X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

> Рецензия на Red Harvest Джо Шрайбера
сообщение 10.3.2014, 19:06
Сообщение #1


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Потом и кровью

Рецензия на Red Harvest Джо Шрайбера


На днях вы могли ознакомиться с рецензией на новый роман Джо Шрайбера Maul: Lockdown и, возможно, даже захотели прочитать этот кровавый и жестокий триллер про всеми любимое рогатое чудовище. Сегодня же мы предлагаем вам заглянуть в недавнее прошлое и прочитать рецензию на предыдущий роман того же автора - еще более брутальный и кровавый. Зомби атакуют Старую Республику, хиппи играют death-metal, страшный темный лорд хочет полакомиться свежим сердцем, дроид HK задает жару, а ЗВ-вселенная выходит подышать на мороз, где и умирает в страшных муках. Встречайте, тряситесь от ужаса и тихо смейтесь в кулак, на арене - Red Harvest!

Автор: Джо Шрайбер
Иллюстрации: Indika
Дата выхода: 28 декабря 2010
Время действия: 3,645 ДБЙ

Автор рецензии:
Редактура: Гильдия архивистов

Оказывается, убивать зомби легче, чем кажется – нужно всего лишь подождать. Загадочную потустороннюю нежить из африканского и европейского фольклора похоронили технические революции XIX века, а монстра Франкенштейна в свою очередь сожрали творения Джорджа Ромеро. Но уже через несколько лет эти новые мертвецы, своим существованием бичевавшие "зомбирование мозгов" политикой, религией, идеологиями и культом потребления, попали в мясорубку постмодернизма – вместе со всем, что они бичевали.

Так что теперь зомби уже не те, что прежде: ими можно быть, с ними можно пить, их можно любить, про них можно писать серьезные научные работы. А главное – их можно самозабвенно истреблять самыми разными способами. Этим и объясняется невероятный пик популярности жанра зомби-хоррора в последнее десятилетие: нежить теперь не обязана пугать, за выживших больше не нужно переживать, а их конфликт отныне не пытается нагружать зрителя/читателя/игрока важными мыслями. Сам по себе стал интересным процесс взаимного уничтожения – ведь он обещает невиданное разнообразие!



Иллюстрация к Galaxy of Fear: City of the Dead, автор: Крис Скалф

Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть на то, что случилось с живыми мертвецами, когда их (как и любой популярный тренд за последние 35 лет) вобрала в себя вселенная «Звездных войн». Уже в 1997 году в детской повести City of the Dead из цикла Galaxy of Fear был показан поединок зомби с самим Бобой Феттом, а в комиксе No Way Out мертвечину побеждал еще один матерый воин Далекой-Далекой Галактики Мэйс Винду. В романе Мэттью Стовера Luke Skywalker and the Shadows of Mindor (2008) зомби насмотрелись телевизора и стали боготворить главного героя, а мультсериал The Clone Wars (2008-2013) и вовсе предложил зрителям широчайший ассортимент из зомби-жуков, зомби-клонов, зомби-джедаев, зомби-дроидов и зомби-ведьм. Последнее наверняка заставило уцелевших шаманов вуду возмущенно подавиться своим белым порошком. А, возможно, это произошло после того, как они прочитали в Riptide (2011) Пола Кэмпа о зомби-клонах-джедаях?..

Так или иначе, даже в столь многочисленном ряду произведений особняком стоит дилогия романов Death Troopers (2009) и Red Harvest (2010). Написанные Джо Шрайбером – профессиональным автором, специализирующемся на жанре хоррора – эти книги изначально были нацелены на взрослую аудиторию, а потому нарушали многие из канонов "Звездных войн", ранее не рисковавших ступать на территорию "детям до 18 запрещено". В былые времена пиком жестокости казалась сцена первой казни инженера Бевела Лемелиска в Darksaber (1995) Кевина Дж. Андерсона, но знакомство с новейшими романами дает четкое понимание того, сколь щадящими были кровавые сцены во времена Bantam Spectra, и насколько Джо Шрайбер упивается описанием разорванных внутренностей и остекленевших глаз, вываливающихся из глазниц.

Darksaber, глава 5 (перевод Ж. Милкерс и Ян Юа)
Red Harvest, глава 14 (перевод Ilan Thorn)

На таком шокирующем натурализме, в общем-то, и строится авторский стиль Джо Шрайбера. Все остальное – сюжет, развитие персонажей, подтекст, связь с другими произведениями во вселенной "Звездных войн" - уходит на второй план. О том, как такой подход работает в его первом романе Death Troopers, вы можете прочитать в соответствующей рецензии многоуважаемого Алекса Маклауда; здесь же речь пойдет о второй книге дилогии – Red Harvest.

Потенциальному читателю необходимо сразу понять, что сюжет и сеттинг в зомби-романах Шрайбера не имеют особого значения. Формально действие разворачивается в эпоху Старой Республики, за пару лет до событий MMORPG The Old Republic, но в действительности очередная вспышка зомби-чумы могла происходить когда угодно: в романе нет никаких отсылок ни к игре, ни к одноименной серии книг, за исключением беглого упоминания Корускантского Договора и краткого, но чрезвычайно эффектного появления дроида-убийцы серии HK.

Точно так же Шрайбер игнорирует богатейший список планет, уже внесенных в канон "Звездных войн", и без лишних мыслей пополняет его на два новых пункта; столь же необязательных, сколь и схематичных. Ботанический сад мог быть расположен где угодно – почему бы и не на какой-то Марфе? А заснеженная, постепенно разваливающаяся на куски академия ситов могла быть погребена во льдах хоть Оты, хоть Хота – а погребена в местечке под названием Одакр-Фаустин. Впрочем, действие одной (и только одной!) из коротких глав разворачивается на Геонозисе; почему – загадка без ответа.

И вот, в это условное время на условной планете очередной условный темный лорд по имени Дарт Скабрус стремится к тому же, к чему и все ситы – обретению бессмертия. В своих злодейских целях он использует своих условных учеников – худых, замерзших и озлобленных подростков с минимально прописанными характерами. Условные эксперименты Скабруса раз за разом проваливаются, пока, наконец, к нему не доставляют искомый ингредиент и джедая-ботаника. Вернее, не совсем джедая, а одну из учениц-неудачниц, сосланных в Агрокорпус – типаж, в ЗВ-произведениях появляющийся на удивление редко. Но развитием данного сюжетного мотива Шрайбер не занимается; в его мира куда важнее, что злодей Скабрус хочет вырвать у героини сердце и съесть его. Столь инфернальные наклонности злодей, впрочем, проявляет не сразу: в первой трети книги ему хватает и того, что новый эксперимент проходит успешно. Подопытный подросток вырывается на волю и, широко разинув зубастую пасть, бросается на соучеников, а условный читатель в этот момент, наконец, понимает, что за книга оказалась в его руках. А самое главное, что это понимает и сам Джо Шрайбер.

Автор даже не пытается скрывать, что Red Harvest – роман, полностью подчиненный одной генеральной концепции: взаимному истреблению ситов и живых мертвецов. И, как ни удивительно, такая концепция работает вполне успешно. Сегодня в жанре зомби-хоррора, как уже было сказано, не нужна ни идеология, ни психология – нужен только постоянный поток новых кровавых ситуаций с регулярно повышающимся уровнем изобретательности. А изобретательности Red Harvest хватает; по крайней мере, на сравнительно скромный объем в 256 страниц. Ловушки и засады, сражение с зомби на отвесной стене, резня невинных студентов в столовой, отстрел мертвой кавалерии в (все верно: не "на" – "в"!) тонтонах, борьба с нежитью при помощи Силы и подручных технических устройств, организованная армия упырей со световыми мечами – особенности каждого из персонажей и многоуровневой локации Джо Шрайбер использует на полную мощность, умудряясь стабильно удивлять читателя новыми ситуациями. Зачастую абсурдными, но точно еще не виденными в ЗВ-литературе.



Иллюстрация к Red Harvest, авторы: Крис Скалф и Джефф Карлайл

Хотя иногда он все же перегибает палку: в решающий момент главная героиня уничтожает зомби, превращая их в растения с помощью мысленной команды "РАСТИ-РАСТИ-РАСТИРАСТИРАСТИ..." (авторская орфография сохранена) – и это настолько нелепо, что даже с поправкой на норм жанра вызывает искренний хохот. Но, с другой стороны, "Звездные войны" давно уже не видели столь эффектного сплава противоположностей – эдакий death-metal в исполнении хиппи. Поди-попробуй выбить такой образ из головы.

Надо отдать Шрайберу должное: он вообще не обделен писательским талантом – просто направляет его не на драматургию своих произведений, а на создание сильных визуальных образов. Порой Red Harvest приобретает почти комиксовую зрелищность, автор точными штрихами задает цвета и текстуры, движения разворачиваются во времени через последовательность абзацев-"кадров", а венчают атмосферу каждой новой сцены прописанные с фанатичным вниманием звуки и запахи. Редкие писатели, занимающиеся прозой по "Звездным войнам", дают представление о физиологической стороне этой вселенной: от струящейся по венам крови и пота, проступающего на порах кожи, до напряжения и сокращения мускулов при проведении очередной отчаянной атаки.

В каком-то смысле Джо Шрайбер – литературный антоним Дрю Карпишина. В то время, как бывший гейм-дизайнер и создатель Knights of the Old Republic мыслит широко и произведения его представляют скупой на детали пересказ энциклопедической статьи о череде событий вселенского значения, у Шрайбера сколько-нибудь значимых событий практически нет, но их место занимают прописанные до последних мелочей сцены – неизменно впечатляющие, хотя и слабо связанные друг с другом. Настолько слабо связанные, что от одной из (основных, по логике произведения!) сюжетных линий можно было бы избавиться без каких-либо последствий для общего хода сюжета.

В итоге, если попытаться описать ощущения после прочтения Red Harvest, то финальный результат будет близок к легкому, слегка отупляющему недоумению. Мог ли писатель с навыками и визионерским мышлением Шрайбера создать на том же материале роман получше? Безусловно. И потому немалые ожидания возлагались на его новую книгу Maul: Lockdown, где автора уже не сковывали рамки зомби-хоррора – как показало время, он их оправдал. В то же время никак нельзя назвать Red Harvest халтурой и неудачей, недостойной хотя бы малейшего интереса. Это произведение было написано с очень четким пониманием сильных и слабых сторон жанра – и точно так же их должен себе представлять читатель, намеренный получить удовольствие от романа.

Каждому свое: Аарону Оллстону – собственно, звездные войны, Мэттью Стоверу – постмодернистские игры со стилем, Тимоти Зану – хитросплетения интриг, Джеймсу Лусено – психологические портреты противоречивых персонажей, Джону Джексону Миллеру - детальная проработка миров. А Джо Шрайберу, стало быть, – кровь и пот. В конце концов, какая жизнь без крови и пота?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
2 страниц V  < 1 2  
Новая тема
Ответов (20 - 27)
сообщение 2.4.2014, 15:20
Сообщение #21





Группа: Участники
Сообщений: 1652
Регистрация: 8.1.2014
Пользователь №: 23965

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата(Финист Блэйз @ 1.4.2014, 22:54) *
Смотри фильмы в оригинале с сабами, читай простенькие книженции, адаптации произведений, статейки и т.д. лично мне помогает


Слушай. А посоветуй тогда пожалуйста из ЗВ что-нибудь в оригинале именно простенькое, не длинное =]


--------------------
Только сила имеет значение...
-
Убьёшь или умрёшь?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 2.4.2014, 15:23
Сообщение #22


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Да абсолютное большинство ЗВ-рассказов - за исключение тех, что написаны Лусено, Стовером или Миллером. Довольно простой язык у повестей Джуд Уотсон в серии Jedi Apprentice, Jedi Quest и The Last of the Jedi.


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 2.4.2014, 17:26
Сообщение #23


Пожиратель книжек с телефона


Группа: Участники
Сообщений: 2564
Регистрация: 2.12.2008
Пользователь №: 13445

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата
Слушай. А посоветуй тогда пожалуйста из ЗВ что-нибудь в оригинале именно простенькое, не длинное =]

Да всякие юные и молодые рыцари джедаи, детские новеллизации эпизодов, ну и то что Илан написал


--------------------
 путь твой лежит перед тобой
и только тебе решать
делать ли то, что не можешь не делать
твоя жизнь будет нелегкой
но ты выяснишь,
кто ты есть

 
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 21.4.2014, 14:55
Сообщение #24





Группа: Участники
Сообщений: 1652
Регистрация: 8.1.2014
Пользователь №: 23965

Предупреждения:
(0%) -----


Прочитал эту книгу =] она явно отличается о всех других.


--------------------
Только сила имеет значение...
-
Убьёшь или умрёшь?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 21.4.2014, 15:01
Сообщение #25


Be Kind, Rewind


Группа: Админы
Сообщений: 15455
Регистрация: 8.9.2005
Пользователь №: 525
Награды: 4



Цитата(FoXm@n @ 2.4.2014, 18:20) *
Слушай. А посоветуй тогда пожалуйста из ЗВ что-нибудь в оригинале именно простенькое, не длинное =]

отлично читается Death Star, если я правильно помню


--------------------
starchive.network — сайт-энциклопедия, посвящённый истории русскоязычных сайтов про «Звёздные войны»
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 22.4.2014, 13:17
Сообщение #26





Группа: Участники
Сообщений: 1652
Регистрация: 8.1.2014
Пользователь №: 23965

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата(Dhani @ 21.4.2014, 14:01) *
отлично читается Death Star, если я правильно помню


Спасибо, взял на заметку =]


--------------------
Только сила имеет значение...
-
Убьёшь или умрёшь?
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 11.2.2017, 17:01
Сообщение #27


The Force Whisperer


Группа: Участники
Сообщений: 1496
Регистрация: 7.3.2016
Пользователь №: 28152

Предупреждения:
(0%) -----


Послушала я эту сказку на ночь. Пожалуй, Red Harvest - худшая книга, что мне попадались: бредовая логика, нестыковки, грубые ляпы в описании событий (например, в одной сцене зомбя А кусает сита Б, когда же это событие упоминается далее по тексту, то все уже наоборот: Б покусал А lol.gif) и говорящие цветы, которым для выживания необходима постоянная ментальная связь с джедаем (как же они в природе-то растут?). Стычки с зомби прикольные и разнообразные (зомби-ситы, скачущие внутри зомби-тонтонов - вышка!), но персонажи картонные, и было пофиг, пожрут их или нет. Один персонаж мне, правда, понравился - это випид Талкх, единственный наделенный персональностью. Еще понравилось начало книги, где немного описаны реалии жизни в ситской академии (хотелось бы целую книгу на эту тему), что навеяло ностальгию по Бейну.
Оценка: 3/10.


--------------------
Humans are replaceable. Seconds are not.
Zippers are canon. Buttons are not.

Bor Gullet knows..
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 25.8.2017, 17:48
Сообщение #28





Группа: Участники
Сообщений: 164
Регистрация: 13.4.2013
Пользователь №: 22092

Предупреждения:
(0%) -----


Читал в своё время..
И я вам скажу,что если уж и развивать зомби-тематику в РВ,то лучше уж пусть будут романы Джо Шрайбера,чем какое-нибудь слезливо-девчачье "тепло наших тел".
Спасибо за обзор!

Сообщение отредактировал Fram - 25.8.2017, 17:48


--------------------
Ищу попутчиков на Коррибан или на Дромунд-Каас. В крайнем случае-на Нафему. Корусант и прочие планеты системы Ядра не предлагать! Только ситхи, свято верящие в "Правило Двух"! Ну, можно и трёх, но-с оговорками... Тёмные джедаи не принимаются!
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

2 страниц V  < 1 2
ОтветитьНовая тема
5 чел. читают эту тему (гостей: 5, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 12.12.2024, 17:18

Яндекс.Метрика