X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

> Утомленные Солнцем 2: Предстояние/Цитадель, Михалков против Бесов
Рейтинг 5 V
Опрос
Ваша оценка
Шедевр [ 3 ] ** [12.00%]
Хорошо [ 1 ] ** [4.00%]
Нормально [ 2 ] ** [8.00%]
Плохо [ 3 ] ** [12.00%]
Ужасно [ 16 ] ** [64.00%]
Всего голосов: 32
Гости не могут голосовать 
сообщение 23.4.2010, 16:04
Сообщение #1


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9





Утомленные Солнцем. Предстояние

Утомленные Солнцем. Цитадель


Режиссер: Никита Михалков
В ролях: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Дмитрий Дюжев
Сценаристы: Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков, Глеб Панфилов, Владимир Моисеенко, Эдуард Володарский, Александр Новотоцкий
Продюсеры: Никита Михалков, Леонид Верещагин
Оператор: Владислав Опельянц
Композитор: Эдуард Артемьев

Производство: Россия, Германия, Франция, 2010

Цитата: «Ну как я могу ему навредить?» - Надя

Продолжение картины 1994 года. Героям первого фильма придется пройти сквозь пекло Великой Отечественной войны, чтобы найти друг друга и попытаться вновь стать счастливыми.

Бывший комдив Котов, несправедливо осуждённый в 30-е годы как враг народа, чудом выжил и был отправлен на войну обычным рядовым бойцом штрафного батальона. Воевал, как все: в грязи, холоде и голоде, не заглядывая в будущее больше, чем на один день, да и тот надо было суметь прожить. Прожить и выжить в аду, которым была военная передовая. Его спасла вера. Вера в свою страну, вера в Бога и вера его дочери Нади в то, что отец жив…




Скрытая информация: Рецензия от Илана
СТАРИК

Как-то неожиданно и очень незаметно, где-то в последние лет -дцать, Никита Сергеевич Михалков… состарился. Нельзя сказать, что в его сегодняшние 64 года, да еще и при столь напряженном и выматывающем роде деятельности это странно – иные режиссеры до такого возраста и не доживали. Но обиднее всего то, что свою старость осознает и сам Михалков, в последнее время всеми силами стремящийся не исчезнуть в новом российском кинематографе, не потерять былое влияние и власть, удержать железной котовской перчаткой утекающий сквозь пальцы песок времени. И потому с неким чувством щемящей боли приходится наблюдать за тем, как неглупый и талантливый автор снимает фильмы, цель которых – доказать (в первую очередь, самому себе), что он еще что-то может. Может выбивать из правительства четыре десятка миллионов долларов на постановку. Может собирать многотысячную массовку. Может устраивать масштабные пиар-кампании и премьеры в Кремле. Может снимать «великое кино о великой войне», доказывая свое собственное величие.

Ведь теперь уже всем известно, благодаря откровениям самого Михалкова, что «Предстояние» он задумал после просмотра «Спасти Рядового Райана» Стивена Спилебрга (к слову, всего на год моложе Михалкова) в далеком 1998 году. «Восстановление исторической справедливости» - такова, согласно Михалкову, его мотивация. «Зависть старика» - демонстрирует иной повод создания «Предстояния» сам фильм.

Это можно заметить уже в общей форме фильма – подчеркнуто эпичной, неоправданно затянутой, предельно натуралистичной. Будто Михалкову было важно сделать фильм с массовкой на одну сотню людей масштабнее, с большим количеством взрывающихся танков и падающих самолетов, с хронометражем хотя бы на десять минут длиннее (а еще и в двух частях!). И неважно, что такой размах убивает в сюжете практически всю драматургическую логику. Так, скромный десятиминутный эпизод с бомбой, падающей на церковь, следует за кульминационной получасовой резней где-то под Москвой, которая явно просится на место финальной сцены. Михалков, конечно, в фильме пытается объяснить это хронологическим порядком: мол, битва в 41-м, церковь в 42-м. Но, во-первых, «Предстояние» - это не документальный фильм, требующий свято соблюдать порядок исторических событий; а во-вторых, режиссер все равно этот порядок не соблюдает, бросая действие из одного года войны в другой и обратно через третий.

Кажется, лучше всего новому фильму Михалкова (как, впрочем, абсолютному большинству современных масштабных отечественных проектов: от «Адмирала» до «Турецкого Гамбита») подошел бы телевизионный формат, по часу в день. Тут и рваность повествования не вызывает столь резкого отторжения, и хронометраж можно делать сколь угодно великий, и битвы показывать самого разного масштаба и настроения. Но старческие амбиции режиссера «великий телесериал о великой войне» не удовлетворит, пусть даже он будет самым дорогим на постсоветском пространстве. Телевидение быстро забывают - кино остается в веках. А потому Михалков, заставляя зрителя плотнее сжать зубы и закрыть глаза на отсутствие четкого сюжетного развития, выпускает на него сравнимую по мощности и хаотичности с брандспойтной струю из сцен, шумов, спецэффектов и актеров первого ранга на ролях, где мог сгодиться любой талантливый статист.

Но режиссер не без оснований решил, что безликий статист не вызовет у зрителя столь сильных эмоций, если это он (а не Андрей Панин) будет мочиться в штаны от страха перед раскрытием его «нежелательного» брата; если это ему (а не Валерию Золотухину) оторвет голову шасси самолета и разнесет мозги по палубе; если это его (а не Сергея Гармаша) ноги, оторванные по колени, будут красить кровью морскую воду. Да, в «Предстоянии» не жалеют даже известных актеров, а рядовое «мясо» и вовсе гибнет с пугающей скоростью. Михалкову все же хватает такта и хоть немного, но сохранившегося чувства стиля, чтобы оставлять за кадром наиболее кровавые эпизоды, но даже с учетом того, что зрителю не показывают, как эффективно саперская лопатка крошит голову немецкого захватчика, оставшегося хватает с лихвой. Голая немецкая задница, голая советская грудь, мясо на гусеницах танка, оторванные руки и ноги крупным планом – можно было все это не показывать, но все равно продемонстрировать жестокость и бесчеловечность войны, что было подтверждено не одним десятком классических военных фильмов 60-70-х годов.

И даже натурализм можно было бы простить, если бы Михалков не лукавил. Беда, увечья и смерть красочно настигают второстепенных персонажей и массовку, но обходят стороной всех главных героев и «особ приближенных», вроде белобрысого зека-белоруса в исполнении усердно коверкающего язык Дмитрия Дюжева и Артура Смольянинова, нацепившего на спину дверь для защиты от пуль. Неуязвимость экранных Михалкова и его дочки порой доходит до абсурда: Наденьку (повзрослевшую и внезапно обнаружившую полное отсутствие актерского таланта) спасает от настырного немецкого самолета молитва, по произнесении которой пилот совершает глупейшую ошибку и роняет машину в воду; а ее отец после столкновения с танком выбирается из-под земли, засыпавшей его, как всамделишный ромеровский зомби. Михалков вообще в фильме на редкость часто спасается в последний момент, иногда волей случая (бомба зацепилась за паникадило и дала время сбежать из храма до взрыва), иногда собственной ловкостью (спортивный прыжок через забор в той же сцене или профессиональное «восхождение» по грузовику на крышу барака в начале).

В столь частом спасении от смерти можно усмотреть еще одно доказательство того, насколько Михалков не хочет признавать свою старость и близость приближающегося конца. В «Предстоянии» он ничего не боится, всех ободряет, над всем смеется, на все способен, даже если вокруг него огонь и смерть. Впрочем, столь же вероятно, что такая неординарная выживаемость главного героя - суть штамп, дань жанру. А штампов и банальностей в «Предстоянии» немало, что является еще одним признаком все большего старения Михалкова как режиссера и сценариста. Взрыв моста именно в тот момент, когда на нем находится наибольшее количество людей – штамп. Взрыв пароходика со вздорной дамочкой и бюстами Сталина – штамп. Молоденькие радостные необстрелянные курсанты, глупо и бессмысленно гибнущие в первом бою – штамп. Стреляющийся командир штрафников, проваливший приказ сверху – штамп. Затворившие окна и двери жители поселка, не желающие спасти Надю от немцев – штамп. Расстрел цыган, в ходе которого выживает лишь оставшаяся на безопасном расстоянии маленькая девочка – штамп. Даже финальный медленный-медленный подъем-отъезд камеры с затемнением – и то штамп.

При этом в картине есть несколько сцен необычных, дающих понять, что Никита Михалков когда-то был действительно сильным режиссером. Длинный напряженный план, во время которого камера медленно движется вдоль винтовки к глазам солдата и обратно к курку. Перестрелка в сумрачной синеве, где страшно уже оттого, что не видно ни своих, ни чужих. Сцена с тикающими часами на руках только что перебитых курсантов. Создается впечатление, что Михалков мог бы снять крепкий военный фильм «Предстояние»…

…Если бы не снимал «Утомленных Солнцем 2», не цеплялся по-стариковски за прошлые достижения (как свои, так и чужие). Как батальное полотно «Предстояние» еще можно воспринимать, но как продолжение сильной и глубокой драмы оно не только не смотрится, но и извращает оригинальную ленту. В «Утомленных Солнцем 2» главный герой не комдив Котов – тот не был настолько примитивным и двухмерным героем, и его не окружали плоские персонажи без личности и истории. И Надя – это маленькая девочка, искренне верящая в торжество коммунизма, а не медсестра, устраивающая сеанс стриптиза на морозе для умирающего танкиста на фоне иконы. «Утомленные Солнцем» были фильмом образным – образ танков у поля, образ красного шара, апокалипсический образ людей и собак в противогазах, образ заблудившегося грузовика - а в «Утомленных Солнцем 2» образов практически нет, а те, что есть, донельзя просты.

Михалкова можно попытаться оправдать: «Утомленные Солнцем 2» - фильм гораздо более массовый, рассчитанный на самую широкую аудиторию и ставящий перед собой совершенно другие цели. И, если подумать, массам-то он как раз понравится: зрелищность и дороговизна для большинства посещающих кинотеатры важнее, чем связность и глубина сюжета. Но стоит ли это массовое признание и игры с гигантским бюджетом столь сильного творческого и личностного падения? Ответ, в конечном счете, и определяет возраст кинематографиста. Михалков, сняв «Утомленные Солнцем 2. Предстояние», ответ получил. Он богат. Он влиятелен. Он амбициозен. Он завистлив. Он банален.

И его это не волнует. Он старик.


Ну что, кто ходил и пойдет на "главный отечественный фильм года"?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
6 страниц V  < 1 2 3 4 5 > »   
Новая тема
Ответов (40 - 59)
сообщение 17.4.2011, 23:06
Сообщение #41


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Цитата
Михалков верен себе и снял редчайшее уг.

Это стоит понимать как "Михалков всегда снимал редчайшее уг"? Ну-ну.


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 17.4.2011, 23:41
Сообщение #42





Группа: Участники
Сообщений: 2864
Регистрация: 9.8.2009
Пользователь №: 15757
Награды: 1

Предупреждения:
(0%) -----


не, раньше у него фильмы были ничего. а УС2 - действительно полное УГ, за исключение некоторых сцен.

Сообщение отредактировал Антилес - 18.4.2011, 2:00


--------------------
 
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:07
Сообщение #43





Группа: Участники
Сообщений: 1010
Регистрация: 2.11.2010
Пользователь №: 18686

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата
не раньше у него фильмы были ничего.

какие, например?


--------------------
Intrusion? Rebellion? NOT IN MY WATCH.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:12
Сообщение #44


A Guy Walks Into A Bar
Иконка группы

Группа: Админы
Сообщений: 17070
Регистрация: 12.4.2007
Пользователь №: 6385
Награды: 11



Свой среди чужих, чужой среди своих?
Утомленные солнцем?


--------------------

------------------------------------
There is only One. And that's me.
------------------------------------
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:15
Сообщение #45





Группа: Участники
Сообщений: 3193
Регистрация: 19.1.2009
Пользователь №: 14520
Награды: 2

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата(RC-738 @ 17.4.2011, 21:07) *
какие, например?


Хотя бы недавний относительно "12", смотрится интересно, несмотря на то, что фильм разговорный и действие происходит всего в 1й комнате. Или "Свой среди чужих...", его первая полнометражная работа, весьма неплохой фильм. Собственно других его фильмов я не видел, но уверен, что хорошие есть. :)
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:20
Сообщение #46





Группа: Участники
Сообщений: 1010
Регистрация: 2.11.2010
Пользователь №: 18686

Предупреждения:
(0%) -----


насчет Своего среди чужих... согласен, хороший фильм, совсем забыл о нем, но остальное шлак.


--------------------
Intrusion? Rebellion? NOT IN MY WATCH.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:21
Сообщение #47





Группа: Ветераны JC
Сообщений: 12044
Регистрация: 14.5.2007
Пользователь №: 7050
Награды: 4

Предупреждения:
(0%) -----


И "Сибирский цирюльник" очень хороший фильм


--------------------
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 0:58
Сообщение #48





Группа: Участники
Сообщений: 1081
Регистрация: 17.11.2007
Пользователь №: 10992
Награды: 2

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата(Helios @ 17.4.2011, 22:21) *
И "Сибирский цирюльник" очень хороший фильм

Ты пошутил или серьёзно ответил? smile.gif Меня вот взбесила сцена с бухим генералом на Красной площади. Для меня этого было достаточно, чтобы выключить фильм и записать его в категорию редкостного отстоя.

А 12 действительно хороший фильм, понравился даже поболее американской классики 50-х годов. Хотя достоверностью и реальностью там тоже и не пахнет.
Посмотрел ещё трейлер сабжа несколько постами выше - Сталин говорит Котову про отсутствие письменных и устных приказов. То есть просто история показывается такой, какой она приходит в голову одному человеку.

P.S. Лирическое отступление. Если какой то [вырезано цензурой] имеет собственный взгляд на историю и исторических личностей - чтож, его право. Но когда он начинает массово всех убеждать в своих взглядах, причём крайне неприятными не окружающих методами, он ещё более становится [вырезано цензурой] smile.gif

Сообщение отредактировал Алекс Маклауд - 18.4.2011, 9:44
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 18.4.2011, 20:13
Сообщение #49





Группа: Участники
Сообщений: 7195
Регистрация: 21.12.2005
Пользователь №: 1124
Награды: 3

Предупреждения:
(20%) X----


Да, 12 хороший фильм.
Интересно было заметить что такой хороший фильм был многими критиками раскритикован в пух и прах.Попадались как и вполне адэкватные экземпляры, замечающие что как-то слишком эмоционально и слишком переменчиво относятся присяжные к делу, оправдывая свои решения с самого начала, ещё до появления нормальных логических аргументов, довольно субьективными причинами в духе "а у меня отец еврей", так и совершенно странные дамочки, утверждающие что фильм плох тем, что пытается что- то донести до зрителя, а искуство- это якобы зона свободная от нравственности.

Сообщение отредактировал Shinoda - 18.4.2011, 20:20


--------------------
Я всегда мою руки до и после ЗВ. © Ilan Thorn
Циник знает всему цену, но не знает ценности.© Оскар Уайлд
Из двух зол будь меньшим.© какой-то остряк
Опять люди виноваты. © Ottoriban
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 20.4.2011, 19:35
Сообщение #50


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



На самом деле основная проблема "12" - в его воспевании Михалкова, у которого персонаж, если подумать, весьма подлый и лицемерный. Заявляет о своей готовности сдать парня, если все остальные будут против него, а затем в одночасье становится его спасителем, который, конечно же, заранее предугадал реакцию коллег по обсуждению, потому что он такой умный, заботливый и добрый. Но режиссура и актерская игра там все равно мощные, с этим не поспорить.


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 20.4.2011, 20:35
Сообщение #51





Группа: Участники
Сообщений: 2864
Регистрация: 9.8.2009
Пользователь №: 15757
Награды: 1

Предупреждения:
(0%) -----


так я вот и повёлся на УТ2, так как некоторое время назад посмотрел 12.
А Михалков уже был не торт((


--------------------
 
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 10.5.2011, 20:48
Сообщение #52





Группа: Участники
Сообщений: 3193
Регистрация: 19.1.2009
Пользователь №: 14520
Награды: 2

Предупреждения:
(0%) -----


Кто-нибудь уже рискнул посмотреть "Цитадель"?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 11.5.2011, 19:16
Сообщение #53


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Цитата
Кто-нибудь уже рискнул посмотреть "Цитадель"?


Вот только что с сеанса. И, дамы-господа, вы сейчас признаете меня умалишенным и окончательно разочаруетесь во мне, как в знатоке фильмов, однако я от своего не отступлюсь. "Утомленные Солнцем 2: Цитадель" - это первый по-настоящему сильный фильм 2011 года. Ну, может, второй: я "Generation П" еще не посмотрел, а он фактически вышел раньше. Но сути это не меняет; я, пока домой от кинотеатра добирался, около двадцати минут чистого времени не мог отойти от того эмоционального впечатления, что на меня произвела "Цитадель". Михалков может быть сколь угодно подлым человеком, сколь угодно паршивым пиарщиком, но режиссер он все еще, несмотря ни на что, крепкий.

Если счас соберусь с мыслями и никто не будет отвлекать, распишу подробнее в полновесной рецензии. Надо же что-то будет продемонстрировать мастеру, когда тот вернется из Канн.


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 11.5.2011, 21:27
Сообщение #54


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15455
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4



Илан, сколько заплатили?


--------------------
starchive.network — сайт-энциклопедия, посвящённый истории русскоязычных сайтов про «Звёздные войны»
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 11.5.2011, 21:29
Сообщение #55


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



-230 рублей, ага)


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 11.5.2011, 22:08
Сообщение #56


A Guy Walks Into A Bar
Иконка группы

Группа: Админы
Сообщений: 17070
Регистрация: 12.4.2007
Пользователь №: 6385
Награды: 11



Цитата
Михалков может быть сколь угодно подлым человеком, сколь угодно паршивым пиарщиком, но режиссер он все еще, несмотря ни на что, крепкий.

Если счас соберусь с мыслями и никто не будет отвлекать, распишу подробнее в полновесной рецензии. Надо же что-то будет продемонстрировать мастеру, когда тот вернется из Канн.


И как давно ты поступил в ученики к Дарту Михалкову, Илан? Ты же был избран, чтобы критиковать плохое кино, а не восхвалять его! Как ты мог, Эни?!


--------------------

------------------------------------
There is only One. And that's me.
------------------------------------
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 14.5.2011, 17:01
Сообщение #57


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Таки закончил. Затягивайтесь и присоединяйтесь.



ДЕСЯТЫЙ КРУГ - рецензия на "Утомленные солнцем 2"


Цитата: Так меня ж пристрелить должны были… - Сергей Котов

Пожалуй, ни в одной другой стране мира киностудии так не обманывают потенциальных зрителей. Исследование современной русской мифологии по имени «Край» подают как фильм про паровозы и секс; нежные «Овсянки» преподносятся прежде всего как лента, понравившаяся Квентину Тарантино; завораживающее противостояние жизни и выживания «В субботу» рекламируется как картина про Чернобыль. Но сильнее других от неправильной рекламной кампании пострадал Никита Михалков - и в этом, к слову, виноват сам Никита Михалков. Он делает ставку на одиозность, занимается интернет-бесогонством, издает абсурдные политические манифесты, устраивает премьеры в Кремле, одобряет для своих фильмов самые несуразные постеры, а потом вешает на них претенциозные слоганы.

Подготовленный таким образом зритель шел в мае 2010 года на великий фильм о великой войне «Предстояние», видел там только режиссерскую манию величия, закономерно плевался от увиденной смеси абсурда и натурализма, а под конец закатывал ожидаемую истерику по поводу неуважения к ратному прошлому вообще и ветеранам в частности. Год спустя ситуация повторилась со второй частью истории – военной драмой «Цитадель». И лишь немногие обратили внимание на то, что этот фильм в двух актах вообще-то называется «Утомленные солнцем 2». Право, обратить на это внимание действительно не так просто: большая часть целевой аудитории первую картину знает только понаслышке, а те, кто видел, в свою очередь осведомлены, что в финале фильма все главные герои умирают, по логике вещей отсекая любую возможность продолжения.

Казалось бы, очередная логическая несостыковка – ну кто их считает в современных отечественных сценариях, уже давно в этом отношении перешедших все разумные пределы? Однако тем увлекательнее, чем парадоксальнее мысль о том, что усатый герой гражданской войны комдив Котов действительно умер в финале «Утомленных солнцем». И его грустная жена Маруся действительно была расстреляна как враг народа. И самодовольный чекист Митя действительно вскрыл себе вены в лучах заходящего солнца, на смену которому поднялся шар, несущий гигантский красный плакат с портретом Сталина. Метафора вполне в духе автора «Своего среди чужих» и «Обломова»: солнце жизни закатилось, солнце смерти взошло.



Стало быть, местом действия в «Утомленных солнцем 2» является не Советский Союз, не реальные траншеи под Москвой и не реальные поля и выжженные реальными фашистами реальные деревеньки; а временем действия является не реальная Великая отечественная война – хронологическая чехарда «Предстояния» и вообще лишенная привязки к конкретным датам «Цитадель» создают для «Утомленных солнцем 2» некое условное, спутанное и скомканное, почти остановившееся время-безвременье. И существуют в этих условиях не реальные штрафники, не реальные кремлевские курсанты и не реальные немцы. Добро пожаловать в ад, товарищ Котов.

Речь сейчас не об избитой фразе «война – это ад». Скорее уж этот штамп Михалков выворачивает наизнанку: в «Утомленных солнцем 2» ад – это война. Жестокая, полная развороченных внутренностей, размешенной грязи и экскрементов, не имеющая точных целей и причин, а главное, не имеющая конца война грешников с бесами. Грешниками Михалков видит простых русских людей и в фильме представляет их как убийц, взрывающих мост с гражданским населением, предателей, отрекшихся от своих родственников, гордецов, уплывающих на пароходике с собачками, роялем и хрустальной люстрой, пьяниц, способных в горячке застольного спора одним словом обречь на смерть сотни людей. Авторское отвращение к ним столь велико, что в «Утомленных солнцем 2» именно русские кажутся наибольшим злом. Зло бесов-фашистов скорее функциональное, они обязаны мучать своих жертв, так сказать, «по долгу службы», по приказу свыше, и потому не вызывают столь сильного зрительского неприятия. Однако есть и другие бесы – советское командование, которое точно так же мучит грешников, бросая мальчишек с ружьями на танки и штыками закалывая дерзнувшего возражать интеллигента с гармонью. Во главе иерархии чертей-надзирателей, какой представлена советская система, стоит сам Дьявол, Иосиф Виссарионович Сталин.

Незримо Дьявол присутствует всегда – на плакатах и в бюстиках на пароходе, в шепоте и косых взглядах, в страхе до непроизвольного мочеиспускания у директора лагеря при одном намеке на Него. Когда же Сталин в кадре, Михалков рисует его как абсолютное зло, не способное вызывать что либо, кроме страха и отвращения: серо-смуглое лицо, в полумраке приобретающее трупный оттенок, костюм такого же цвета, в «Предстоянии» из-за отсутствия знаков различия похожий скорее на кожу, тихий голос с хрипотцой, доносящийся будто бы из ниоткуда, так как рот у этого существа практически не виден за усами. В его неестественном происхождении «Утомленные солнцем 2» не оставляют никаких сомнений, поскольку Михалков всегда дает Сталина в контрасте с другими персонажами, и тот же принадлежащий по логике фильма к высшим чертям Берия в силу своей нервозности, прямоты и ясно-видимой внутренней энергии кажется более живым, нежели лишенный эмоций, медленно передвигающийся и всегда скрывающий свое истинное мнение Сталин.

Интересно отметить, что пришествие Дьявола прямо предвещалось еще в оригинальных «Утомленных солнцем» через серию апокалиптических образов: дети, приветствующие вторгшиеся на их родные поля танки; появление Мити посреди марширующего пионерского отряда в образе безумного бородатого слепца, играющего для октябрят на трубе; активисты гражданской обороны с собаками в инфернальных противогазах, за минуту забирающие с собой ничего не подозревающих отдыхающих. И главный сквозной образ - водитель грузовичка, потерявший дорогу среди русской глубинки, в финале оказавшийся на пути машины, увозящей Котова, и застреленный как ненужный свидетель. Простой человек, «случайно» уничтоженный Сталиным - метафора России, низвергнутой Дьяволом в свое царство.

Однако переход из реальной жизни «Утомленных солнцем» в ад «Утомленных солнцем 2» не происходит мгновенно. В первых кадрах «Предстояния», конечно, даются все необходимые образы, вроде предрассветных сумерек, подразумевающих переходное состояние, тюрьмы и отличительных знаков советской системы. Но непосредственно сюжет начинается со сна о встрече Котова и Сталина, грешника и Дьявола. Грешник улыбается и сдувает мух с бутерброда Дьявола. Дьявол шутит и достает нож, чтобы съесть приготовленный для него Грешником торт. Нож становится традиционным для фильмов с участием дьявола образом-разоблачением, раскрывающим подлинную сущность упитанного усатого «добряка». И Грешник, осознав свое положение, пытается победить Дьявола, вдавив его в торт с его же собственным ликом. Но поздно: титр «Предстояние» и пробуждение в бараке закрывает Котова, а с ним и всю его семью в сумрачном аду. Котов отныне гоняет бесов, Надя идет в сестры милосердия, а Маруся становится добычей главного прислужника Дьявола Мити.



Митя – в целом одна из самых неоднозначных ролей в «Утомленных солнцем», и исполнение ее Олегом Меньшиковым – одна из наиболее ярких удач трилогии. В большинстве случаев, подобно своему хозяину-Дьяволу, он тщательно скрывает свои истинные намерения и эмоции, но делает он это не мертвецким спокойствием, а улыбкой, шутками, ужимками – приемами, настолько яркими и живыми, будто Мите нужно самому себе постоянно напоминать, что он еще не умер. Быть самим собой он позволяет себе только когда сталкивается с семьей Котовых – его ниточками к реальной жизни, которую он помнит и к которой хотел бы вернуться.

Эти ниточки к реальной жизни в жизни загробной – ключи к пониманию мотивации главных героев и суть сюжета «Утомленных солнцем 2». По крайней мере, второй их части, поскольку в «Предстоянии» сюжета вообще немного, что хотя и вызывает дежурное недоумение зрителей, в первую очередь отвечает режиссерским задачам в рамках трилогии. «Утомленные солнцем» показывают пришествие Дьявола и нисхождение России в ад, «Утомленные солнцем 2: Предстояние» живописуют этот ад во всех его фантасмагорических подробностях, «Утомленные солнцем 2: Цитадель» рассказывают о попытках из ада вырваться.

Возможно, именно в силу того, что сюжету в ней уделяется больше времени, «Цитадель» смотрится намного более легко, чем «Предстояние». Закольцованная трехактная структура; сокращенное количество побочных сюжетных линий и времен действия; более плавное, последовательное и, что особенно важно, понятное развитие персонажей – неизвестно, появились ли все эти достоинства после резкой критики монтажа предыдущего фильма, но, право, история их создания куда менее значима, чем сам факт их наличия. Это также справедливо по отношению к «Утомленным солнцем 2» в целом: можно долго говорить о недостатках Михалкова как человека и о различных недостойных причинах, побудивших его снять продолжение истории пятнадцатилетней давности; но, во-первых, выше уже было отмечено, насколько Михалков не умеет правильно подать самого себя, а во-вторых, в «Цитадели» настолько минимизировано эго ее создателя, насколько это вообще возможно в его случае.

Финалу трилогии удивительным образом удается заставить зрителя воспринимать Котова как героя отдельно от Михалкова как актера. Это логично: когда герой существует вне ткани фильма, как то было в «Предстоянии», он – не герой. Но если персонаж является органичной частью повествования, со своими сюжетными функциями и своим развитием, то проблема идентификации Михалкова-Котова если и не исчезает, то очень умело маскируется. Не Михалков, но Котов бежит от ужаса, когда к нему в окоп спускается посланник Дьявола Митя, чтобы забрать с собой. Не Михалков, но Котов оказывается в конечном счете на аудиенции у повелителя загробного мира. Не Михалков, но Котов мучительно ищет пути из ада, ниточки к новой жизни.

Вот только «Цитадель» эту новую жизнь разоблачает буквально с первых кадров – рождения комара. Скользкая, прозрачная, мерзкая тварь, которая, едва раскрыв крылья, поднимается над болотом и залетает в окоп с грешниками, чтобы найти себе жертву, присосаться к ней. А жертва еще и не против: «Свой комар, пусть пьет». Жизнь появляется и в следующей сцене, когда под обстрелом отвратительно-компьютерных самолетов в кузове грузовичка рожает безымянная героиня Анны Михалковой – рожает долго, с криками, грязью и кровью, под непрекращающиеся взрывы снарядов. Когда же «принимающие» роды калеки-солдаты, наконец, достают серый плод, несколько напряженных секунд никто не может понять, жив он или нет, а если жив, то чей он? Отец оказывается снасильничавшим немцем, что хотя и заставляет маму жалобно проскулить «ну убейте его…», но для солдатни не имеет никакого значения: они называют ребенка Иосифом Виссарионовичем и радостно отмечают его появление песнями под гармонь и мочеиспусканием за борт грузовичка. А за бортом трупы, трупы, трупы. Уж если это не идеальная метафора рождения новой России по Михалкову, то придумать лучше навряд ли возможно.

Пути к жизни из ада и далее уходят в тупики. Пытаясь спастись с помощью Маруси, Котов через пограничную линию между реальностями – кладбище и реку – возвращается на дачу из первых «Утомленных солнцем». Возвращается, чтобы увидеть не людей, но призраков былых друзей и родственников, которые на следующий день уезжают в никуда и хоть куда-нибудь на поезде, оставив дома пьяную старушку. В отчаянии Котов пытается найти жизнь среди толпы, целуется с первой встречной бабой, отдает детскую игрушку случайной девочке, а свои генеральские часы - радостному безногому жениху в замечательном исполнении Павла Деревянко. Он пытается навести физические мосты к искалеченной жизни вокруг, но тщетно: камера наблюдает за бывшим комдивом через стекло черного воронка, где его дожидается Митя, планшет от Дьявола и генеральская униформа.



В этот момент проявляется неожиданная честность Михалкова по отношению к своему персонажу, который, хотя и воспринимается отдельно от него, но все же несет в себе его черты – стало быть, Михалков в определенной степени демонстрирует честность и по отношению к самому себе. Дьявол-Сталин избрал его своим слугой, причем избрал с самого начала («Мы тебя посадили, чтобы в нужный момент выпустить») и не просто так, а за былые грехи: на гражданской войне Котов зарубил шашкой священника, укрывавшего белых, затем руководил расстрелами и травил газом тамбовских крестьян. Теперь же Котов должен стать исполнителем иной его жуткой воли - повести в атаку пятнадцать тысяч душ (в большинстве своем, евреев-интеллигентов без военной подготовки) и положить их всех под бесовской Цитаделью в знак того, что «у нас теперь только одна дорога, дорога к победе». В знак безропотного подчинения верховной власти Дьявола. И Котов безропотно подчиняется, становясь невольным, вернее даже, безвольным инструментом абсолютного зла – не самый лестный образ для человека, который всегда играл царей, баринов и премудрых присяжных. В третьем акте «Цитадели» Котов по сути берет на себя функции Мити, к не скрываемому удовлетворению последнего, который тут же оказывается по другую сторону системы и с готовностью подписывает признание, обрекая себя на смерть и возможное упокоение, к которому он так давно стремился.

И все же – возможно, в силу старых привычек – Михалкову сложно быть честным до конца. Котов проявляет готовность взять на себя грех, первым вставая из окопа и с дубиной в руках направляясь в сторону крепости, таким образом поднимая за собой всех сомневающихся бойцов, но Михалков-сценарист так и не позволяет ему, собственно, согрешить. Планы Дьявола буквально подрываются из-за серии случайностей и при непосредственном участии солнца – абсолютная чушь с точки зрения логики сюжетосложения, но совершенно оправданный эпизод в глобальном символическом подтексте «Утомленных солнцем». Ведь там, где есть Дьявол, должен быть и бог, а солнце – классический божественный образ, к тому же значительно менее грубый, чем настойчиво лезшая в глаза православная атрибутика «Предстояния».

Именно к солнцу в поисках спасения обращает глаза Котов в последних кадрах основного сюжета «Цитадели», завершающегося сильнейшей по эмоциональному воздействию сценой встречи отца и дочери на минном поле. Разумеется, нога наступит на мину; разумеется, мина за кадром разорвется – эти мелодраматические клише, тем не менее, полностью теряют свой мелодраматизм, когда Котов словами болезненно долго возвращает свою Наденьку в безопасность шаг за шагом, а для уверенности приказывает ей петь их общее танго «Утомленное солнце». Известное танго вдруг становится не просто лейтмотивом фильма, но гимном солнцу-богу, свету, положительной энергии – спасению из ада, как бы оно ни называлось.

И спасение, как кажется, приходит в эпилоге. Убийство калеки-немца и старушки, которая произносит трогательный монолог в его защиту устами Инны Чуриковой, предотвращено; Надя, на протяжении всей «Цитадели» практически немая, вновь обрела дар речи; Котов умер, чтобы воскреснуть и улыбнуться. И радостно звучит танго, пока танки уходят вдаль, к возможной победе. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят. И уходят… Танго больше не звучит – его сменил обреченно-грозный марш Эдуарда Артемьева. Солнце скрылось за тучами, и больше оттуда не выйдет. Война продолжается, ад бесконечен, и выхода из него нет.

Эпилог «Утомленных солнцем 2» без пяти минут гениален и вдруг показывает Михалкова во всей его прежней режиссерской мощи, которой неспособны повредить ни упреки критиков, ни пустые зрительные залы, ни финансовый крах, ни даже глупое поведение самого Михалкова, который на эту блестящую сцену дает титры, не желая утомлять зрителя излишне интеллектуальным и «артхаусным» кадром. Но именно этим он многое и портит!

«Утомленные солнцем 2», являясь по своей концепции фильмом авторским и, безусловно, интеллектуальным, смонтирован как мейнстримный боевик про войну, потому что именно так Михалков его намерен продавать. Там, где иные моменты лучше было бы оставить за кадром, режиссер все показывает, причем в крупных планах (особенно этим грешит второй акт «Цитадели»). Там, где было бы лучше избавиться от убогих компьютерных самолетов и зафиксировать зрительское внимание на грузовичке, взрывах и угрожающем шуме двигателей над головой, упорно даются короткие планы самолетов. Там, где диалог и без того эмоционален и не требует музыки, Михалков подключает Артемьева, который лишь отвлекает внимание зрителя. Зачем? Потому что в его понимании словосочетания «интеллектуальное кино» и «маленькие сборы» тождественны, а снимать фильм за сорок миллионов долларов в расчете на маленькие сборы ему не позволило бы самолюбие. Пусть даже в конечном итоге получилось даже хуже.

Но, опять же, нужно разделять побочное и главное. Финансовые вопросы пусть волнуют маркетологов. Неадекватным поведением Никиты Сергеевича Михалкова пусть занимается желтая пресса или, на худой конец, психиатры. А фильм «Утомленные солнцем 2» - это фильм «Утомленные солнцем 2». И он остается фильмом – противоречивым, сложным, часто грубым, но все же сильным, неглупым и ярким. Именно это надо помнить и ценить.

Илья Глазков,
14 мая 2011


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 15.5.2011, 23:59
Сообщение #58


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15455
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4



столько текста про такое... творение. Не туда силы направляешь, Илан. Кину такому давно есть более простое и ёмкое определение.


--------------------
starchive.network — сайт-энциклопедия, посвящённый истории русскоязычных сайтов про «Звёздные войны»
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 16.5.2011, 0:02
Сообщение #59



Иконка группы

Группа: Ветераны JC
Сообщений: 3847
Регистрация: 11.7.2010
Пользователь №: 18083
Награды: 5

Предупреждения:
(0%) -----


Дани, "говно"?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 16.5.2011, 0:03
Сообщение #60


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15455
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4



Ты умеешь читать между строк )


--------------------
starchive.network — сайт-энциклопедия, посвящённый истории русскоязычных сайтов про «Звёздные войны»
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

6 страниц V  < 1 2 3 4 5 > » 
ОтветитьНовая тема
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 27.11.2024, 13:57

Яндекс.Метрика