из которых заканчивали Имперские Академии и были ранее пилотами аппаратов серии СИД) противостояло только девять (!!!) СИД-Истребителей «Черной» эскадрильи. На примере этого сражения мы можем видеть противостояние повстанческой и имперской элиты, в которой превосходство явно на имперской стороне. И как мы можем видеть в фильме – повстанцам помогла Госпожа Удача в виде Хана Соло. Доказательство присутствия в этом бою только одной имперской эскадрильи мы находим в таких слова Веджа Антиллеса: «Я скажу тебе правду, мы победили, потому что Звездная Смерти никогда не запускала более одной эскадрильи против нас. В ходе нашего исследования мы выяснили, гранд мофф Таркин не давал приказа на запуск своим СИД-Истребителям. Он считал турболазерные башни достаточными против истребителей Альянса. Этим мы возвращаемся к нашей ранней дискуссии об имперской самонадеянности. Эскадрилья, вылетевшая против нас, была личной эскадрильей Дарта Вейдера.» Эти слова присутствуют в беседе (во время лекционного занятия) Веджа с молодым пилотом-курсантом. [37,36] Тактический контроль в бою Что способствует большей эффективности имперских подразделений? Кроме уже называвшихся в других разделах отмечу следующее. Имперские звенья и эскадрильи никогда не воюют самостоятельно. Пилоты все данные получают от службы тактического контроля. Такая служба есть на каждом корабле или базе. Координирование действий осуществляют офицеры ответственные за тактическую поддержку подразделений. Правда, некоторые пилоты предпочитают, переключаются на «пятый канал связи» который не прослушивается противником и вообще кем-либо на значительных расстояниях, позволяя более эффективно вести общение между пилотами звена/эскадрильи. Но это имеет и свои недостатки, т.к. из-за отсутствия эффективных локационных средств и не принимая команды и корректировки с центра управления можно «пропустить» атаку или перегруппировку малых вражеских кораблей. [45]. Хотя пилоты чаще всего использовали эту частоту для общения на личные темы т.с. «не для всякого уха» вне боя и для лучшей координации командиром эскадрильи в бою вдали от корабля-матки. Конечно же центры тактического контроля имеют более мощные средства локации и связи чем на малых кораблях. Старший тактической офицер имеет перед собой полную голографическую картину происходящего. [29; 3] В то же время командиры подразделений повстанцев как правило не получают команд с центров управления т.к. часто действуют без поддержки крупных кораблей. В таких условиях сильно возрастает требования к командиру подразделения, особенно к его аналитическому мышлению. Ему приходится буквально «чувствовать» общую картину боя не имея возможности полностью визуально охватить ее полностью. По причине наличия, как правило, крупного корабля или станции во время боя СИД-Истребители имеют слабый локационный комплекс. По всей видимости, мощные локаторы, инженеры, проектировавшие истребитель, также посчитали излишним весом; а чем-то они были правы. Однако бывают случаи, когда маломощные локаторы, сильно уступающие средствам локации на «крестокрылах», «ашках» и тем более «костылях», становятся неприятным обстоятельством. Так, при ведении боя в местах трудных для корабельных средств локации (например, астероидных полях) имперцев волне можно застать врасплох. Особенно большие проблемы наступают у имперских пилотов с истребителями A-Wing, сочетающих в себе большую скорость и низкую локационную заметность. Учитывая слабые локаторы и сложности ведения боя для СИД-Истребителей в удалении от своих кораблей или в так сказать «особых регионах», были спроектированы и активно использовались истребители-разведчики на базе стандартного СИД-Истребителя (TIE/rc (Reconnaissance Fighter)) и позже его модификация СИД/ис (истребитель-разведчик) «Авангард» [44]. Эти истребители сопровождали эскадрильи при выполнении заданий далеко от локационной видимости своих кораблей, а также осуществляли рекогносцировку сил противника и патрулировали (совместно со стандартными СИД-Истребителями) территорию. Известно, что эти аппараты использовались массово, но вот насколько массово, увы, неизвестно. В этом отношении повстанцам было проще, т.к. не было нужды разрабатывать корабль-локатор для придания своим эскадрильям лучшей «локационной видимости». Немного сравнения и статистики Многие могут сказать, а ведь были великие асы, такие как Дерек Кливиан, Вес Джансон и Ведж Антиллес… и они сбивали имперцев «пачками». Версии относительно количества их побед и вообще военных достижений высказываются самые разные. Я встречал на форумах человека уверенно утверждавшего (с присущим ему хамством) о сотнях побед на счету «безумного кореллианца». Хотя в то же время, опираясь на источники, сказать точно «кто кого и сколько» невозможно. Я нашел лишь несколько свидетельств результативности пилотов. Так, через полгода после битвы при Эндоре на истребителе Веджа были изображены силуэты: 14 СИД-Истребителей, 6 СИД-Перехватчиков и 6 СИД-Бомбардировщиков (в сумме 26). Янсон: 13 СИД-Истребителей и 15 СИД-Перехватчиков; в сумме 28. Дерек «Хобби» Кливиан: 6 СИД-Истребителей, 4 СИД-Перехватчика и 4 СИД-Бомбардировщика. В сумме 14. Однако стоит отметить, что там наверняка есть еще силуэты сбитых, но из-за недостаточной детализации изображения они не видны [47] Это хороший счет у лучших асов Альянса (на момент комикса), но это далеко не заявленные сотни сбитых. Кстати, стоит отметить что автором истории для комикса на который я сослался в данном случае является известный Стекпол. Или это его идея, или же такой была шутка художников рисовавших этот комикс? Рядом с этим счетом известная результативность имперских асов контраста на создает: Йорр (Yorr) – 24 Мител «Боксер» (Mithel «Mauler») – 27 Вел Терно (Vel Terno) – 15; несмотря даже на то, что он находился в глубокой периферии. Винду «Стрелок» Барвел (Vindoo «The Shooter» Barvel) – намного более 30 (т.к. Барвел «не считал» сбитых и за него его победы фиксировали другие) И напоследок небольшой сравнительный анализ. Согласно соурсбукам мы имеем такие характеристики пилотов (привожу лишь те, которые непосредственно влияют на ведение боя персонажем). Опытные пилоты и асы Альянса Tarrin Datch Механика 4Д Пилотирование – 5Д+2 Стрелок – 4Д+1 Восприятие 3Д Zev Senesca Механика 4Д Пилотирование – 5Д+1 Стрелок – 4Д+2 Восприятие 3Д Wes Janson (на момент битвы при Хоте) Механика 4Д Пилотирование – 4Д+1 Стрелок – 6Д Восприятие 3Д Dack Raltar Механика 4Д Пилотирование – 4Д+2 Стрелок – 5Д+2 Derek "Hobbie" Klivian (на момент битвы при Хоте) Механика 4Д Пилотирование – 6Д+1 Стрелок – 4Д+2 Восприятие 3Д Ведж Антиллес (во время битвы при Хоте) Механика 4Д Пилотирование – 5Д+2 Стрелок – 5Д Восприятие 3Д Ведж Антиллес (во время битвы при Эндоре) [14] Механика 4Д Пилотирование – 6Д Стрелок – 5Д+2 Восприятие 3Д Nien Nunb (во время битвы при Эндоре) [14] Механика 4Д Пилотирование – 5Д Стрелок – 5Д Восприятие 3Д Сравниваем с типичным пилотом СИД-Истребителя (еще не асом) [19,45; 36,73; 37,92] Механика 4Д Пилотирование – 6Д Стрелок – 5Д Восприятие 3Д Или с асом Rath Dareborn (Типичный пилот-экзекутор) на момент окончания академии Механика 3Д+1 Пилотирование – 7Д+1 Стрелок – 5Д+1 Восприятие 3Д+1 На проверку боем (настольной игрой), даже Ведж едва справляется с двумя обыкновенными пилотами СИД-Истребителей да и то благодаря не навыкам пилотирования. Однако совместно с «Разбойной» эскадрильей он способен на многое. Но это ведь элита. С обыкновенными пилотами Альянса у выпускников имперских Академий разговор короткий и для повстанцев печальный. Список использованных источников 1. Star Wars Customizable Card Game 2. X-wing Alliance (игра) 3. X-Wing Collector's Strategy Guide / X-wing: The Official Strategy Guide 4. Adventure Journal №13 5. Technical Specifications: Spacecraft of the Imperium and the Rebel Alliance 6. X-wing (игра) 7. Adventure Journal № 7 «Правильное решение» («Command Decision»), Тимоти Зан 8. Железный кулак. Аарон Олстон, перевод ЭКСМО 9. The Stele Chronicles 10. The Farlander Papers. Перевод Korgan 11. Rogue Squadron 3D (игра) 12. TIE Fighter (игра) 13. TIE Fighter Strategy Guide 14. Galaxy Guide №5 15. Серия комиксов «Империя» № 12 16. X-Wing vs TIE Fighter (игра) 17. Серия комиксов от Марвел № 61 18. Серия комиксов от Марвел № 34 19. Imperial Sourcebook, вторая редакция 20. Серия комиксов Крестокрыл №25 21. GURPS Imperial 22. «Разбойная Эскадрилья» («Rogue Squadron») Майкл Стэкпол, перевод ЭКСМО 23. Flashpoint! Brak Sector 24. Ставка Соло. Аарон Олстон, перевод ЭКСМО 25. Пилоты Адумара. Аарон Олстон, перевод Com'ok (ака Надежда Контарь) 26. Star Wars Sourcebook, вторая редакция 27. Звездные Войны IV эпизод «Новая Надежда» 28. Crimson Empire, часть 1 29. Rebel Alliance Sourcebook, вторая редакция 30. The New Essential Guide to Vehicles & Vessels 31. Тени Империи 32. Shadows Of The Empire Planets Guide 33. The Essential Guide to Vehicles and Vessels 34. Starfighter Battle Book 35. X-Wing Rogue Squadron Handbook 36. The Thrawn Trilogy Sourcebook 37. Death Star Technical Companion 38. Серия комиксов Восстание (Rebellion) №2 39. Планета Сумерек. Барбара Хембли 40. Возрождение Тьмы. Тимоти Зан 41. Galaxy Guide № 6 42. Adventure Journal №7 43. The Rebel SpecForce Handbook 44. Adventure Journal №10 45. «Звезда Смерти» (Death Star). Майкл Ривз и Стив Перри 46. Звездные Войны IV эпизод «Новая Надежда» (новелизация) 47. Серия комиксов Крестокрыл №21 48. Серия комиксов крестокрыл № 3 49. Комментарии Дж. Лукаса к оригинальной трилогии (полное издание SW на 14 ДВД-дисках) 50. Эскадрилья Призрак. Аарон Олстон 51. X-Wing Sourcebook 52. The Movie Trilogy Sourcebook 53. Rebel Assault 54. Star Wars Encyclopedia 55. The New Essential Guide to Characters 56. X-Wing Alliance Strategy Guide Другие статьи о технике Звездных Войн Сообщение отредактировал Gelu - 15.12.2011, 5:32 |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 24.12.2024, 17:50 |