Я в печали. Revelations оправдала все мои опасения и заставила беспокоиться о будущем франчайза. Такие вещи обычно называют «филлерами» – в лучшем случае. В худшем это просто топорное обрубание сюжетных линий, которые следовало заканчивать либо хорошо, либо никак.
Вопрос на миллион – а в чем, собсно, Откровения? В пятиминутной концовке, которая лишь уточняет старое и с таким же успехом могла быть в конце «Братства»? В Объекте 16, который до сих пор был носителем Истины, а здесь не произнес ни единой существенной фразы? В финальном умозаключении Эцио о том, что он лишь часть большой истории – хотя это и так было очевидно по концовке AC2? В воспоминаниях Дезмонда, которые превратили историю об обычном бармене, оказавшемся в центре мирового заговора, в историю об ассасинах-идиотах, которые живут в лесу и ежедневно моют детям мозг разговорами о великой цели?
А может, в миссиях Альтаира, которые, пытаясь втиснуть 70 лет в 6 коротких отрывков, потеряли логику где-то по пути? Коллега с травмированной в молодости психикой отобрал Яблоко. Спас коллегу. Прошло 40 лет. Коллега с травмированной в молодости психикой убил сына. Пришел к коллеге в логово с женой, жену убили. Месть – не выход. Ушел думать и созерцать™. Прошло 20 лет. Месть – выход! Вернулся, застрелил коллегу. Убедился, что у него травмированная с молодости психика. Нет, я понимаю, что AC – это уже полноценный медиа-франчайз, есть книги и второстепенные игры для других платформ, и в сумме Альтаир еще много всякого делал в промежутках и вообще в жизни. Но добавить к этому еще пару грубых мазков и затем показать финальную сцену – не лучший способ эмоциональной связи с игроками.
Эцио повезло чуть больше, ибо самый-пресамый конец оставили на короткометражку Embers (весьма удачную и осмысленную, стоит отметить) – зато константинопольский сторилайн наступает на те же грабли, что и история «Братства». Едва ли не половина отдана на откуп туториалам по разжиревшей игровой механике. Несколько воспоминаний повышенной бодрости и динамичности (подрыв цепи и побег из порта, полеты на парашюте за повозкой), один хороший сюжетный поворот (там, где дядя Ахмет объясняет свою мотивацию) да заслуженная дама сердца – вот и все светлые пятна. Стремительно промчитесь по сюжетным главам, словно это Call of Duty – и на один денек позитивных впечатлений хватит. Прерывайтесь на захват территорий, тренировку ассассинов, ремонт магазинов – и не получится даже этого.
Дело вкуса, конечно, но я всегда считал, что настоящие видеоигры строятся на пересечении сюжета и геймплея. В Revelations крен в сторону геймплея настолько силен, что ощущения похожи на какой-нибудь инди-платформер. Побочных занятий не много, а очень много, но ни одно из них не подкреплено хоть сколь-нибудь приличной сюжетной составляющей. «Эффект прогресс-бара» (ну, это когда видишь цифры 1/26, и возникает устойчивое желание превратить их в 26/26) действует, но наград в виде развития мира, персонажей или истории не предусмотрено. И это еще не говоря о том, что само сочетание атмосферного средневековья и перенасыщенного бизнес-симулятора вводит в когнитивный диссонанс. В AC1 и AC2 хотелось делать перерывы и просто бродить по улицам, наслаждаясь видами и музыкой. В Brotherhood и Revelations все внимание занимают 9000 символов на карте.
Помню как сейчас: прошел я, значит, первый Assassin's Creed… и охренел. Охренел, преимущественно, от потенциального пути развития сериала, который нарисовался с финальными кадрами оригинала. Эпическое путешествие по разным историческим эпохам, связанное Дезмондом и анимусом. Хитроумные злодеи, бьющие из тени; идеальная песочница для теории заговоров. Постоянная смена декораций, а главное – механики с геймплеем (ведь через много сотен лет уже не будут актуальны мечи, лошади и сено). И если все это с такой же глубиной, что была в первой части… Вот это эксперимент! Вот это будет знаковое событие для игровой индустрии!
Потом вышел AC2, который сумел объединить смелость с осторожностью. Выяснилось, что мечи, лошади и сено вполне к месту и в эпохе Ренессанса. Философская часть сюжета ослабла, зато повествовательная вышла на новый уровень, рассказав нам эпичную, многолетнюю и очень даже завершенную историю жизни нового героя. Однообразие AC1 исчезло, сюжет и геймплей оказались в балансе, а я – в однозначном восторге. Потом внезапно и очень быстро вышел Brotherhood, который ударился в другую, геймплейную крайность, но возмущаться совсем не хотелось – дезмондская часть истории была более чем, да и на полноценный сиквел он совсем и не претендовал.
Но Revelations – однозначный излишек и перебор. Это заложник своего «гибридного» статуса, которому по качеству положено быть второстепенным аддоном для «не наевшихся», но пришлось играть роль полноценного куска основной серии. Смелый эксперимент? Постоянная смена механики? Теперь AC – образец застоя, где качество и новизна принесены в жертву дедлайнам. И клятвенное обещание выдать AC3 до декабря 2012 (как будто, блин, даты на календаре – определяющий фактор качества сюжета) лишь еще больше пугает. Остается надеяться, что лучшие ресурсы Ubisoft все это время действительно прорабатывали третью часть, не отвлекаясь на Brotherhood и Revelations. Не хочется, все-таки, чтобы хрестоматийный пример зарождения прекрасного франчайза закончился столь же хрестоматийным провалом.
А Альтаира и Эцио, право слово, стоило оставить в покое еще после второй части. Уж кто, как не ассасины, заслужили хотя бы капельку таинственности и недосказанности.