Ни один крупный медиа-проект по «Звездным войнам» не может обойтись без сопроводительных романов – это совершенно естественное явление, как по маркетинговым соображениям, так и с позиции развития художественной вселенной. Однако, отношения между мультсериалом The Clone Wars и связанной с ним литературой оказались довольно неловкими. Большая часть целевой аудитории (особенно смешанной в первые годы вещания) наверняка надеялась обнаружить под обложкой с трехмерными клонами увлекательное приключение, близкое по духу работам команды Дэйва Филони – в конце концов, такие произведения нередко появляются даже во «взрослой» ЗВ-литературе. Однако, на деле в пилотном романе прославленная писательница-милитаристка Карен Трэвисс щедро рассыпала традиционные для себя описания сурового армейского быта, посттравматических переживаний и культурных особенностей различных цивилизаций, а темы и образы первоисточника не только не стала раскрывать глубже, но и вовсе практически отбросила за ненадобностью.
Через полгода после новеллизации The Clone Wars, в самый разгар Первого Сезона, был выпущен второй роман в серии – Wild Space Карен Миллер. Для нее это произведение стало дебютом в литературе по «Звездным войнам», хотя, по ее собственным словам, писательница была верным фанатом Далекой-далекой Галактики еще с 1977 года, когда она – тогда еще шестнадцатилетняя девушка – впервые увидела Хана Соло и сказала подружке: «А он, вроде как, вполне себе». Пылая нежной любовью к Саге и ее героям, автор принялась за работу над новым витком развития ЗВ-вселенной. По крайней мере, так она заявляет в своем блоге.
И поначалу в это даже несложно поверить – в основе Wild Space лежат действительно любопытные идеи. Несмотря на то, что роман формально связан с The Clone Wars Карен Трэвисс, по своей концепции он скорее является непосредственным продолжением новеллизации «Атаки клонов» за авторством Роберта Сальваторе. Оба автора стремятся показать главных героев «Звездных войн» как людей с непростой судьбой, а не односложных персонажей. Оба выводят на первый план внутренний конфликт джедаев, сталкивающихся с запретными эмоциями. Наконец, оба ведут повествование простым, но довольно разнообразным языком, мелодраматичность в котором сочетается с легким налетом эротизма.
Внешняя интрига и боевые эпизоды у Миллер, как и у ее предшественника, присутствуют лишь из необходимости и описаны довольно пунктирно. Повествование выстроено в первую очередь вокруг любовной линии Энакина и Падме (в первой половине книги) и зарождения дружбы между Бэйлом Органой и Оби-Ваном Кеноби (во второй). В ранних произведениях Расширенной Вселенной эти темы по высочайшему повелению Джорджа Лукаса практически не раскрывались, и желание автора объяснить, каким образом сенатор с Алдераана оказался ближайшим другом Ордена, вполне похвально. Само наличие этих мотивов поначалу даже позволяет закрыть глаза на очевидную драматургическую невыстроенность романа: фактически Wild Space состоит из двух едва связанных повестей, и главные герои первой половины книги во второй практически не появляются. Смириться можно было бы и с далеко не самым оригинальным подходом к сюжету: дружба Оби-Вана и сенатора Органы куется не в горниле запутанной интриги в Сенате, где оба героя смотрелись бы уместно, а на очередной далекой, таинственной и бесконечно опасной планете, где запрятаны древние тайны ситов.
Миллер следует за Сальваторе еще и в том, что отталкивается в первую очередь от битвы за Геонозис и, в меньшей степени, от событий «Призрачной угрозы». Битвы и герои полнометражных The Clone Wars в романе упоминаются чрезвычайно редко и бегло, а разворачивающаяся параллельно событиям романа анимационная дилогия Downfall of a Droid / Duel of the Droids (шестая и седьмая серии Первого Сезона) является лишь удобным поводом избавиться от Энакина и его падавана Асоки во второй половине книги. И да, вынесенный на обложку Wild Space капитан Рекс в самом романе появляется всего лишь в одной сцене и произносит ровно две реплики. На предыдущие наработки Расширенной Вселенной Миллер и вовсе предпочитает закрывать глаза. Причем подобного курса она придерживается даже там, где сюжет вроде как предполагает экскурс в историю: например, в последней трети романа Оби-Ван, страдая от видений, заново переживает мучительные трагедии прошлого – но две из них заимствованы из фильмов, а еще две придуманы автором с нуля. Даже упоминание Ксанатоса и дуэли на Телосе происходит как бы случайно, и не исключено, что оно было добавлено редактором в самый последний момент. Впрочем, даже это можно было бы легко простить – в конце концов, Сальваторе тоже на другие произведения не равнялся, но своих героев представил вполне убедительно. Увы, про Wild Space это сказать нельзя.
Иллюстрация к роману из The Essential Reader's Guide, автор: Крис Трэвас Корень всех бед романа на удивление точно изложен в авторском кредо Карен Миллер: она
считает, что
"романы по лицензии - это всего лишь официально-одобренные фанфики; и если по книге этого не видно, то писатель что-то делает неправильно". Размышления об оправданности такого подхода заслуживают отдельного материала, но факт остается фактом: Wild Space действительно обладает всеми характеристиками фанфика, причем именно
"женского" его подвида. Большинство основных героев - сильные статные мужчины с железной волей и бесконечным запасом выдержки; они могут сколько угодно балансировать на грани между жизнью и смертью, чтобы даже после самых тяжелых ранений получить еще немного (а потом еще чуть-чуть) – и все равно остаться в живых. В то же время эти непобедимые титаны духа втайне все равно мечтают о любви и дружбе и страдают, когда им приходится скрывать свои сложные эмоции от жестокого внешнего мира. В прошлом у каждого из них есть тяжелая, совершенно невыносимая трагедия, к которой они в минуты скорби регулярно возвращаются - и именно общие травматические воспоминания, по версии Миллер, становятся одним из сближающих факторов между сенатором Органой и Оби-Ваном. Внутренние противоречия героев настолько запутаны, что единственным способом взаимодействия друг с другом у них является спор - как правило, ведущийся на повышенных тонах и не стесняющийся хамства и взаимных оскорблений. Но даже самые резкие их слова не стоит принимать всерьез, ведь в конце концов мужская дружба обязательно восторжествует и отметит духовное единство героическим сеансом взаимного самоистязания. Без шуток: в своей последней четверти Wild Space, до этого перегруженный разнообразным ангстом, превращается в натуральный torture porn, и в кульминационной сцене Бэйл Органа три раза нежно, но решительно прижигает раненого Оби-Вана Кеноби его же световым мечом, дабы джедай смог очистить свои мысли от зловещих ситских видений. Опытная фанфик-аудитория уже готова предположить, чем защитники Республики займутся после этого в ожидании спасательной операции, но, к счастью, роман эти подробности опускает. Тем не менее, верные товарищи Миллер сразу же после выхода романа дописали
все,
что нужно.
Финальные умолчания выглядят тем более странно, ибо в романе, как кажется, объясняется
практически все. Принципы монтажа повествования и динамики материала автору будто бы неизвестны вовсе: каждое движение, каждую мысль, каждый шаг персонажей Карен Миллер расписывает до мельчайших подробностей, что в иных обстоятельствах было бы похвально, но в Wild Space при общем отсутствии реального контента становится практически невыносимым. Половина 342-страничной книги уходит на то, чтобы герои смогли выяснить отношения и отправиться в путь, а вторая половина – на сам этот путь, поразительно однообразный и, как справедливо отмечает в финале сам Оби-Ван, «довольно непримечательный». Количество персонажей, локаций и событий сведено к рекордному для «взрослой» ЗВ-литературы минимуму, и если раньше проблема многих ЗВ-романов по Эпохе Приквелов заключалась в беспорядочном создании новых героев, планет и культур, то Миллер, наоборот, сосредотачивается на трех-четырех действующих лицах и двух основных мирах – Корусканте (первая половина) и таинственной планете ситов Зигуле (вторая половина). Но даже новую, потенциально-интересную планету писательница превращает в блеклый эрзац-Коррибан: скалистая поверхность с минимумом растительности, беспощадное солнце, отсутствие фауны или хотя бы примитивной цивилизации и посреди столь невзрачного фона – неизвестно кем и неизвестно зачем построенный черный-черный храм, в котором хранятся никому не известные и не интересные артефакты, о существовании которых даже мастер Йода с Дартом Сидиусом забывают в кратчайшие сроки.
Отсутствие нового материала тем более усугубляется наиболее фатальным недостатком Wild Space – Карен Миллер, при всей своей провозглашаемой любви к «Звездным войнам», абсолютно не понимает главных героев Саги. Заявленное во Втором Эпизоде недоверие Оби-Вана к политикам она усиливает до высокомерного презрения, и ради этого даже готова напрочь забыть о его традиционной мягкости и дипломатичности. Всегда тактичный и верный принципам Республики Бэйл Органа в романе превращается в рупор анти-джедайской идеологии и заливает собственные неврозы дорогим алкоголем. Йода, воплощение догм Ордена, с деспотичной категоричностью стремится вытравить любые эмоции из своих подчиненных и настойчиво не обращает внимания на фамильярное обращение к нему со стороны Мэйса Винду. Все положительные персонажи практически постоянно хамят друг другу, ссорятся вплоть до полного разрыва отношений, но в конце концов все-таки мирятся и горько плачут в братскую жилетку под закадровые всхлипывания нежных читательниц. Таким образом, наиболее здравомыслящим и эмоционально-стабильным героем Wild Space является… Дарт Сидиус, который отрешенно наблюдает за чужими страстями и лишь в ремарках позволяет себе злорадно посмеяться над беспомощными противниками. Насколько же он, как оказалось, прав.
К сожалению, Wild Space Карен Миллер при всем своем потенциале стал всего лишь очередным пополнением в длинном списке малоудачных произведений по Эпохе Приквелов. Выхолощенный сюжет, серьезные проблемы в динамике повествования, неубедительное развитие персонажей и отсутствие хотя бы минимальной ценности для мира «Звездных войн» и эпохи Войн Клонов в частности – всех этих недостатков можно было избежать, но автор, как и ее предшественница Карен Трэвисс, очевидно, не успела (или не захотела) разобраться в том материале, что попал к ней в руки. Впрочем, Lucasfilm почти всегда дает своим авторам второй шанс; остается только надеяться, что два года спустя в дилогии
Clone Wars Gambit Миллер им воспользовалась.