А был ли Реван?
Со времен выхода в 2003 году видеоигры "
Рыцари Старой Республики" ее главный герой
Реван стал одним из самых культовых персонажей вселенной Звездных войн. Особого шарма протагонисту добавляли многочисленные неразгаданные тайны его прошлого и полная неопределенность касательно его будущего. На протяжении многих лет о персонаже было известно лишь то, что в поисках загадочной угрозы он отправился в Неизведанные регионы, где и сгинул. По следам Ревана собралась
Изгнанница, главная героиня второй части "Рыцарей", но и от нее больше никаких известий не поступало.
Долгие годы поклонники требовали выпустить третью часть игры или хотя бы поведать о дальнейшей судьбе героев. Казалось, что в
Lucasfilm оставались глухи к просьбам фанатов, единственным утешением которых стали небольшие камео Ревана и Малака (в основном Малака) в одноименной серии комиксов, однако речь в данном случае шла о совсем далеком прошлом героев, а не о будущем.
Наконец несколько лет назад в
Lucasfilm объявили о начале разработки многопользовательской онлайновой ролевой игры "
Старая Республика". В душе фанатов вспыхнула было надежда, что в игре им предоставится возможность если не поиграть за любимых героев, то хотя бы встретиться с ними, но она быстро сошла на нет после того, как стало известно, что события "Старой Республики" будут протекать спустя несколько сотен лет после времен Ревана.
Однако в конечном итоге именно "Старая Республика" вернула знаменитого джедая к жизни, когда в рамках сопутствующего книжного цикла вышел роман Дрю Карпишина "
Реван". Перед автором была поставлена четкая задача - провести своеобразный мостик между двумя эпохами, увязать происходящие в разных временных пластах события в единый узел и вплести новую информацию в существующий канон.
По сути, с поставленными задачами Дрю справился. Читатели получили краткое представление о ряде персонажей новой игрушки, но самое главное - были даны исчерпывающие ответы на мучившие их много лет вопросы. И на этом, честно говоря, достоинства книги заканчиваются.
Дрю Карпишина нельзя назвать профессиональным писателем. Несмотря на десяток выпущенных романов, писать их Дрю так и не научился. Произведения канадца больше напоминают продукт его основной деятельности - сценарии к ролевым играм, причем не самого высокого качества. С годами Дрю так и не провел работу над ошибками и не исправил недостатки своего авторского стиля. Почти все его романы отличаются крайне примитивным языком, на редкость картонными персонажами, шаблонными диалогами и серьезными проблемами с мотивацией героев. Но в "Реване" Карпишин умудрился превзойти сам себя.
В своих интервью автор жалуется, что поклонники вменяют ему в вину отход от канонов "Рыцарей" и принесение известных персонажей в жертву в угоду сюжету новой игры. Однако Дрю так и не понял, в чем же именно его обвиняют. Его главная проблема заключается в том, что несмотря на свою причастность к созданию как первых "Рыцарей", так и Старой Республики, Карпишин не смог увязать оба проекта так, чтобы эти увязки выглядели хоть сколь-нибудь логичными.
Стремясь подогнать незавершенные сюжетные линии Рыцарей к магистральному конфликту Старой Республики, Дрю не очень заботился о том, в каком свете выставляет любимых многими героев, и банально хватался за первое попавшееся решение. В итоге практически все персонажи романа действуют крайне неразумно, а если вдуматься, то и попросту глупо, но даже при этом некоторые их решения нельзя объяснить иначе, как авторским произволом.
Сложно поверить, но герои книги совсем не учатся на собственных ошибках. Отправляясь в путешествие на поиски места, из которого когда-то герои Республики, рыцари-джедаи Реван и Малак, вернулись двумя владыками ситов, наш герой на этот раз не берет с собой вообще никого кроме маленького астродроида и мандалорского наемника, который к тому же сойдет на ближайшей остановке, потому что ему еще во вторых "Рыцарях" появляться. По мере того как к Ревану возвращается память и он вспоминает дальнейшие детали своего путешествия, он даже не задумывается о том, чтобы где-нибудь записать появившуюся информацию или хотя бы отправить ее по почте близким людям с указанием воспользоваться ею в случае, если с ним что-нибудь случится.
А когда же Реван все-таки пропадает, Изгнанница, отправляясь на его поиски, также не берет с собой никого, кроме все того же дроида, чудом уцелевшего в первой экспедиции. И если спутники Ревана по первой части "Рыцарей" хотя бы удостаиваются от автора упоминания, то Митра с таким же успехом могла бы творить все свои подвиги в одиночку. Похоже, что Карпишин мало того, что не работал над второй частью "Рыцарей", но и принципиально не играл в нее и ограничился кратким знакомством с сюжетом в Вукипедии.
Еще со времен трилогии Дарта Бейна было понятно, что Карпишин, мягко говоря, недолюбливает джедаев и не упустит случая выставить их круглыми дураками. Не отступил Дрю от своих принципов и в новой книге, и чтобы не писать исключительно о ненавистных адептах светлой стороны, он добавил в роман еще одну сюжетную линию, посвященную амбициозному и слегка параноидальному молодому владыке ситов по имени Скордж. И хотя само наличие сита в произведении объясняется ролью, которую он сыграет в Старой Республике, то тому факту, что автор уделяет ему больше внимания, чем титульному персонажу, оправданий нет. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что в Реване и ситы не блещут умом. Говорят, что автор редко может сделать своих персонажей умнее себя. Видимо, "Реван" - это как раз наглядное подтверждение данному факту.
Помимо логически неоправданных действий персонажей в книге встречаются и другие сюжетные нестыковки. Например, Карпишин утверждает, что Империя ситов не имела никаких связей с Республикой, и даже сам великий Император (очередной картонный и крайне примитивный опереточный злодей) понятия не имел, что же творится на территории потенциального противника. В таком случае, правда, становится непонятно, каким образом все члены Темного Совета обрели титул "Дарт" и, что еще более странно, где они пополняют свои запасы колто, которое, как известно, добывается в одном-единственном месте в Галактике. Да и если заретконить обе эти нестыковки, ход все равно выглядит до крайности притянутым за уши.
Общая оценка: | 5/10 |
Сюжет: | 5 |
Мир: | 4 |
Персонажи: | 2 |
Стиль: | б/о |
Перевод: | 9 |
|
Дрю Карпишин был одним из ведущих сценаристов "Рыцарей", но диалоги в игре явно писали совсем другие люди, поскольку Дрю разговорная речь дается очень плохо. В "Реване" нормальные реплики есть только у Кандеруса, остальные же персонажи предпочитают произносить либо очевидные, либо жутко пафосные, либо очевидные жутко пафосные вещи.
"Реван" вышел всего несколько месяцев назад, однако
Гильдии Архивистов понадобилось всего два месяца на перевод романа. Смотрится локализованная версия, к слову, гораздо лучше оригинала, поскольку богатство русского языка позволило скрасить примитивный авторский стиль.
Итог: по сути, "Реван" - это полный провал. В романе сообщается много крайне важной информации, однако подано это все таким образом, что интересна книга будет в лучшем случае пользователям онлайновой ролевой игры "Старая Республика". Фанатам "Рыцарей" приближаться к произведению только на свой страх и риск.