Многопользовательские игры никогда особо не привлекали меня. То ли дело в слишком рано появившемся дома компьютере, который лишил меня необходимости отираться по компьютерным клубам разной степени сомнительности. То ли дело в увлечении более спокойными и размеренными жанрами или банальном страхе позора по причине собственной криворукости, но долгое время мой опыт игр с живыми оппонентами или союзниками ограничивался партиями в третьих Героев за «горячим стулом». Конечно, мне доводилось сыграть и в тот же Лефтач, но в него я играл с уже знакомыми мне людьми со школы и универа, а игра со знакомыми это совсем не то, что игры со случайно подобранными игроками со всего земного шара. Но третий Масс Эффект таки смог пробить мою броню непонимания и скептицизма.
Будь готов - Всегда готов Мультиплеер завлекающе машет вам из самого главного меню игры. Да и во время прохождения одиночной кампании, бросая взгляд на доступные военные ресурсы на карте «Галактической войны», вы заметите, что уровень боеготовности ваших сил равен 50%. То есть цифры готовности нужно автоматически делить напополам, дабы знать свой реальный потенциал. Так что же делать с процентами готовности, как можно натаскать Галактику и привести к последней битве со Жнецами максимум сил? Для этого вам и понадобится мультиплеер. Ибо участие в матчах многопользовательской игры и победа в них в зависимости от условий будет увеличивать процент готовности до заветной сотни.
Можно выбирать героев Чем же является мультиплеер. Если говорить прямо то это - многопользовательский сессионный лутер-шутер от третьего лица. А теперь немного поподробнее для тех, кому переклинило мозг от предыдущего предложения. Открывая мультиплеер, он предлагает вам создать нового персонажа из имеющегося списка доступных. Причём изначально под ваше руководство могут попасть только люди стандартных классов из одиночной игры. Конечно, вы можете их разукрасить, немного индивидуализировать, но они так и останься самыми простыми болванчиками с простейшими навыками. Хотите играть кем-то покруче: Джаггернаутом гетов, кроганским вождём или пробуждённым коллекционером – играйте или платите. Также изначально вам доступно самое стандартное и простецкое оружие, а если вы захотите открыть пушки получше и получить обвес для них – играйте или платите.
Настройка игры И вот вы весь из себя такой защитник Земли и заслуженный Шепард вся трилогии запускаете матч или заходите в уже кем-то созданную игру. И, скажу честно, поначалу страдаете от острого непонимания того что происходит вокруг, куда бежать в кого стрелять и что нужно делать. Но стоит сыграть пару-тройку игр, как понимание озаряет ваш мозг. Матч состоит из сражения четверых напарников с 11 волнами врагов, на каждой третьей волне вам даются особые задания вроде: уничтожения определённых противников, взлома терминалов, сопровождения дрона, защиты определённой точки и извлечения рюкзаков с ценными материалами/разведданными; причём в этих волнах враги не кончаются до выполнения задания, а на последней волне вам необходимо добраться до точки эвакуации и выживать там определённое время. Волны состоят из разного набора противников и, начинаясь с самых банальных пехотинцев, под конец будут состоять из самых опасных тварей своего типа врагов. При этом в самой игре есть 4 типа врагов, с которыми вам предстоит сражаться: Цербер, Жнецы, геты и Коллекционеры. Последних к слову так и не завезли в одиночную игру, а зря, ибо схватки с ними представляют собой тот ещё адок и способны доставить всем любителям сетевых трудностей.
Не очень отличается от сингла Если честно, то по прочтении трудно этим увлечься, ибо звучит всё это довольно нудновато. Однако сами матчи играются гораздо лучше и веселее, чем вам могло показаться. Длится каждый матч от 20 до 30 минут, так что особенно устать за одну игру не выйдет, скорее, будет зудеть мысль: «Ну, ещё одну каточку, и всё». Так как это многопользовательский режим никакой вам активной паузы, к которой вы так привыкли за три игры. Не умеете играть, на ходу выписывая хэдшоты из снайперки и активируя умения нажимая на кнопки с цифрами – учитесь, время пришло. По первому впечатлению вы можете столкнуться с пониманием своей полной бесполезности в каждом матче – вы вечно на последних местах по количеству набираемых очков, валяетесь на полу половину всей игры, блуждаете по картам, а все ваши решения оборачиваются неудачами. Но это лишь иллюзия, в конце концов, даже самый бесполезный союзник уже отвлекает на себя внимание значительного числа врагов, способен выполнять дополнительные задания, пока остальные его прикрывают, может поднимать павших союзников. Я помню, как мне довелось оказаться в матче вместе с ещё одним человеком и как мы вдвоём страдали, терпели, поднимали друг друга, и насколько же нам стало легче, когда к игре подключился ещё один игрок. И вот постепенно вы начинаете замечать, что всё чаще красуетесь на 2-3 местах, а ваши герои достигают максимума прокачки, а потом вы покидаете бронзу и серебро ради золота и платины, и понимаете, что настоящего пороху ещё и не нюхали, а ваши персонажи и пушки это полное ничтожество. Но это личный выбор каждого: хотите потеть и играть в компании с мегаигроками, которые поплевывая, разносят волны врагов, забивая на допзадания и ваше здравие – идите на золото и платину; а если вам нужно немного расслабиться после трудного дня, то бронза и серебро – ваш выбор. Ну и в любом случае лезть в матчи на высоких уровнях сложности без нормальных героев или прокачанного оружия будет опрометчиво.
После окончания матча в зависимости от выбранных вами условий, уровня сложности врагов и успешности выполнения вам начисляются опыт для персонажа, кредиты игры и несколько процентов к уровню боеготовности войск в одиночной игре. На эту самую внутреигровую валюту вы покупаете во внутреигровом магазине «кота в мешке» в формате сундука той или иной крутости и ценности и открываете его в надежду получить новых персонажей или новое оружие с обвесом, но чаще всего вас радуют расходники и усилители.
Подводя итоги Расходниками являются вещи, которые активно используются и расходуются во время матча: запасы панацеллина, который может поднять вас на ноги без отвлечения напарников; спаспакеты, которые мгновенно восстанавливают запасы здоровья и щитов, чтобы пережить особо тяжкие моменты; ракеты для гранатомёта, способные уничтожить самых мощных врагов. Усилители способны на время одного матча усилить тот или иной аспект вашего героя, например, увеличить урон от снайперской винтовки или ускорить перезарядку щита, если начальные усилители нормально сливать в серебре, то усилители высоких значений лучше приберечь для игр золотого и платинового уровней сложности. Выпасть могут и уже имеющиеся герои или оружие с его апгрейдами, в первом случае вы просто получаете дополнительную охапку опыта, а во втором оружие и обвес просто растёт в уровне. Не хотите гриндить в матчах игры – купите в Origin за реальные деньги «очки Bioware» и покупайте сундуки с неизвестным содержимым за них, но это порочный путь, превращающий ваш опыт игры в банальное сетевое казино. Не надо так делать, тем более вливать бабло в игру, которой уже сто лет в обед будет совсем гиблым делом.
Коты из мешка Основными недостатками сетевой игры можно назвать не самое лучшее качество соединения, из-за чего нередки вылеты на каждом из этапов игры, причём неприятно как вылететь самому из идущей игры, так и лишиться соратника в ходе матча. Ещё одним недостатком стоит счесть баги, которых на самом деле немало: не стоит удивляться пропаже звука по ходу игры, врагам, стреляющим из-за стен и прочим подобным «сюрпризам», конечно подобное случается нечасто, но способно омрачить впечатления. Кроме того пресловутое «сетевое казино», которое ограничивает вас в прогрессии за счёт совершенно случайной вероятности выпадения самых лучших персонажей и лучшего оружия со временем начинает просто расстраивать вас и вам всё чаще хочется просто закончить с игрой. В конечном случае в игре присутствует всего лишь один режим игры, и всё разнообразие игровых ситуаций генерируется только в нём.
Прокачивай и снаряжай бойца Так стоит ли сейчас в 2020 году обратить на неё внимание и попробовать сыграть пару-тройку матчей? На мой взгляд, всё-таки стоит. Мало того что в своей основе это всё ещё старый добрый Mass Effect 3, со всеми присущими ей плюсами геймплейного плана, так ещё это и многопользовательская игра по миру любимой многими вселенной Массыча. Во всяком случае, если вы не наелись прохождением одиночной игры, но связываться с полноценным перепрохождением вам не хочется, то уйти в мультиплеер будет хорошим выходом. И пусть сама игра устарела уже давным-давно, но пока в неё играют массы игроков, а матчи находятся быстро и приятно она ещё чего-то да стоит. Всё-таки при всём при этом игра очень проста для освоения, аддиктивна по своей природе и может увлечь на долгие десятки и возможно сотни часов. То, что именно многопользовательский режим Mass Effect 3 смог прервать мою давнюю неприязнь к многопользовательским развлечениям, чего то да стоит.