X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

 
ОтветитьНовая тема
> Эволюция Новой Надежды, Черновики Джорджа Лукаса: как создавался облик «Звездных войн»
сообщение 29.6.2012, 22:47
Сообщение #1


A Guy Walks Into A Bar
Иконка группы

Группа: Админы
Сообщений: 17070
Регистрация: 12.4.2007
Пользователь №: 6385
Награды: 11



Эволюция Новой Надежды

Черновики Джорджа Лукаса: Как создавался облик "Звездных войн"


Впервые опубликована в мартовском номере журнала "Мир Фантастики" за 2012 год



Как только стало известно, что на киноэкранах всего мира появятся обновленные «Звездные войны» в формате 3D, среди фанатов сразу же разгорелись споры: каким ещё изменениям подвергнет картину Джордж Лукас. Не секрет, что знаменитый режиссер не умеет остановиться и добавляет и улучшает отдельные сцены и кадры своего главного творения на протяжении последних тридцати лет. Количество изменений, внесенных Лукасом во все части Саги может сравниться разве что с количеством правок, которым подвергся сюжет самого первого фильма на стадии написания сценария. Впрочем, множество идей, не попавших на экран в далеком 1977 году, так или иначе все-таки нашли свой путь к зрителю.

Первая версия сценария увидела свет за четыре года до выхода фильма. За это время Джордж Лукас успел несколько раз радикально переделать сюжет, стремясь добиться совершенства, избавиться от слишком очевидных заимствований, ужать слишком длинный сюжет в рамки одного полнометражного фильма и ограничить безудержный полет своей фантазии рамками бюджета и возможностями технологий той эпохи. Тем не менее, Лукас никогда полностью не отказывался от собственных разработок, и многие его идеи в том или ином виде были воплощены в поздних работах.

От самураев до джедаев

«Звездные войны» начались с небольшого наброска, озаглавленного «Журнал Уиллов. Часть 1. История Мейса Винду, почтенного джедая-бенду из Опучи, рассказанная Си-Джеем Торпом, падаваном-учеником прославленного мастера». На двух страницах была вкратце изложена история, которая, за исключением парочки имен и названий, в дальнейшем не оказала никакого влияния на развитие Саги. Дело в том, что на самой заре своей карьеры Лукас испытывал огромные трудности при написании сценариев. Ему куда проще было адаптировать чужие идеи, чем развить на основе парочки придуманных сцен полноценную историю.



Тогда Джордж решил обратиться за помощью к классикам. Лукас рассказывал, что в развитии его вкусов большую роль сыграли сериалы тридцатых годов про Флэша Гордона и Бака Роджерса и фильм Акиры Куросавы «Скрытая крепость». Теперь же речь шла не столько о влиянии, сколько о явном заимствовании.

Появившийся в мае 1974 года краткий синопсис «Звездных войн» — это слегка обработанный пересказ сюжета «Скрытой крепости». Завязка истории и основные действующие лица остались практически такими же, как у Куросавы: генерал (получивший имя Люк Скайуокер), юная принцесса и парочка имперских чиновников, сбежавших из космической крепости, на которую было совершено нападение. Впрочем, Лукас добавил в повествование и свои детали, в том числе и две сцены, пережившие все пересмотры сценария: драка в баре и космическая битва, в которой участвуют истребители повстанцев.



Джордж не собирался полностью копировать фильм Куросавы. Скорее, ему был нужен некий фундамент, от которого нужно было отталкиваться в дальнейшем. Следующие версии сценария уже мало напоминают японский фильм. Вместо этого в них прослеживается связь с работами американского исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла.

Теория мономифа

Кэмпбелл известен как создатель теории мономифа — единой для любой мифологии последовательности странствий и испытаний героя. Исследователь выделил три стадии становления героя – исход, инициация и возвращение.

На первой стадии герой готовится к странствиям. В пути ему оказывается сверхъестественное покровительство, герой преодолевает первый порог и отказывается от своей прошлой жизни. Вторая ступень — инициация героя. Он преодолевает испытания, встречается с женщиной и переживает искушение любовью. Ключевым моментом становится столкновение с могущественным существом, обладающим властью над жизнью и смертью. Примечательно, что во многих культурах и мифах эта фигура ассоциируется с образом отца. И последний шаг – кульминация конфликта, апофеоз, часто заканчивающийся гибелью персонажа. И, наконец, третья стадия повествует о попытках возвращения протагониста к нормальной жизни.



Сюжет «Звездных войн» во многом соответствует первым двум стадиям. Исход: Люк получает призыв о помощи от принцессы Леи. Сверхъестественное покровительство: Кеноби спасает Скайуокера от неприятностей. Они приезжают в Мос-Эйсли, где Люк продает последнее, что связывало его с Татуином. На второй ступени Люк встречает женщину — принцессу Лею, а потом сталкивается с Дартом Вейдером — вот и «мифологический отец».

В последние годы Лукас подчеркивает, что «Тысячеликий герой» и другие произведения Кэмпбелла оказали большое влияние на становление «Звездных войн». Однако раньше Джордж отводил работам американского исследователя куда меньшую роль. Тогда, вскоре после премьеры «Звездных войн», режиссер признавался, что, испытывая сложности с написанием первых вариантов сценария, он поглощал огромное количество классических мифов и интуитивно начал склоняться к тому, что Кэмпбелл назвал теорией мономифа. А когда летом 1975 года Лукас заново открыл прочитанного еще в университете «Тысячеликого героя», он окончательно убедился в своей правоте и привел историю в более точное соответствие с концепцией мономифа.

С годами увлечение работами Кэмпбелла только росло. Лукас лично встречался с исследователем, записал с ним серию интервью и даже снял документальный фильм об его творчестве. Ну и постоянно повышал значимость роли, которую теория мономифа сыграла в развитии Саги.

Старкиллер

Основные вехи биографии героя были намечены, но ему еще предстояло пережить несколько серьезных изменений. В частности, имени. В черновом наброске сценария, написанном Лукасом в мае 1974 года, юный джедай Энникин Старкиллер спасал принцессу Лею от сил зловещей Империи при помощи своего отца, пожилого генерала Люка Скайуокера, зеленокожего гуманоида Хана Соло, вуки Чубакки и дроидов R2D2 и C3PO. В следующих версиях протагониста зовут Джастин Валор, Люк Старкиллер, так же известный как Скайуокер, и только потом – Люк Скайуокер.



В январе 1975 года появляется второй вариант сценария, получивший название «Приключения Старкиллера. Звездные войны: Эпизод I». Здесь Лукас вводит сверхъестественную Силу, изначально имевшую даже вещественное воплощение — в доме Люка хранился своеобразный галактический Святой Грааль, кристалл Кайбурр, делающий своего владельца необычайно могущественным. Таким образом, считавшиеся ранее просто искусными воинами джедаи обретают сверхъестественные возможности. Кроме того, в этой версии упоминается, что «Скайуокер» — это не имя, а особый титул в иерархии джедаев.

Следующие версии сценария все больше и больше напоминают финальный вариант, хотя отдельные изменения вносились Лукасом и во время съемок, и после их завершения, и даже после премьеры.

Плюс на минус


Когда Лукас после первого монтажа посмотрел получившийся материал, то пришел в ужас. Получившееся кино казалось молодому режиссеру ужасно скучным и нединамичным, поэтому он решил немедленно все переделать. За ножницы взялась его жена, Марша. Недрогнувшей рукой она слепила практически из того же набора кадров куда более пристойное зрелище. Впрочем, довести работу до конца Марше было не суждено. Вскоре ей пришло приглашение от Мартина Скорсезе поработать с ним в Нью-Йорке, и женщина с радостью воспользовалась возможностью сменить обстановку и приняться за материал, который снимал не ее муж. Монтаж же «Звездных войн» пришлось доделывать Полу Хиршу и Ричарду Чу.

Изначально Джордж хотел показать жизнь Люка на Татуина до того, как он отправится спасать Галактику. Но на предварительном просмотре кто-то из друзей режиссёра пошутил, что что Джордж, похоже, снял очередное «Американское граффити» (предыдущая картина Лукаса), только в космосе. Лукас решил удалить все сцены, в которых появлялся Люк до его встречи с двумя сбежавшими дроидами. Раз уж повествование неотлучно следует за Р2 и Ц3ПО, то и с юным Скайуокером зрители должны познакомиться одновременно с дроидами.



Таким образом, на экран не попала короткая встреча Люка с его другом детства Биггсом Дарклайтером. Поэтому когда позднее Скайоукер радуется, увидев его на базе повстанцев , зрители невольно задают вопрос: «А это еще кто?».



В некоторых случаях сцены браковались из-за низкого качества отснятого материала. Так вышло со сценой в доке возле «Тысячелетнего сокола», где должен был впервые появиться Джабба Хатт в исполнении Деклана Малхолланда. Лукас посчитал, что знаменитый бандит должен выглядеть внушительнее одетого в непонятные лохмотья толстячка и вырезал сцену из фильма. В итоге явление Джаббы народу было отложено до «Возвращения джедая». А в 1997 году хатт уже в надлежащем виде вернулся и в «Новую надежду» в специальном издании оригинальной трилогии.



Одно из самых скандальных изменений Лукас сделал в сцене драки Хана Соло с наёмником Гридо. В оригинальной версии Хан выстрелил первым, и это логично: любое промедление могло стоить герою Харрисона Форда жизни. Однако создатель Саги посчитал, что хорошие парни ни при каких условиях не должны совершать хладнокровные убийства. Поэтому сцена была переделана таким образом, что Гридо стрелял первым и промахнулся. Многие фанаты приняли изменение в штыки, а родианца, который сумел промахнуться на таком небольшом расстоянии, поставили в один ряд с «меткими» имперскими штурмовиками.

Запасливый хозяин

Работая над разными версиями сценария, Лукас неоднократно придумывал и вычеркивал самые разнообразные идеи. По мере того, как история росла и обретала форму, становилась понятно, что написанного материала слишком много для одного фильма. А поскольку в успех проекта никто не верил, менее удачные повороты сюжета пускались под нож. Кроме того, Лукас был жестко ограничен рамками бюджета и возможностями кинематографа тех времен. Некоторые из технологий, необходимых для реализации его смелых замыслов, появились только спустя пятнадцать лет.

Тем не менее, будучи рачительным хозяином, Джордж никогда не забывал о той или иной идее только потому, что в какой-то момент она не вписывалась в общую концепцию. Многие наработки, не использованные во время съемок «Новой надежды», со временем нашли применение в следующих частях Саги.

Насколько хорошая память у Джорджа Лукаса, видно уже из названия самого первого, неудачного наброска сценария: «История Мейса Винду, почтенного джедая-бенду из Опучи, рассказанная Си-Джеем Торпом, падаваном-учеником прославленного мастера». Мейс Винду не появляется больше ни в одном из сценариев, пока это имя не получает персонаж Сэмюэля Джексона в «Скрытой угрозе». Та же судьба постигла звание «падавана», которое ни разу не упоминается в оригинальной трилогии, но именно так называются все ученики-джедаи в Новой.

Из майского синопсиса в пятый эпизод переехала сцена с прятками в астероидном поле, снять которую в 1977 году оказалось невозможно. Еще одной задумкой, оставленной до лучших времен, стали Облачные города из «Приключений Старкиллера». Они поначалу должны были находиться на Алдераане, который, в свою очередь, считался имперской столицей.



В черновом варианте сценария встречаются имена Энникин, Старкиллер и Валорум. Первое имя не требует комментариев, а третье получил верховный канцлер в «Скрытой угрозе». А вот имя «Старкиллер» с большого экрана так и не прозвучало, зато в Расширенной вселенной засветилось несколько раз. В видеоигре «Рыцари Старой Республики» присутствует персонаж Бендак Старкиллер, так же зовут героя серии игр «Сила Необузданная».

Некоторые эпизоды черновиков — просто кладезь идей. Судите сами. Энникин Старкиллер вместе с отцом Кейном и братом Диком живет на четвертой луне Утапау. Недалеко от их дома приземляется звездный истребитель. Вся троица отправляется на место посадки корабля, и там их атакует воин-ситх. Нападавший с одного удара убивает Дика, но погибает в схватке с его отцом. Кейн понимает, что Утапау надо покидать, и после похорон младшего сына они с Энникином улетают на Аквилае, где правит мудрый король Кайос.

После того, как в следующих версиях сценария местом жительства Старкиллеров стал Татуин, Утапау исчезла с галактических карт вплоть до премьеры «Мести ситхов». Именно на этой планете Оби-Ван Кеноби победил генерала Гривуса. Дуэль Кейна Старкиллера с ситхом стала основой для аналогичной сцены в «Скрытой угрозе», только на мечах сражались уже Квай-Гон Джинн и Дарт Мол.

В ранних версиях Лукас уделял внимание разнообразным политическим интригам, которые в итоге оставил за бортом до самой Новой трилогии. В черновиках упоминается попытка узаконить аннексию планеты Аквилае путем возведения на трон принцессы Леи, которой, как марионеткой, должны были управлять из-за ширмы имперские чиновники. А в «Скрытой угрозе» уже представители Торговой Федерации охотятся за королевой Амидалой для того, чтобы получить ее подпись на документе, признающем оккупацию Набу.

Черновики сохранили сразу несколько имен правителя Империи, которого во всех фильмах Оригинальной трилогии называют просто «Император». Фанатам больше всего полюбился вариант Кос Дашит, что привело к определенной путанице после того, как в новых фильмах этот герой стал откликаться на «Дарта Сидиуса» и «Палпатина». В ряде источников даже указали, что полное его имя — Кос Палпатин. Окончательную точку в этом вопросе поставил Джеймс Лучено в совсем романе «Дарт Плэгас». Решение поражает простотой и изяществом: юный сын аристократа Косинги Палпатина отказался от данного ему при рождении имени и стал называться просто Палпатином.

Еще одной навязчивой идеей Лукаса была раса мохнатых дикарей, побеждающих в рукопашной технически оснащённых профессиональных солдат. Изначально такой расой хотели сделать вуки, но после того, как Чубакка проявил навыки опытного космолетчика, от этих планов пришлось отказаться. В черновых набросках пятого эпизода фигурировали разумные и вооруженные вампы, но в конечном итоге честь выставить на посмешище гордость имперской армии выпала миниатюрным жителям Эндора – эвокам.

На поиски кристалла Кайбурр, который должен был стать вещественным воплощением Силы, отправились Люк Скайуокер и принцесса Лея в романе Алана Дина Фостера «Осколок кристалла власти». О том, что эти двое — брат и сестра, не догадывались тогда не только герои, но и сам автор, поэтому Фостер чуть было не довёл парочку до инцеста.



В «Приключениях Люка Старкиллера» Лея снится Люку, и тот просыпается в холодном поту. Все кошмары, в итоге, Лукас припас для Энакина Скайоукера в «Атаке клонов» и «Мести ситхов». Второе испытание, выпадавшее на долю Люка в этой версии сценария, в итоге досталось Оби-Вану Кеноби во втором эпизоде. Речь идет о сцене, в которой Оби-Вана ловят на Геонозисе, заковывают в наручники и подвешивают в каком-то силовом поле. Что-то подобное должны были сотворить с Люком тускенские разбойники, пока тот искал бы Бена, но в итоге юноша отделался легким испугом, а вот молодой Бен — нет.

Кеноби вообще везет по части неприятностей, изначально планировавшихся на долю других персонажей. В черновом варианте жертвовать собой, спасая всех остальных, должен был отец Энникина, Кейн. В «Звездных войнах. Из приключений Люка Старкиллера» когда герои приходят на выручку принцессе Лее, девушка находится без сознания, и Чубакка вынужден ее нести. В итоге же именно оглушенное тело Оби-Вана приходится тащить на своих плечах Энакину в сцене спасения канцлера с борта «Незримой длани» в «Мести ситхов». Впрочем, кому здесь больше повезло – вопрос спорный. Кеноби получил небольшую передышку, пока Скайуокер работал за двоих.

Джордж Лукас — бережливый хозяин, его многочисленные наработки, не использованные в итоге при работе над ранними фильмами, зачастую появляются в его более поздних творениях. Очевидно, что кладовая режиссера опустеет не скоро, и можно не сомневаться, что в будущем нас ожидают сюрпризы.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 30.6.2012, 16:17
Сообщение #2



Иконка группы

Группа: Ветераны JC
Сообщений: 3847
Регистрация: 11.7.2010
Пользователь №: 18083
Награды: 5

Предупреждения:
(0%) -----


Клёвый обзор. Алекс, ты тупо скопировал его с журнала или как?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 30.6.2012, 17:36
Сообщение #3



Иконка группы

Группа: Archivists Guild
Сообщений: 3129
Регистрация: 20.5.2009
Пользователь №: 15258
Награды: 4

Предупреждения:
(0%) -----


Хант, наоборот)) Смотри здесь


--------------------
Ужас, летящий на крыльях из стали (с) Раймус Айсбридж
--------------------
Take my love. Take my land.
Take me where I cannot stand.
I don’t care, I’m still free.
You can’t take the sky from me.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 30.6.2012, 21:08
Сообщение #4


A Guy Walks Into A Bar
Иконка группы

Группа: Админы
Сообщений: 17070
Регистрация: 12.4.2007
Пользователь №: 6385
Награды: 11



Хант Нет, добавил два абзаца, которые редактор вырезал из-за объема.


--------------------

------------------------------------
There is only One. And that's me.
------------------------------------
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

ОтветитьНовая тема
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 21.12.2024, 20:25

Яндекс.Метрика