Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
Год выпуска: 2008 Страна: США | Режиссер: Стивен Спилберг Производство: Paramount Pictures / Lucasfilm / Amblin Entertainment Бюджет: $125 000 000 В ролях: Харрисон Форд, Карен Аллен, Пол Фримен, Рональд Лейси, Джон Рис-Дэвис, Денхолм Эллиот и другие
Новейшие приключения Индианы Джонса начинаются в пустыне Юго-Запада в 1957 году - в разгар холодной войны. Инди и его партнер Мак (Рэй Винстон) едва спаслись от столкновения в воздухе с подлыми советскими агентами.
Теперь профессор Джонс вернулся домой в Маршалл Колледж - только для того, чтобы обнаружить, что все стало еще хуже. Его близкий друг и декан колледжа (Джим Броадбент) объясняет, что последние исследования Инди сделали его объектом подозрений, и что правительство начало давить на университет с требованием его уволить. На выезде из города Индиана встречает молодого бунтаря Матта (Шиа ЛаБеоф), который, снедаемый завистью, делает предложение смелому археологу: если он поможет Матту в одном личном деле, Инди сможет сделать одно из самых замечательных открытий в истории - хрустальный череп Акатора, легендарный объект восхищения, суеверий и страха.
Но после того, как Инди и Матт отправляются в один из самых отдаленных уголков Перу - землю древних гробниц, забытых исследователей и легендарных золотых городов, они начинают понимать, что они не одни. Советские агенты также охотятся за хрустальным черепом. Их главарь - холодная, убийственно красивая Ирина Спалко (Кейт Бланшет), элитное подразделение которой ищет мифический хрустальный череп, который должен помочь Советсткому Союзу подчинить себе весь мир… если секрет черепа будет раскрыт.
Инди и Матт дожны найти способ ускользнуть от советских агентов, раскрыть тайну, сражаться с врагами, предотвратить попадание магического хрустального черепа в опасные руки.
Интересные факты
• В фильме почти не использовали CGI, чтобы “Королевство Хрустального черепа” стилистически не выделялось из саги об Индиане Джонсе.
• Харрисон Форд, несмотря на свои 64 года, все трюки исполнял сам, ежедневно по три часа проводил в спортзале, сел на специальную диету и добился того, что даже сам Спилберг перепутал трюки Форда в “Хрустальном черепе” с кадрами из третьего “Индианы Джонса”.
• Шон Коннери, сыгравший в предыдущем фильме отца Индианы, отказался от участия в четвертом “Джонсе”: ему очень нравится быть на пенсии.
• Русских солдат играют настоящие русские актеры, чтобы акцент был естественным.
• Съемки картины длились всего 79 дней. Это намного меньше, чем работа над любым крупным фильмом – так уж повелось, что истории о приключениях Индианы снимают очень быстро.
• На съемках фильма у Харрисона Форда был только один выходной день.
• Чтобы заново научиться работать с культовым атрибутом Индианы - кнутом, Харрисону потребовалось 6 дней тренировок.
• 36 фетровых шляп всего было изготовлено в Миссисипи для съемок картины.
• 30 кожаных курток было сшито для персонажей Индианы Джонса и Пса Уильямса (Шайа ЛаБаф).
• Для съемок сцены в «зыбучих песках», актеры стояли на подмостке, которым управлял специалист по спецэффектам. Таким образом, на площадке появился своеобразный лифт.
• Во время съемок в Нью-Мексико съемочная группа столкнулась с тремя гремучими змеями, которых нужно было осторожно перевезти в другое место.
• С кем из животных, задействованных в съемках, было труднее всего работать? С козлами. Они не хотели быть в кадре.
• Во время съемок фильма Харрисон Форд и Карен Ален отметили свои дни рождения.
• Солдаты, принимавшие участие в съемках картины, получили массу новых впечатлений. Одни были поражены древними скульптурами Майя, другие – черепами в одной из сцен, а кто-то танцами рокеров под дождем.
• В камере Окси надпись «Возвращение» написана на разных языках, в том числе и на русском.
• На складе, в самом конце сцены показывают «Утраченный ковчег», именно этот артефакт Джонс искал в самой первой части про Индиану.
• Заработав 100 миллионов доларов за трехдневный уик-энд, картина стала самой кассовой по сборам в первый уик-энд у Спилберга, намного опередив остальные ленты. Ближе всех оказался «Парк Юрского периода 2» - 72 миллиона.
• В утвреждённых Ассоциацией кинематографистов правилах безопасности съёмок кнуты в фильме были приравнены к потенциально опасным атрибутам и поэтому должны были создаваться на стадии пост-продакшн при помощи компьютерной анимации.
• В отличие от первых фильмов про Индиану, в четвёртом, персонаж Харрисона Форда ни разу не использовал свой револьвер.
Цитаты: “Спустя 18 лет после третьей картины — “Индиана Джонс и Последний Крестовый Поход”, мы все стали чуть старше, чуть мудрее и чуть богаче” — Стивен Спилберг
“Я не уверен, налезут ли на меня старые кожаные штаны Джонса, но шляпа подойдет точно” — Харрисон Форд
“Это не годы проходят, это нарабатывается километраж” — Индиана Джонс
Скрытая информация:
Трейлер
Скрытая информация:
Рецензия (автор Ilan Thorn)
Цитата: «Дедушка сейчас наверняка потешается» - Генри Джонс Младший
Киноиндустрия – область, которую очень многие покидают слишком быстро. А то – «старикам тут не место», как никак. И Харрисон Форд уже, казалось, давно отыграл свое; и у Спилберга великолепные фильмы, вроде «Поймай меня, если сможешь» и «Мюнхена», стали чередоваться с откровенной напичканной спецэффектами халтурой (см. «Особое Мнение» и «Войну Миров»). Джордж Лукас, правда, до последнего держал планку качества своих «Звездных Войн», но последняя часть вышла, дай Бог памяти, три года назад.
Что касается самого франчайза «Индианы Джонса», то путь к «четвертой части трилогии» был выложен минами – от споров и криков по поводу сценария до резких отказов кавалера британского ордена Шона Коннери возвращаться в кино. Тем не менее, все сложилось благополучно: сценарий написали, отца Индии умертвили, актеров подобрали, сшили три десятка шляп, дали Харрисону Форду недельку поупражняться с кнутом, чтобы вспомнить былое. Ну и, собственно говоря, понеслось. В солнечный (где как) месяц май, видимо, имеющий свое сакральное значение для режиссеров 70-х годов, четвертому «Индиане Джонсу» дали путевку в жизнь. Как будто не было тех девятнадцати лет.
Впрочем, с первых же кадров видно, что для зловещего триумвирата «Спилберг-Лукас-Форд» этих девятнадцати лет и вправду не было. Более того, похоже, что и промежуток с 60-80 прошел мимо них. Старикам-разбойникам вдруг захотелось вспомнить свою ударную молодость, а потому дух беспечной юности пятидесятых годов и призраков Холодной Войны сквозит буквально с самого начала и до самого конца: вот компашка разудалых студентов гоняется наперегонки с армейским седаном, вот Та-Самая-Шляпа надевается на Ту-Самую-Голову, вот зловещие красные коммунисты, которым Инди бесстрашно заявляет «Пошел ты, товарищ», вот ядерный взрыв посреди Невады и холодильник со стальной прослойкой, вот митинги «Better dead than red!», вот ревущие мотоциклы и пышущий паровоз, вот расческа, которой герой Шайи ЛаБефа в самые опасные моменты проходится по блестящей прилизанной шевелюре, вот злые дяденьки в серых пальто и надвинутых на глаза шляпах, вот, наконец, инопланетяне! Да-да, не стоит удивляться. Мало того, что действие напрямую завязано на обитателях «мира между мирами», так еще и пресловутый Хрустальный Череп является смелой отсылкой и к «Чужим», и к «Хищникам», и к лукасовым «Звездным Войнам». И пусть, конечно, те, кто застал эпоху Холодной Войны, и составят мизерную часть аудитории, знающим и интересующимся «Инди 4» преподнесет немало удовольствия. И, что, несомненно, приятно, здесь обошлось без того фанатичного внимания к деталям, которое продемонстрировал Дэвид Финчер в «Зодиаке». Все-таки, у нас ведь не серьезная социальная драма, а легкое развлекательное кино, в котором старики отрываются и задают темп для молодежи.
Это же касается и всего фильма в целом – то, что выполнено «старой гвардией», здесь смотрится куда лучше, чем работа молодняка. Нет спору, и Шайа ЛаБеф, и Кейт Бланшетт – актеры примечательные, но, тем не менее, в некоторых моментах они или переигрывают, или недоигрывают. Причем винить за это стоит исключительно их, так как образы и Генри Джонса Младшего-Младшего, и советской разведчицы с украинскими корнями Ирины Спалько весьма интересные и потенциально весьма запоминающиеся (одно только вступительное «А ну погодьте» вызвало дружный всплеск аплодисментов в зале). ЛаБефу очень тяжело даются эмоциональные сцены, и смотрится он со слезами на глазах и вправду довольно жалко. Что до Бланшетт, то она почти весь фильм проходила с каменным лицом железной леди, которое лишь иногда сменялось чем-то средним между восхищением и удивлением.
Поэтому, как красноречиво свидетельствует финал, в котором нацепивший свою фирменную ухмылку Инди ловко выхватывает шляпу из рук сына, второстепенные персонажи не смогли вырваться на первый план, и призваны лишь оттенять великолепного Харрисона Форда, все такую же прекрасную Карен Аллен, «как бы тройного агента» Рэя Уинстона и очаровательно-безумного Джона Херта. Опыт, как говорится, не пропьешь; и к ним практически никаких нареканий нет – разве что хочется отметить связанные с недоработками сценария (о них позднее) вынужденные проколы в персонаже Уинстона, чье выражение лица в стиле «мне, конечно, очень жаль, но я ОПЯТЬ меняю стороны» под конец фильма успевает навязнуть в зубах почище клея, которым в лучших традициях сериала, будто приклеена к мужественной голове Харрисона Форда Та-Самая-Шляпа. К слову сказать, клей сильный, не иначе, как «Момент». Другая модель то, через что проходит старичок Форд, просто не выдержит. Спилберг, который все никак не отстанет от мании запихнуть в фильм побольше спецэффектов, проводит главного героя через такое, что просто физически было невозможно воссоздать двадцать лет назад. Поэтому, наплевав на всякий радикулит, Инди сначала лихо скачет с грузовика на грузовик, затем отвешивает традиционных индиевских люлей твердолобому советскому полковнику, после этого наблюдает зловещий ядерный гриб в компании сурков, затем, уже попав в обязательные экзотические декорации Южной Америки, лихо отбивается лопатой от ловких дикарей, переживает абсолютно гениальную как по задумке, так и по исполнению десятиминутную погоню (что примечательно, в ней с машины на машину скачет Шайа ЛаБеф), проходит через три водопада… в общем, бегает, прыгает и даже летает. При этом его сногсшибательная харизма ничуть не снизилась за два десятилетия, и он, как и прежде, умело шутит и умиляет зрителей своими традиционными выражениями лица. А что вы думали? Инди вернулся, и баста! Шестьдесят пять лет – еще не возраст, что бы там Коннери не говорил!
Теперь перейдем к наиболее слабому (или наименее сильному – решайте сами) моменту «Королевства Хрустального Черепа» - его многострадальному сценарию. В целом, он весьма неплох, особенно в первой половине фильма, где так отчетливо передан дух пятидесятых. Но вот как только доктор Джонс собственно приступает к археологическим изысканиям, остро ощущается нехватка свежих идей и резких сюжетных поворотов. Не поможет даже тот факт, что по сумме составляющих сценарий «Инди 4» ничуть не хуже, допустим, «Индианы Джонса и Храма Судьбы». Потому что прогресс не стоял на месте, а жанр приключенческих юмористических боевиков с археологическим уклоном не простаивал без внимания – одна только дилогия «Сокровища Нации» чего стоит. Кстати, именно с этим детищем Джерри Брукххаймера и Николаса Кейджа возникает большинство ассоциаций во второй час ленты. Ибо глянешь ненароком на местные руины и соскочит с языка коварное и правдивое «а вот под Нью-Йорком как-то всего побольше». Кульминации потуги сценаристов достигают в просто таки анекдотичном финале, в котором из древнего храма с шумом и гамом поднимается летающая тарелка, затем куда то исчезающая вместе со всеми затянутыми в нее плохими солдатами-коммунистами. Никак отправились инопланетян учить делу Ленина и Маркса. При этом множество вопросов остается без ответов, а судьба бравой разведчицы Спалько вызывает лишь недоумение и пару шуток насчет «сгорела на работе».
Но, чтобы по традиции не заканчивать разбор на столь пессимистичных нотах, помянем добрым словом заслуженных дедушек, приложивших руку к визуальной и музыкальной составляющей проекта. Януш Камински, уже добрый десяток лет сотрудничающий со Спилбергом, не подвел и на этот раз – сочная, слегка стилизованная под старину картинка сочетается с профессиональными и по-настоящему современными ракурсами, что позволяет добиться того, что зрители после сеанса еще долго будут ползать по залу в поисках отпавших челюстей. Примерно на такой же результат работает и заслуженный ветеран-монтажер Майкл Кан, который на вполне современных скоростях сочетает клиповый монтаж с великолепными панорамными планами. Еще раз отмечу абсолютно гениальные в этом плане сцены ядерного взрыва и динамичную погоню по перуанским джунглям.
Касательно Джона Уильямса можно сказать только одно – маэстро как всегда великолепен. Причем, дело даже не в его потрясающей работе с лондонским симфоническим оркестром, а в том, насколько он понимает Спилберга и его желание стилизовать ленту под пятидесятые. Именно поэтому то, что звучит в «Королевстве Хрустального Черепа» напоминает не о предыдущих работах Уильямса, скажем, тех же «Звездных Войнах», а о чем-то из Алана Сильвестри и его «Назад в Будущее» (где, напомним, действие также происходило в 1950-х годах прошлого века). Итак, пожалуй, пора подвести итоги. «Индиана Джонс и Королевство Хрустального Черепа» - несомненно великолепный фильм, вполне достойный чести принадлежать к именитой серии. И даже то, что он не идеален во многих отношениях, не умаляет его ценности и того удовольствия, что он приносит зрителю. А главное – он доказывает, что в Голливуде понятие «старый» не всегда значит «ненужный». Спилберг поработал на славу, Лукас поработал на славу, Харрисон Форд вообще превзошел все ожидания. А «Индиана Джонс» вернулся! И даже неважно то, каким будут последующие части сериала, уже эпохи ЛаБефа (который, искренне верим, непременно поднакопит актерского мастерства к «Инди 5»). Важно то, что сейчас мы имеем то, что имеем – одновременно на редкость веселый, бодрый и с уважением относящийся к своим корням фильм, который можно смотреть всем и каждому, вне зависимости от того, как вы относитесь к раскидистой клюкве. Что и рекомендуется сделать в срочном порядке!
--------------------
Я сижу и смотрю на чужую улицу из чужого окна И не вижу ни одной знакомой души