Сняв первого "Железного человека", Джон Фавро создал эталон экранизаций марвеловских комиксов, на который в будущем должны были бы ориентироваться все последующие режиссеры, включая самого Фавро. Зрители получили динамичный, брутальный, стильный, атмосферный боевик с отличными диалогами, запоминающимися шутками и яркими персонажами и были в праве рассчитывать, что вторая часть получится как минимум не хуже. К сожалению, Джон Фавро ожиданий не оправдал. Второй "Железный человек" получился хуже первого, по большей части фильма не демонстрируя всех козырей своего предшественника.
На первом часе просмотра создавалось впечатление, что Фавро собирался снимать серьезную драму, но так и не осуществил своего намерения. Напомнив о первой части замечательно снятой сценой слушания в сенате по делу о передаче Железного человека в руки самого заботливого в мире правительства, сюжет затем замедляется и распадается на отдельные, местами затянутые, эпизоды. Диалоги теряют остроту и оригинальность, а краски героев блекнут, превращая ранее запоминавшихся героев в безликих статистов.
Причиной такого изменения характеров героев становится паладиевый генератор, работающий в груди у Старка. Поддерживая существование Тони, он параллельно отравляет его тело, и Старк понимает, что ему недолго осталось. Осознание скорого конца негативно действует на Старка, превращая плейбоя, любимца девушек и талантливого управленца в депрессивного алкоголика, снимающего стресс чересчур экстравагантными даже для него выходками, гонками на Формуле 1, алкоголем и разборками с лучшим другом с применением всех попадающихся под руку видов вооружения.
Бремя управления компанией ложится на хрупкие плечи Пеппер Потс, лишая ее того обаяния и беззаботности, которой героиня Гвинет Пэлтроу отличалась в первой части. Вынужденная решать все многочисленные проблемы компании Пеппер бледнеет и полностью меркнет на фоне прекрасной Скарлетт Йоханссон. Скарлетт на экране смотрится просто ослепительно великолепно и чтобы поразить воображение зрителей, ей даже ничего особо больше делать и не надо.
Впрочем, для зрителей, считающих, что Йоханссон в фильме только для декора, сценарием припасен ряд сюрпризов, особенно впечатляющее дефиле Наташи Романофф (да-да, ее героиня тоже из России) по коридорам лабораторий Джастина Хаммера в конце фильма. Джастин Хаммер, менее удачливый конкурент Тони Старка по бизнесу, по сравнению со своим комиксным прототипам резко помолодел и еще сильнее поглупел. Сыгранный Сэмом Рокуэллом персонаж скорее запоминается своей дерганностью и многочисленными неудачами, чем какими-либо достижениями в бизнесе.
Цитата: -Сейчас я его одолею своим супер-оружием... Упс.
-Хаммер делал, да?
Другой противник Железного человека получился гораздо колоритнее. Микки Рурк в очередной раз сыграл Микки Рурка, исполнив роль мрачного громилы с высоким уровнем IQ и на этот раз русскими корнями и трогательной привязанностью к попугаю-какаду. Наблюдая за тем как отсидевший пятнадцать лет в колонии строгого режима ученый с внешностью типичного уголовника за секунды взламывает сложнейший софт, пьет водку из горла и покупает фальшивые документы и билеты в Монако в первом попавшемся переулке, поневоле ловишь себя на мысли, что американцам о русской науке известно что-то такое, что нам и не снилось.
Ну и самыми запоминающимися персонажами при самом меньшем времени присутствия на экране становятся Ник Фьюри в исполнении Сэмюэля Джексона и сам Джон Фавро в роли охранника Тони Старка. Причем если в первой части камео Фавро было практически незаметно, то во второй раз режиссер появляется на экране гораздо чаще, с радостным выражением лица раздавая и получая тумаки. Ну а реплики Джексона настолько хорошо прописаны, что практически каждую его фразу можно растащить на цитаты.
Цитата:Сэр, я вынужден попросить вас покинуть пончик.
Цитата: Эй, Старк! Я глаз с тебя не спущу.
Заменивший Теренса Ховарда Дон Чидл всячески старается играть Джеймса Родса максимально приближенно к манере игры Ховарда, однако различия, прежде всего внешние, бросаются в глаза очень сильно. Родс во второй части из просто друга Старка превращается в самостоятельную боевую единицу, носящую боевой костюм "Марк-2", и вот тут то в глаза бросается очередная нестыковка. Если в первой части Старк довольно долго учился управляться со своим костюмом, но Роди во второй части просто пришел, надел его, намял бока Старку и улетел.
Цитата: То есть ты хочешь сказать, что какой-то черный пришел, надрал тебе задницу, забрал твой костюм и улетел?
Вторая часть вообще проигрывает первой в реалистичности. Если в первом фильме у героев были реалистичные ранения, Старка вообще шрапнелью изрешетило, а потери в рядах афганских боевиков исчислялись десятками, то во второй части все хорошо вооруженные герои и злодеи на редкость миролюбивы и уничтожают только неживых роботов и припаркованные машины. В самом деле, негоже простым американским гражданам гибнуть в разборках супергероев, оставим этот удел на долю неудачливых охранников и попавшихся под руку пилотов формулы-1.
Уступает сиквел и в боевых сценах. Если в первой части драки были равномерно распределены по всему фильму, то все настоящее действие во втором фильме сконцентировано в последнем получасе. Вот тут то и начинается настоящая забава. Сюжет значительно ускоряется, к героям возвращаются прежние краски и чувство юмора, а драки захватывают дух. Впрочем, без ложки дегтя не обошлось и тут, ибо Фавро полностью запорол финальную драку между Старком и Иваном Ванко, но тут же реабилитировался в сцене награждения Старка и Роуди.
Единственная вещь, которая осталась полностью на уровне первой части, - это саундтрек. Музыкальное сопровождение, возглавляемая неувядаемыми AC/DC, по-прежнему на редкость бодрое, удачное и поднимающее настроение.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что в целом "Железный человек 2" неплохой фильм. Да, местами затянутый, местами скучный, с лишними сценами, но и не без удачных моментов. Однако как продолжение очень удачного "Железного человека" фильм плох. Нестандартный детективный сюжет первой части заменен банальной историей о русских пьянствующих самородках, американских алчных сенаторах и бизнесменах, герои потускнели и потеряли возможность шутить, а экранное время двух помощников Старка, Джарвиса и Дубины, снизили практически до нуля. Если так пойдет и дальше, то третий "Железный человек", если он будет, рискует поставить крест на этой перспективной серии фильмов.
7 из 10