Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
21.9.2010, 15:18
Сообщение
#1
|
|
БОГ Группа: Участники Сообщений: 4529 Регистрация: 27.5.2010 Пользователь №: 17792 Предупреждения: (10%) |
Цитата Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Релятивизм проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений. Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма. Собственно вопрос такой: не опасен ли подобный метод познания? Поясню: метод познания, ставящий во главу угла относительность всего и вся, и не признающий догм и устойчивых фактов, может привести как полному расщеплению сознания субъекта (как вариант), в связи с тем, что разум теряет ориентиры и точки соприкосновения с действительностью. Действительность утрачивает реальность, да и сама реальность становится лишь эманацией собственного сознания. Сразу скажу, чтобы пресечь дальнейшие инсинуации на данный счет, я специально привел достаточно прямолинейный и простой пример, воздействия релятивистского подхода на сознание индивидуума. Возможны различные варианты. Хотелось бы услышать ваши точки зрения на данный вопрос. Прошу высказываться. Сообщение отредактировал Дарт Зеддикус - 21.9.2010, 15:19 |
|
|
11.11.2010, 17:37
Сообщение
#2
|
|
Группа: Участники Сообщений: 7195 Регистрация: 21.12.2005 Пользователь №: 1124 Награды: 3 Предупреждения: (20%) |
Цитата так я и не говорю. что Ньютон исповедовал релятивизм. да и первый закон не об этом . кстати, он был англиканцем, а не католиком и подходил к религии с рационалистических позиций. МБ.Правда его попытки открыть в Библии шифр или код(если это правда) я не назвал бы слишком "рациональными". Цитата P.S. посмотрела в энциклопедии- активно развивались релятивистские взгляды (по большей части для критики догматов церкви) в 16-18 веках. а Возрождение закончилось в последней четверти 16 века. впрочем, и Просвещение началось только в середине 17 века, так что, я, пожалуй, махнула лишку :) Ну и я о том.После Возрождения были Реформация и Контрреформация, и только потом Просвещение. Сообщение отредактировал Shinoda - 11.11.2010, 17:42 -------------------- Я всегда мою руки до и после ЗВ. © Ilan Thorn
Циник знает всему цену, но не знает ценности.© Оскар Уайлд Из двух зол будь меньшим.© какой-то остряк Опять люди виноваты. © Ottoriban |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 28.11.2024, 2:35 |