X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

> Обзор «Книги ситхов», Внимание - спойлеры!
сообщение 29.6.2014, 19:51
Сообщение #1



Иконка группы

Группа: Ветераны JC
Сообщений: 3847
Регистрация: 11.7.2010
Пользователь №: 18083
Награды: 5

Предупреждения:
(0%) -----


Обзор «Книги ситхов»


История древних ситхов писалась и переписывалась не раз, скачкообразно следуя по страницам канона. «Книга ситхов» – один из таких скачков. Все знают, что ситхи – это такие плохие дяди, которые пребывают во тьме Силы и испокон веков вставляют палки в колёса джедаям, фактически, фанатов «Звёздных войн» уже давно сложно удивить чем-то, что касается ситхов. Мульти-проект «Сила необузданная» для кого-то и вовсе испортил впечатление о властителях Тёмной стороны благодаря безлимитной мощи главного героя Старкиллера, но дыры в восприятии потихоньку латал Джон Джексон Миллер с серией рассказов и аркой комиксов о Затерянном племени. Наконец, большинство фанатов пришло в восторг от романа «Звёздные войн: Дарт Плэгас» или от видеоигры «The Old Republic» с новыми ситхами возрождённой империи Вишейта. Дэниэл Уоллес, автор множества статей, справочников и энциклопедий наряду с Джейсоном Фраем и Райдером Виндемом, получил задание написать новый справочник на пороге свежей волны популярности ситхов.

Все шесть глав так или иначе связаны с известными повелителями тьмы того момента, а именно 2012-ого года, или хотя бы с источниками, находившимися у всех на слуху. Так, первая глава восходит к временам древности, где ещё располагается невспаханное поле, вторая – к всё тому же TOR и к именитому Дарту Малгусу, третья описывает труды не менее знаменитого Дарта Бэйна, четвёртая отсылает нас к мультсериалу «Войны клонов» 2008-ого года, ну а пятая и шестая – к заново прославившимся в 2012-ом Дарту Плэгасу и Дарту Сидиусу, соответственно.

Что такое "книга"? Открываем словарь и смотрим: печатное издание или сшитые в один переплёт листы бумаги с определёнными записями. «Книга ситхов» являет собой и то, и другое. Каждый автор той или иной части «Книги» вносит свой вклад в учение о Тёмной стороне, раскрывая его сквозь призму собственных суждений, исследований и опыта.

Данная статья является попыткой рассмотреть как можно больше тех вкусностей, которые привнесла читателям «Книга ситхов», а также раскрыть роль справочника для Расширенной вселенной «Звёздных войн». Тем, кто по каким-то причинам ещё не ознакомился с русскоязычной электронной версией «Книги», просьба статью не читать, ибо писал её человек, изучивший творение Уоллеса от и до и намеревающийся предъявить результаты изучения лишь завершившим прочтение «Книги».


Хроники Сорзус Син



Первая глава наиболее информативна. Собрав воедино множество информации о чистокровных ситхах, Уоллес закрепил её в качестве дневника придуманного лично им персонажа. Большую лепту внёс «Knights of the Old Republic» с Аджунтой Полом, Изгнанниками и артефактами, кое-что взято из комиксов про Зейна Керрика и источников про Затерянное племя ситхов, однако существенная доля культуры ситхов позаимствована из комиксов «Сказания о джедаях». Строки с этими сведениями в сочетании с новой информацией выводятся из-под пера леди ситхов Сорзус Син, которая согласно ранней концепции звалась Сангвинус Син – и нет, вовсе не из-за темперамента, просто на латинском «sanguinus» означает «кровь». Данный милый оборот напрямую связан с сущностью Син, поскольку та, будучи мастером биологии и военным инженером, была одержима идеей о создании идеального «живого орудия», способного перевернуть ход любого конфликта. И накопленный ситхами потенциал как ничто лучше подошёл Син и её коллегам-Изгнанника. Если Карнесс Муур и КсоКсаан использовали ситхские знания для тёмного исцеления и сохранения своего сознания после смерти, Ремулус Дрейпа собирал военную мощь против Республики и джедаев, а Аджанта Полл строил и расширял полученную империю, то Сорзус Син значительно развила свои навыки в создании и разведении боевых чудищ.

Собственно, чудовищам и иже с ними посвящено примерно треть дневника Син. Ей приписывается создание левиафанов из комиксов «Академия джедаев» и «Спираль» и даже указывается ряд зверушек, из которых безумная тогда ещё тёмная джедайка сотворила высасывающих жизненную силу монстров (из имеющихся в РВ взяты только ревуны – знакомые игрокам Jedi Academy по первому уровню на Явине IV). Как помнят многие фанаты, одним из первых алхимических экспериментов в «Звёздных войнах» стали ритуалы Экзара Куна на всё том же Явине IV, когда воин-массаси мутировал в Ночного зверя (см. «Сказания о джедаях»). Но Кун лишь пробовал свои силы в новом для него деле, в то время как Син и до полёта на Коррибан жила возможностью извратиться над жизнью, переломить естественный ход вещей и побороть законы природы. Согласно страницам дневника, она прямо-таки получает кайф, когда представляется шанс создать новую жизненную форму. В тех самых процессах, которые Мэйс Винду описывает как вызов «Живой Силе», Син имеет колоссальный опыт. Кроме порождения неразумной жизни она берётся и за скрещивание людей с чистокровными ситхами, что позволит будущим великим правителям Империи унаследовать черты тёмных джедаев-Изгнанников. Стоит отметить, что ранее «скрещивание» лишь упоминалось как факт и ничем не объяснялось, однако Уоллес оставил здесь свой след. Примечательно и следующее: в комиксах «Спирали» один из Изгнанников, Ремулус Дрейпа, имеет подозрительно красноватый оттенок кожи, особенно, в сравнении с самим собой из флешбеков. А Син упоминает, что именно Дрейпа первым из команды Полла начал заглядываться на ситхских женщин. Возможно, при кровосмешении Изгнанники «адаптировались» под ДНК ситхов, а не наоборот, то есть один из принципов Тёмной стороны, связанный с жертвами ради мощи, частично применим и здесь.

Но Син ответственна не только за левиафанов и за скрещивание. Вот ещё несколько связанных с ней ретконов:




О судьбе персонажа ничего неизвестно и навряд ли теперь будет известно из-за политики Диснея. Согласно одной из версий, Син присоединилась к Дрейпе в его крестовом походе против Республики, но в «Спирали», подхватившей линию сюжета дневника Син, больше опровержений, чем фактов в пользу версии. Да, Плэгас спустя менее семи тысяч лет посещает гробницу Сорзус Син, что даёт повод думать, будто повелительница ситхов также скончалась в какой-то момент, невзирая на свои знания по алхимии. Однако стоит вспомнить иной пример из РВ: Нага Садоу покинул Коррибан и отправился на Явин IV, а гробница рядом со Звёздной Картой стала почему-то приписываться именно ему. Во всяком случае, Садоу туда попасть не успел, и массасси основали ему новую усыпальницу на луне Явина. Между прочим, свой мавзолей имелся и у Вейдера, который тоже не использовал сооружение по назначению, не говоря уже о гробнице, чёрт побери, Дарта Бэйна, из еретических «Войн клонов». Что мешало Син воздвигнуть себе гробницу для отвода глаз или инсценировать свою смерть, а самой после тайно править ситхами \ инкогнито нагрянуть в Республику? Тем более что с голокроном примерно так и вышло – она создала настоящее хранилище знаний и фальшивую копию, для достойных и недостойных, соответственно. И это притом, что Сорзус вроде как собиралась сотворить себе сверхталисман по подобию талисмана Муура. Загадка – катализатор воображения, как однажды высказался Джей Джей Абрамс.

Несколько интересных фактов, связанных с первой главой.
  • Алфавит ситхов был написан специально для «Книги ситхов» квалифицированным лингвистом Беном Гроссблаттом. Ранее в каноне наиболее известными, визуально различимыми символами являлись строки из «Сказаний» да буковки на броне Вейдера. Теперь благодаря реткону ситуация такова. Алфавит и одновременно язык Kittвt, используемый в «Книге», является как бы наиболее древним. Спустя неустановленное время после прибытия Изгнанников и изучения Сорзус Син культуры ситхов (6900 ДБЯ) алфавит поменялся на общеситхский, как менее сложный вариант своего предшественника, и стал он применяться как к ситхскому языку, так и к общегалактическому. Именно этот вариант использовался при нанесении символов на броню Вейдера (3 ПБЯ), также каждый из этих символов переводим на английский. А вот к Золотому веку Империи ситхов (5000 ДБЯ) множество текстов, в особенности книги заклинаний и просто религиозные трактаты, были написаны на высшем ситхском; тот же вариант взяли массасси Наги Садоу, расписав символами храмы на Явине IV. Что характерно, из языка ситхов подобно мандо’а имеется несколько десятков переводимых в каноне слов, однако известные разновидности – речи Куна в аудиокомиксе «Сказания» и Нихилуса в «KotOR II» – считаются вроде как неканоничными или попросту сырыми, неосвоенными вариантами единственного ситхского языка.
  • Как известно из «KotOR I», Аджанта Пол выковал себе меч, который по легендам дал владельцу невероятную мощь, хотя сам Полл полагал, что орудие зла лишь развратило его. Считается, будто двухклинковый меч принадлежал Полу ещё до его перехода на Тёмную сторону. А теперь рассмотрим события, описанные в «Книге». Аджанта пытал прежнего ситха-короля его же боевым мечом, который после убийства короля взяла Син для опытов по алхимии. Как и меч Полла, оружие прежнего правителя также двухклинковое. Сорзус неоднократно выражала лёгкое презрение к Поллу, как к руководителю, а сам Аджанта спустя какое-то время умер, но сохранил своё сознание в гробнице, рядом с мечом, и устыдился Тёмной стороны. Может, коварная мисс Алхимия «подбавила» в меч некий сюрприз и подарила орудие своему повелителю, которое привело-таки Полла к «упадку»?
  • Первая из исследуемых Син гробниц зовётся монастырём Желчного мучителя (в оригинале – Cloister of Bilious Torment, что можно перевести и как «монастырь ядовитых мучений», но переводчики решили сделать привязку именно к персонажу). Переключимся на роман «Дарт Бэйн: Путь разрушения», где бывший Дессел стремится познать мощь ситхов в Долине тёмных повелителей, но в первом же храме встречает лишь пыль и пустоту. Так вот, этот храм и монастырь из дневника Син имеют по описанию большое сходство – либо это один и тот же храм, разграбленный алчной Син в 6899 ДБЯ и посещаемый в 1003 ДБЯ разочарованным Бэйном, либо всё же два разных сооружения, конструкция которых схожа согласно ситхским традициям.
  • Сорзус упоминает о первом голокроне ситхов, который те сконструировали, вырвав технологию у осадивших их ракатанцев. На самом деле ракатанцы, планируя захват Коррибана, прикинулись добренькими дядями и добровольно поделились искусством конструкции голокронов, но Адас всё равно раскрыл их и победил захватчиков (27700 ДБЯ). Голокрон, сделанный им, прошёл сквозь десятки тысяч лет и побывал в руках разных группировок Тёмной стороны, чтобы дожить до эпохи Наследия (40 ПБЯ).
  • Изначально вместо Хакаграма Грауша Уоллес планировал ввести повелителя ситхов Датку Грауша, уже закреплённого в каноне как величайшего некроманта и повелителя душ, убитого, правда, на пятидесятом году своего правления. Однако последнее событие произошло в 6950 ДБЯ, что немного не состыковывалось по времени с прибытием Изгнанников, 6900 ДБЯ. Таким образом, предшественником Изгнанников Хакаграма Грауша, который непонятно кем приходится предшественнику Датке. Что примечательно, Хакаграм уже появлялся во флешбеках второго выпуска арки «Золотой век ситхов», но остался безымянным правителем ситхов. Но что куда более интересно – это шлем Грауша, кстати, упомянутый и в «Книге». Он принадлежит Датке, и спустя тысячелетия его хозяином согласно каталогу артефактов в Завете джедаев всё так же являлся именно этот некромант, причём, и каталог Завета, и исследования Син утверждают, что шлем позволяет влиять на погодные условия. Так вот, тот же самый шлем носит и Хакаграм Грауш в «Золотом веке». Фамильная ценность, наверное.
  • Син изображает ситхские мечи, ранее появлявшиеся в «Сказаниях», в «KotOR» и в «Jedi Academy», и именно здесь кратко описывается их создание. Согласно оригинальному тексту можно подумать, будто насыщенные Силой мечи чистокровные ситхи получили от первых джедаев-тайтонцев, которые действительно использовали собственные аналоги, однако обе цивилизации развивались отдельно друг от друга и ковали разные мечи, и переводчиками был учтён данный факт.

Хроники Сорзус Син были заполучены джедаями, скорее всего, после Великой гиперпространственной войны, наряду с технологией энергоячейки светового меча и Тёмным голокроном. В таком случае, записи леди-ситх поместили в Великую библиотеку на Оссусе и вывезли оттуда в Архивы на Корусант после рейда ситхов Экзара Куна в 4000 ДБЯ. Спустя многие века не ведавший об угрозах тьмы Совет джедаев получил известие о возвращении ситхов, с одним из которых столкнулся Квай-Гон Джинн. Тогда глава Совета Мэйс Винду и гранд-мастер Ордена Йода посетили запретные залы Архива, чтобы изучить имевшиеся у джедаев артефакты ситхов, и оставили на страницах дневника свои комментарии. И здесь наглядно демонстрируется разница между эпохами: магистры пытаются посмотреть на древних ситхов с позиции своего времени, когда и сами джедаи стали более привязанными к цивилизации, более ориентированными на криминал, террористов и наёмников, нежели на властителей Тёмной стороны. Вот почему оба джедая проиграли Сидиусу – в их светлых умах сложился образ противника, зацикленного на власти и на артефактах, предпочитавшего изучению Силы извращения вроде алхимии и колдовства. В битве света и тьмы, разразившейся в Сенате, Йоде действительно не хватило знаний. Всё это грустно. Ну а Сидиус, ученик которого разгромил Храм и доставил мастеру хранившиеся в Архивах артефакты ситхов, прочёл хроники Сорзус Син после джедаев.


Дневник Дарта Малгуса



Вторая глава на удивление также является дневником, причём, уже не историческим описанием событий с целью пережить время, а именно дневником. Связать «Книгу ситхов» с ММОРПГ «The Old Republic» Уоллес планировал изначально, однако в качестве автора дневника видел Вишейта, императора ситхов и главного антагониста игры. Не срослось – «LucasArts» дали мало информации о персонаже, а Уоллес, который уже раскрыл придуманную лично им Сорзус Син, не стал повторять трюк с Вишейтом и сменил курс на более знакомого фанатам Дарта Малгуса. По его словам, кинематографический трейлер, где впервые появляется персонаж, «обалденен».

Поклонникам видеоигры, серии романов и конкретно Дарта Малгуса придётся по вкусу данная глава; в частности, один фанат, неожиданно взявшийся помогать с вычиткой дневника, был просто в восторге. Уоллес задумывал показать машину для убийств, у которого за душой воина скрыта тонкая и творческая натура. Глава представляет собой полтора десятка страниц из тетради в клеточку, куда Малгус заносил свои записи преимущественно «в поле», располагаясь на привалах и выводя строки печатным почерком. И здесь – лирическое отступление. Я понимаю задумку Уоллеса, признаю стройность и логичность написанного, но не понимаю, зачем воин, стремящийся к совершенству, принимается за дневник, едва выдаётся свободная минутка, вместо того чтобы оттачивать мастерство в тренировках или многократно ревизовать боеспособность своих войск. Допустим, Малгус просто не привык всё держать в себе, но по некоторым причинам не может часть эмоций выплеснуть на начальников, подчинённых или любовницу, поэтому решил доверить мысли бумаге. Но раз в действительности у него столько нерастраченного потенциала, почему бы не пойти в самом деле попрактиковаться в фехтовании, в стрельбе, в изучении оружия, противника или в обуздании Силы? Как воин-практик, обязанный держать всё в голове и абсолютно уверенный в себе, может самовыражаться за счёт букв и рисунков? Не говоря уже об опасности попадания дневника в лапы врагу. А не проще и не практичнее ли взять устройство с голосовой звукозаписью? Впрочем, разгадка может быть простой – есть же одна твиллечка, с которой Малгуса так несправедливо разлучили и о которой он постоянно вспоминал.

После возлияний Син об алхимии и о тьме вторая глава читается не менее познавательно и интересно. Поскольку Малгус – воин, дневник пестрит разного рода терминами, связанными с войной. Стратегические манёвры, психологии враждующих сторон, описания битв и способностей Силы в боевом применении, а также названия кораблей и тактических единиц – всё это приходится на тот отрезок, что отведён Малгусу и возрождённой империи ситхов эпохи TOR. Если ситхи времён Сорзус Син являлись закрытым от Галактики народом, добившимся невиданных высот, но всё же примитивным, то из дневника Малгуса вырисовывается образ таких военизированных ситхов, более упорядоченных и политизированных. Получается некое среднее арифметическое между Галактической Империей и всё той же древней империей со столицей на Зиосте.

И сюда малость включено одно из худших свойств TOR – вторичность. Там, где KotOR использовал отсылки, его более богатый потомок вовсю копировал и банально слизывал с иных элементов «Звёздных войн», в первую очередь с эпизодов, дабы сделать игру ближе именно к более известному первоисточнику. Нет, Уоллес не столь дико и нагло задействует что-то уже известное, просто он подхватил негативную традицию TOR и попытался сделать из неё своеобразную фишку, превратить слабость в достоинство. Мне никогда не нравился Малгус. За пафосно-гламурным воином того периода скрывается более проработанный первый ситх «Звёздных войн». Характеристика Дарта Вейдера \ Дарта Малгуса: киборг и полевой командир, жаждет лично убить каждого джедая, иногда следует едва различимыми правилами чести (насколько это возможно для ситха), имеет собственный межзвёздный крейсер и историю трагической любви, после которой заорал через Силу и обрёл мощь с лёгкой примесью вины. Не до черта ли схожестей? Так Уоллес ещё и сам приплёл к дневнику Вейдера, который практически во всём соглашается со своим предком… или потомком, так сразу и не разберёшь.

Во всяком случае, бросается в глаза данный факт не сильно, и глава всё равно несёт в себе собственную уникальность, как и все остальные.




Кое-что из интересностей:
  • За художественную составляющую отвечает Джефф Карлайл, известный многими работами по энциклопедиям и рассказам «Звёздных войн». Иллюстрации Джеффа, «подаренные» художнику Малгусу, представляют собой обыкновенные чёрно-белые рисунки, не подвергающиеся визуальной обработке. Мораль: если повелитель ситхов потребует у подчинённых цветных карандашей, чтобы выводить картинки в своём дневнике, это, как ни крути, снизит его авторитет, а поискать карандашей самому гордость не позволяет. Простота стиля и военная чёткость изложения дают шанс второй главе хоть как-то оправдаться за столь нелюбимый мною TOR.
  • «Тёмный жнец», он же «Тёмный собиратель», с последней страницы второй главы – это отсылка к видеоигре «The Clone Wars» 2002-ого года, где и появился «Жнец». Мало кто в курсе, но во времена Великой гиперпространственной войны Нага Садоу и его ситхи сконструировали супер-оружие, способное вытягивать энергию Силы из живых существ и мгновенно убивая их. «Жнеца» спустя тысячу лет обнаружил Экзар Кун на Явине IV, а затем исследовал Улик Кель-Дрома, однако последний переметнулся к джедаям и сдал Куна со всеми потрохами и супер-оружием заодно. Лишь в ходе Войн клонов «Жнец» был захвачен Дуку, о чём повествует «The Clone Wars». Дарт Вейдер неспроста сделал комментарий о неверном направлении поисков «Жнеца» силами Малгуса – именно он, будучи ещё Энакиным Скайуокером, уничтожил супер-оружие. Примечательно, что планеты Орд-Радама, где Малгус искал столь изощрённое средство уничтожения армий, и Раксус-Прайм, где на самом деле находился «Жнец», расположены в галактическом диске на одной линии с Коррибаном. Непонятно лишь одно – откуда у Малгуса голокрон Кель-Дромы, если к тому времени Храм джедаев ещё не был атакован?
  • Куратор коммандос Дарт Венемал – очередной придуманный Уоллесом персонаж. Его имя происходит… от цитаты Гая Юлия Цезаря , «Veni, vidi, vici», что означает «пришёл, увидел, победил». Венемал, однако, умер прежде, чем мог заменить Вишейта на посту императора и сравняться с автором цитаты.
  • Уоллес отмечает, что между стилем написания Дарта Вейдера и почерком Энакина Скайуокера из «Пути джедая» видна ощутимая разница. Ну оно и логично – киборг всё же, писать неудобно. Сперва при вёрстке комментариев Вейдера использовался максимально приближённый к оригиналу шрифт, однако совсем уж нечитаемый. Финальная версия от оригинального шрифта отличается лишь толщиной букв.
  • По первоначальному плану Уоллес задумал описать атаку Республики на Дромунд-Каас, и с этой целью изучал игровые наземные карты планеты. Однако «LucasArts» наложил запрет на подобный шаг – это противоречило бы канону, ведь в первой войне между Республикой и возрождённой Империей столица ситхов Дромунд-Каас не подвергалась осаде. Так Уоллесу пришлось задействовать планету Ашес-Ри из сердца ситхских территорий. Имелся один тяжёлый момент в относящейся к этой битве записи Малгуса, а именно связанный с переводом слова «floaters» на 60-ой странице, которые могли быть как летающим транспортом, так и водоплавающим, а то и вовсе бронированным солдатом-пехотинцем (на картинке той страницы изображены коммандос в клонированных из эпизодов доспехах). В конечном итоге, после просмотра всех «floaters» в ЗВ, был выбран «бронепланёр».
  • Ситхи-лазутчики, они же глубоко внедрённые агенты влияния, впервые были упомянуты в записях Носта-Дюрала. И хотя Уоллес не затрагивает эту тему, но шпионы Императора – явная отсылка к кораблю Дарта Мола из «Скрытой угрозы», именуемому «Ситхским лазутчиком» или «Кинжалом». В оригинале оба термина также звучат одинаково: «Sith infiltrator».
  • В описании родины Дуку, Серенно, есть упоминание о некой вилле семьи Палермы. Все последние три слова вместе и по отдельности имеют источник вдохновения в виде Италии, а конкретно зародившейся там мафии. Это единственная глава, где слово «House of» в значении «Дом знатной династии» переводится как «семья», дабы в записи сохранилась отсылка и аристократически-мафиозная атмосфера местности.

Через три года после последней записи Малгус провёл штурм желанного Корусанта (3653 ДБЯ). Фрагменты дневника Дарта Малгуса попали на чёрный рынок артефактов, где его примерно в 60-40 ДБЯ приобрёл Сидиус. Фанаты, читавшие роман Лучено «Тёмный повелитель: Становление Дарта Вейдера» помнят, как первое время жаловался на судьбу киборг в чёрных доспехах и не мог толком обрести мощь. Так вот, там есть промежуток в несколько недель, за который Вейдер по настоянию учителя оттачивал черпать мощь из ярости, что сильно помогло ему разгромить джедаев на Кашиике. В романе, естественно, не упоминается ни о каких древних ситхских дневниках, но, судя по всему, именно в тот период Вейдер изучил записи своего идеологического предка-потомка. Ну а уж потом обрёл веру в себя, вернул утраченные аппетиты и раскрыл-таки в себе мощь Тёмной стороны.


Правило двух


Третья глава столь же информативна, как и первая, однако в отличие от хроник Син и дневника Малгуса, пособие Бэйна по обучению ситхов не добавляет в канон практически ничего нового. И здесь сразу занятный момент. Уоллесу Правило двух кажется неверным, во всяком случае он не признаёт первую догму о необходимости существования двух ситхов вместо целой армии. Что ж, это объясняет, почему автор «Книги» не так старался, как с некоторыми другими главами, впрочем, усердие всё равно заметно.

И всё же – ничего нового. Мы видели эффектное появление первого Дарта в комиксах «Джедаи против ситхов» (правда, потом Дарты стали возникать по хронологии галактики и раньше), мы наблюдали за развитием Бэйна в его собственной трилогии романов (правда, под конец акцент сместился на Занну и на сюжет, а не на личность основателя «Правила двух»), периодически мы встречали о нём упоминания в ряде источников (одно такое «призрачное» упоминание пришлось на последнюю серию «Войн клонов»). В общем, об авторе трактата мы не узнаем чего-либо, что не могли бы вытянуть из иных источников. Бэйн создаёт философию, опираясь на титул «Дарт» и на голокрон Дарта Ревана, использует он и знания других, чтобы очертить круг необходимых умений для начинающих повелителей. Раздел оружия и битвы на световых мечах не столь интересен, разве что некоторыми примочками, которые Бэйн приводит в качестве примера. Описанные же способности Силы и заклинания делятся бывшим шахтёром и бывшим солдатом на три части – Наступление, Тело и Сознание – именно такое же разделение чувствительных к Силе он делает в романе «Дарт Бэйн: Правило двух»:

Одни повелевают грубой, стихийной силой; они способны испускать из пальцев разряды молний или двигать горы одной лишь силой мысли. Другие более талантливы в утонченных манипуляциях Силой: им дана способность влиять на разум друзей и врагов посредством искусства убеждения или боевой медитации. Лишь очень немногие имеют естественную предрасположенность к контролю темной стороны. Они могут погружаться в глубины Силы и черпать ее потаенную энергию, чтобы искажать и подчинять собственной воле окружающий мир. Они способны проводить древние ритуалы ситов; способны напускать могущественные заклятия и темные чары.

Иными словами, каждая группа техник подходит к определённым вышеуказанным представителям Тёмной стороны. Более того, перечисление и описание техник вроде Молний или Краситорна сильно смахивает на список RPG-способностей, о чём сам Уоллес, кстати, и заявляет. Не знаю, само собой ли так получилось или намеренно, но и здесь он подстраивается под основной источник об авторе текста – под трилогию известного «писателя-РПГ-романов» Карпишина. И это не претензия, а так, заметная особенность в попытке хоть что-то написать о трактате Бэйна.



Печально известные "Дарты" Галактики


В общем и целом более сказать нечего, а вот традиционный разбор полётов кое-что выявил:
  • Многие могли заметить, как благодаря «Книге» стиль боя на световых мечах под названием «Джуйо» теперь официально употребляется вместе с «Ваападом» уже во времена Бэйна. Изначально в каноне было вот как. В эпоху Старой Республики Джуйо использовался обеими сторонами (потому что зародился среди джедаев, а некоторые служители света в ряде конфликтов перебегали к ситхам, гы-гы), однако ближе к 1000 ДБЯ Джуйо в Ордене запретили, чем воспользовались его противники. Бэйн унаследовал знания о Джуйо и передал своим последователям, и один из конечных бэйнитов, Дарт Мол, использовал Джуйо в битве с Квай-Гоном и Оби-Ваном. В это время Мэйс Винду попробовал создать собственную технику, куда вошли наработки запретного Джуйо, в частности сверхвысокая скорость стиля. Техника получила название «Ваапад» в честь быстрейшего зверя галактики и включала в себя особый аспект использования Силы, связанный с гранью между светом и тьмой. То есть Джуйо и Ваапад – это по сути два разных стиля, но логически объединённые в каноне одним термином «Форма VII». Однако Дрю Карпиши в «Пути разрушения», первом романе о Бэйне, перепутал Джуйо с Ваападом, хотя позже исправился, признал ошибку. Так бы ошибкой оно и оставалось, но вот в журнале «Star Wars Insider 92» решили зачем-то исправить «положение» и отретконили ошибку, официально приравняв Ваапад к Джуйо, мол, у стиля всегда было два таких названия. Уоллесу пришлось опираться уже на реткон, но он всё же сработал грамотно и описал именно ситхский вариант Джуйо, а не Ваапад Мэйса.
  • С иными техниками светового меча всё ещё проще. Быстрый и Мощный стили, другие названия форм Атару и Джем-со, – это из видеоигр «Jedi Outcast» и «Jedi Academy», таким образом, становится ясно, откуда Люк Скайуокер взял стили светового меча для Нового Ордена джедаев. Причина изоморфизма проста, как само разделение стилей: Уоллес не желал описывать каждую технику битвы со световым мечом и смешал в кучу по классификации игр «Jedi Knight», откуда уже вывел Джем-со, Шиен (два подвида пятой формы) и третий стиль Джуйо (седьмая форма).
  • В трактате упоминается некий новый персонаж, Зилешиль Богохульник, своеобразная отсылка ко всем падшим ангелам в иудаизме. На вопрос одного фаната о принадлежности персонажа к той или иной группировке ситхов Уоллес ответил, что задумывал привязать Зилешиля чуть ли не ко времёнам, предшествующим Адасу (то есть до 28000 ДБЯ), хотя, возможно, Богохульник являлся полностью мифической фигурой. Кажется, он стал изобретателем Высасывания Силы, быть может, его потому и прозвали в своё время Богохульником за извращённую подпитку жизненной силы путём вытягивания жизни других существ; ещё и учения какие-то придумал. Ситхи же времён Тулака Хорда (где-то в 6000 ДБЯ) и Наги Садоу (5000 ДБЯ) высасыванием жизни не чурались. Учения Зилешиля, вероятно, были сохранены в академии ситхов на Малакоре V, которую посещал Реван (3961 ДБЯ) и, став ситхом, включил затем техники Высасывания в свой голокрон, полученный спустя века Бэйном (1000 ДБЯ).
  • Из джедаев, владеющих двухклинковым световым мечом, Квинлан Вос в качестве примера приводит некоего мастера Геллерика. Этот персонаж также новый, а его имя является анаграммой Эрика Геллера, известного англоязычным фанатам как автор многих статей и рецензий по «Звёздным войнам», а также активный участник множества мероприятий по вселенной и администратор некоторых фанатских сайтов. Кстати, из джедаев того времени Вос мог бы вспомнить и другого владельца такого оружия, Джастуса Фарра из первого выпуска комикса «Чистка».
  • Рисунки в тексте Бэйна являются образцами, но ребята с английской Вукипедии, кажется, не разобрались или восприняли слишком всерьёз… короче говоря, создали две статьи по персонажам с рисунка 69-ой страницы и посчитали, будто эти двое повелителей ситхов правили тьмой между Когнус и Гравидом, хотя это невозможно в принципе.

Трактат «Правило двух» был создан Бэйном между 990 ДБЯ (второй роман трилогии Карпишина) и своей смертью в 980 ДБЯ (финальный роман, «Династия зла»), поскольку повелитель ситхов упоминает о своих орбалисках в прошедшем времени, а собственный голокрон к тому времени ещё не создал, иначе смысла в текстовом формате знаний нет. Труд Бэйна передавался из поколения в поколение, от учителя-ситха к ученику, ставшему вместо предшественника повелителем тьмы. Похоже, что тридцать страниц – не весь трактат, ибо он бессвязно обрывается на описании телепатических техник Тёмной стороны, возможно, здесь приложил руку Дарт Гравид, что в 550 ДБЯ свихнулся с ума и уничтожил больше половины накопленного ситхами знания. Да и Сидиус в собственном тексте упоминает, что не все труды являются полными, то есть кроме дневника Малгуса ещё как минимум одна глава «Книги» представляет собой лишь фрагмент целого источника. Трактат всё же пережил Дарта Гравида (голокрон Бэйна также смог просуществовать до эпохи пост-эндора), и в конечном итоге очутился у Сидиуса, который присоединил текст к хроникам Син и дневнику Малгуса.


Дикая Сила


Итак, после разбора половины «Книги ситхов» время перейти к наиболее противоречивой главе. Начнём с того, что Ночные сёстры – не ситхи, даже сам Палпатин оскорблён нежеланием столь мощных в Силе существ покорять Галактику, однако всё равно видит в письменах Матери Тальзин нечто уникальное. Что ж, оно там есть. Я не буду описывать философию Тальзин, поскольку это самая идиотская ересь из всех встреченных мною концепций в «Звёздных войнах», я не стану расписывать всё, что думаю о включённых в главу призраках, шаманах, Белом грифоне и Чёрной вороне (т. е. Мортис) и прочих извращениях. Скажу только, что перевод и вычитка некоторых отрывков «Письмен» всякий раз доставляли мучения. Написанное далее – моё собственное видение главы, своеобразная попытка посмотреть на галактику – но не на Силу! – глазами Тальзин.

Так вот, у Тальзин нет амбиций. В отличие от Гетцерион из «Выбора принцессы Лейи», которой уже не мешал Император, её предшественница ставит интересы Датомира выше потребностей Галактики. Возможно, она осознаёт: ступив на путь истинной тьмы, высвобождая мощь через перерождение личности, Датомиром придётся пожертвовать. Вспоминается Палпатин, который в погоне за абсолютной властью погрузил Набу в хаос, хотя до обучения у Плэгаса искренне желал добра своей планете. Тальзин так не может. Она убеждена в исключительной уникальности Датомира, и потому глубокая связь с планетой в сочетании с ограниченной философской базой являются для Сестёр теми самыми оковами, что так привыкли рвать на себе ситхи.

И здесь – лирическое отступление, вновь связанное с субъективным негодованием автора. Простите, я не удержался. Если так посмотреть, кое в чём Тальзин продвинулась гораздо дальше ситхов, это даже если опустить телепортацию и дистанционный контроль объекта на расстоянии в парсеки. Дарт Плэгас усердно шёл к вечной жизни, выводил бесконечные теории о балансе Силы, мучил бедные мидихлорианы до изнеможения и, в конце концов, добился возможности омоложения себя и воскрешения других. А датомиркам стоило только потереть волшебный талисман да произнести пару заклинаний при помощи этого извращённого ихора – и вуаля! – какой-нибудь располовиненный самим Кеноби забрак, ранее считавшийся иридонским, вдруг становится датомирским и очень даже живым. Вот так! Что, и это результат упорного труда? Дело не в труде, а в том, что если датомирки обладали подобной властью, Плэгасу и Сидиусу стоило лично вырезать ведьм ещё в эпоху Матери Залем, когда последняя яро претендовала на обладание Вратами бесконечности. Ситхи Правила двух в течение тысячи лет концентрировали на руках знания и мощь, водились у них самые разные конкуренты, но чтобы кто-то достиг такого уровня в манипуляции жизнью разумных существ? «Войны клонов» и сопутствующие источники и тут переворачивают всё с ног на голову. Прямо-таки умиляет, каким образом Уоллес оправдывает воскрешение Мола: можно и всё тут! А фиг ли, это ж ведьмы, духи, артефакты, все дела. Непонятно только, какого чёрта ведьмы причисляются к властителям Тёмной стороны, если не обладают амбициями, зато взамен пользуются услугами не только всемогущей Чёрной вороны, но и Белого грифона?



Представители семейки Мортиса из Войн клонов

Но вернёмся к взглядам Тальзин. Наученная горьким опытом Залем из комиксов «Конец бесконечности», попытавшейся охватить неохватываемое, новая Мать Сестёр поняла: Галактика ничего не может преподнести уникальному Датомиру, однако мир всё же не находится в изоляции, он открыт для других. А раз так, духи однажды смогут разгневаться и на ведьм, после чего на планету вновь явятся нехорошие дяденьки на еретически-технологическом транспорте. Значит, нужно так вписаться в галактическое сообщество, чтобы при этом сохранить Датомир и культуру его обитателей. Нужно стать полезными, предложить Галактике нечто уникальное. Навыки Силы? Можно, но не в первоочередной направленности, ибо Орден джедаев установил монополию. Опыт общения с призраками? Никто этого просто не поймёт, к тому же таким талантом обладает лишь шаман племени. Военным опытом Сёстры похвастаться не могли, да и вообще на полях сражения слабоваты – одной дикой магией против технологической мощи мало чего добьёшься. А вот служба в качестве охранниц, охотниц и наёмных убийц при должном обучении вполне для них подходила. Целой организации наёмников, выполняющих специфические задания, невыгодна крупная война – они способны под неё подстраиваться, но им куда удобнее предлагать свои услуги при наличии великого множества сторон, то есть в период относительного мира, когда различные структуры переполнены злобными, жадными и обременёнными тугими карманами существами. Последние всегда желают решить свои проблемы или хотя бы защититься от них радикальным путём. Однако во времена, когда Тальзин выводила строки в своих «Письменах», войны ещё не существовало, поэтому Сёстры начали активно вливаться в галактические процессы, одновременно стараясь не слишком глубоко совать татуированные носы куда не следует или участвовать в чересчур значительных событиях.

И чтобы никто из Сестёр не вздумал взбрыкнуть, уйти в вольное плавание или предать Датомир, Тальзин дополнила духовную связь более весомыми аргументами – своим авторитетом и складными речами. В «Письменах» она не один раз подчёркивает важность Датомира и принадлежность его обитателей к единственно верной культуре. Философию Мать племени построила таким образом, чтобы сохранялась тонкая грань между самосовершенствованием и привязанностью к Датомиру. Все сверхспособности, описанные Тальзин в «Книге», соотносятся либо с датомирской флорой и фауной, либо с миром духом и рассматриваются сквозь соответствующую призму. Девяносто процентов гонорара своих детей Тальзин помещает в общак племени, чтобы постоянный приток денежных ресурсов способствовал наличию лучшего оснащения. А конкуренты, также использующие способности Силы, устраняются, дабы именно Сёстры оставались высокопрофессиональными и самыми высокооплачиваемыми наёмниками.

Итак, на выходе мы получаем идеальную систему, при которой аполитичные дикари с захолустной планеты становятся востребованными в узких кругах. Тот единственный ресурс, который мог предложить Датомир, Тальзин задействует на полную катушку в соответствии со своими личными целями. Возможно, её намерения были благими. Возможно, она предвидела падение Сестёр в битве с дроидами и решила напоследок рассеять агентов. Возможно, она знала – грядут изменения, и Датомиру необходимо подстроиться так, чтобы не сломаться. Но судьба или Сила или духи вмешались, подкинув на Датомир Сидиуса в период обучения последнего, чтобы тот умыкнул малыша Мола, который, в свою очередь, наряду с Вентресс позже станет яблоком раздора. Однако это уже лирика. Важно другое – Вентресс пишет под последним абзацем «Письмен», что Тальзин иногда заботится больше о репутации, чем о воле духов, и это действительно правда. Как бы я не любил «Войны клонов» Филони и его извращения над каноном, которые был вынужден учитывать Уоллес, Тальзин, чёрт возьми, идеально сочетает должность духовного лидера и управленца, используя один пост для исполнения функций на другом. Но это, впрочем, заслуга всё того же Уоллеса.


Список интересных фактов на сей раз короток.
  • Храм Коротас (The aerie of korotas) – нечто новое и, как водится, непонятное. Кажется, и не храм вовсе, но гнездовье оно, как гласит прямой перевод, или нет, установить не удалось. Такого места с руинами Врат Бесконечности в каноне не существовало, как и названия Коротас. Путём долгих и умопомрачительных поисков выяснилось следующее: имя Коротас носит река из ММО «World of Warcraft» и эта же река фигурирует в книгах по WOW-вселенной. Ситх его разберёт, может, и отсылка.
  • Упоминаемые Тальзин «Книга теней» и «Книга законов» раскрываются Ночной сестрой как истинные письмена прародительницы датомирянок, Аллии, и как переписанная ею же ересь, соответственно. Меняем местами обе характеристики и получаем то, как на самом деле обстояли дела с обеими датомирскими «Книгами», после чего делаем выводы, какая упоительная иллюзия легла в основу философии Тальзин.
  • Описанный Тальзин термин «перводух» (ur-spirit), который согласно исследованиям Тадьзин излучает каждая группа животных, является отсылкой к работам известного писателя-фантаста Клайва Стейплза Льюиса, любимого Уоллесом. В своей концепции о страданиях животных Льюис говорит о едином самосознании, которое присуще любому виду зверей. Сам же термин «ur-spirit», по-видимому, является аналогом немецкого «Urgeist», который в религиозно-философской школе 20-ого века использовал Рудольф Штейнер. Переводилось это тогда как «перводух» или «прадух».

Палпатин получил «Письмена» примерно в 19 ДБЯ, сразу после того как основал Галактическую Империю, а вместе с ней – и Бюро безопасности, в которое входил Инквизиторий; ведь, как утверждает сам Сидиус, датомирское руководство принёс ему один из инквизиторов. Однако, повторюсь, после предыдущих глав учение Тальзин о духах и об ихоре смотрится настолько дико, что сказать мне больше по «Письменам» нечего. Да, Уоллес молодец, что включил в «Книгу» самые разные концепции, но в семье не без урода, а в случае с «Книгой ситхов» этот урод и не кровный родственник вовсе, то есть не ситх.


Научный журнал Дарта Плэгаса


И вот мы добрались до наиболее лакомого куска: до научного журнала Дарта Плэгаса под названием «Наука о создании жизни». Персонаж, что в приквелах был упомянут как учитель Палпатина и получил собственный роман семь лет спустя, жил ни много, ни мало – прелестной мечтой о вечной жизни. Одержим Плэгас был и иной целью, а именно созданием Избранного из легенд о балансе Силы, сверхсущества с запредельным количеством мидихлориан. Опять же, как и в случае с Бэйном, данная глава привносит в канон чуть больше, однако всё равно мало по сравнению с ранее имевшейся информацией. У Уоллеса в его комментариях не раз проскакивает что-то типа «моя концепция», «моё видение», но на деле же значительная часть главы если не в точности копирует некоторые реплики Плэгаса в одноимённом романе, то хотя бы пересекается с ними. Это относится, например, к опровержению теории о мидихлорианах, как о крошечных носителях Силы – оно есть как в романе, так и здесь, в «Книге ситхов». Нет, автор молодец. Он провёл чёткие параллели с Древней Грецией и постарался, чтобы некоторые в действительности новые идеи не противоречили ранее устоявшимся фактам. И всё же куда более интересны взгляды самого Плэгаса на Силу и на теории своих предшественников.

Плэгас Джеймса Лучено предстал мистиком, что в каждой своей речи о Силе давал понять: у неё наличествует разум, а каждую же свою ошибку повелитель тьмы оправдывал стремлением Силы восстановить баланс. Вот примеры.

  1. Мы крадемся за Силой, как охотники, а не идём на поводу у её прихотей.
  2. Сила не станет тебя жалеть.
  3. Я вёл себя дерзко, и Сила решила испытать меня.
  4. Джедаи лишились расположения Силы.
  5. Нам конец? Ты погубила нас?

А теперь, как он говорит в «Книге»:
Лишённые воображения всегда выдают собственные желания за независимые явления, включая тех, кто верит, будто Сила обладает сознанием и волей. Мидихлорианы в организме имеют общий разум, это факт, но сама по себе Сила не может разуметь или заботиться о благосостоянии разумной жизни.

Теоретически, если взять только последнее предложение, то одно не противоречило бы другому, поскольку в научном журнале тогда имелась бы в виду только забота Силы о разумных существах. Но с учётом отсутствия у Силы воли, согласно журналу, всё-таки получается, что Плэгас Уоллеса не верит в способность Силы на что-то влиять по собственному усмотрению. Фактически, это единственное расхождение главы с романом, в то время как всё остальное вполне удачно вписывается как в роман, так и в другие источники ЗВ. Примечательно, что главный персонаж «Дарт Плэгаса» не особо любит голокроны, считает их пустышками (а по первоначальной задумке Лучено голокрон у Плэгаса таки был), что ж, журнал косвенное тому доказательство.

«Дарт Плэгас пытается измерить магию, представая как биолог, увлечённый запрещёнными науками, подобно Франкенштейну», утверждает Уоллес. Концепция магии и науки, где второе является логичным продолжением эволюции первого, давно не нова, и всё же здесь, в свете предыдущих глав (в особенности первой), весьма интересно наблюдать за тем, как Плэгас подвергает сомнению ранее устоявшиеся теории. Сила, разумеется, в «Звёздных войнах» не может являться просто физикой, но Плэгас Уоллеса считает иначе и потому никогда не достигнет ответов на вопросы, которые ищет.

Опять же, возвращаясь к проблеме свежего контента, роман «Дарт Плэгас» показал нам практически всё о повелителе мидихлориан – весь его жизненный путь, все достижения и пути к ним, не забывая о рационально-философских речах относительно Силы, мидихлориан, джедаев и ситхов. Пятая глава «Книги ситхов» углубляется в результаты долгой работы Плэгаса, а также раскрывает некоторые иные подробности исследований ситха-мууна. Если в романе всё его естество было посвящено, в основном, подчинению мидихлориан, то в своём научном журнале Плэгас говорит о загробных мирах, о переселении разума и призраках – хотя всё это было так или иначе упомянуто в том же романе. Исследования Силы и жизни – вот в чём сильная сторона данной главы, сквозь которую отчётливо разглядывается образ рационалиста, стремившегося постигнуть ранее не выявленные даже тайны бытия. Во всяком случае, после извращённых представлений Сорзус Син о жизни, суровых будней Малгуса, учебных наставлений Бэйна и поклонений духам Тальзин при прочтении пятой главы так и хочется самому сопоставлять ранее указанные факты с наукой.



Пример вёрстки


Подборка интересных фактов здесь такова:
  • Плэгас делит Силу на три аспекта – аперион, анима и пневма. Все три термина восходят к Древней Греции и к мыслителям тех далёких эпох, а переводятся с греческого как «бесконечность», «катализатор жизни» и «дыхание», соответственно. Во вселенной же «Звёздных войн» все три аспекта приурочены к известным концепциям Силы, которые Уоллес свёл вместе, невзирая на суть самих концепций. Аперион связан с Единой Силой, то есть со способностью Силы связывать всю материю – от электронов до звёзд, от событий до гравитации, наконец, от пространства до времени – такой аспект даёт возможность чувствительным к Силе существам получать видения или напрямую путешествовать во времени \ пространстве. Анима относится к Живой Силе и предполагает наличие у живых существ некой насущной энергии в виде ресурса, то есть сюда относятся джедайское исцеление, ситхское высасывание той самой жизненной силы или молнии Силы. Пневма включает в себя познание и самопознание, то есть способность мыслить, а также означает неограниченный источник разумов, через который чувствительный к Силе сможет получить доступ к конкретным разумам. Все свои исследования Плэгас рассматривает через эти аспекты; призраки Силы, согласно этой классификации, являются следствием взаимодействия с аперионом (как способность пребывать среди физической материи), анимой (как способность мыслить без жизненной силы в теле) и пневмой (как способность сохранить разум без тела).
  • Уоллес действительно многое взял от древнегреческих философов, в особенности, от Аристотеля. Уже тогда известные фигуры той эпохи задумывались о наличии некого энергетического поля, которое генерировали все живые существа и которое связывало вселенную. Тут следует отметить, что автор «Книги» несколько неверно понял принципы первого мыслителя в истории, поскольку тот вовсе не считает, будто что-то может возникнуть из ничего (а Плэгас в своём журнале напрямую говорит об обратном). Аристотель утверждал, что всему есть своя первопричина, начиная от места возникновения чего-то и заканчивая силой, что имеет возможность это создать. Однако с загробным миром Уоллес попал в точку: по сути, получилось описание небытия в том виде, каким Аристотель его и задумывал. Сам же журнал Уоллесу представлялся после написания как ЗВ-шный аналог витализма – науки о существовании некой сверхъестественной силы, которая управляет жизненными явлениями и не может быть объяснена с точки зрения обыкновенной физики или биохимии. Проще говоря, журнал это как бы ответ на вопрос «А что, если бы мы жили во вселенной Аристотеля?»
  • Упомянутая библиотека Сильверсисии является отсылкой к утерянной Александрийской библиотеке, что согласно истории несколько раз сжигалась и разграблялась.
  • За графическую составляющую пятой главы, то есть за оформление страниц и иллюстрации, отвечал Пол Аллан Баллард. Проделанную им работу Уоллес назвал фантастической и отметил сильную атмосферу эпохи Возрождения. Разгадка заключается в изначальных намерениях, а также в приложенных автором и художником усилиях: желтоватые страницы, собственноручный поиск подходящего шрифта, зарисовки в стиле Леонардо да Винчи. Кстати о шрифтах – в точности такой же, как и в оригинале, с трудом найденный Арк-Дельтой, был использован при вёрстке главы Плэгаса.
  • В романе Плэгас сетует на утрату ситхами техник вроде переселения разума или Высасывания Силы. С первым всё логично – он сам пытается воссоздать нечто подобное, на основе лишь своих умозаключений и исследований. А вот с Высасыванием вышла промашка. Эту технику описывает ещё Дарт Бэйн в своей части «Книги ситхов», которое вроде бы передавалось от учителя к ученику, то и Плэгас обязан был его прочесть. С другой стороны… при условии, что Правило двух он планировал отменить изначально, то и читать трактат основателя учений не стал. Может, и зря.
  • Как и в романе, здесь периодически встречаются намёки на то, что именно Плэгас так или иначе является создателем Энакина Скайуокера: в особенности, упоминания о купленных у хаттов рабах и о существе с мидихлорианами в количестве выше двадцати тысяч. Даже Люк, откуда-то знавший об уровне мидихлорианов батьки, ужаснулся при прочтении журнала.
  • Если с преодолением пространства (свернуть в материи две точки и пройти от пункта А к пункту Б) и путешествием во времени (перемещение сознания в прошлое или будущее) всё ясно, то объяснение отделения от Силы вызвало новые рассуждения. Понятно, что древние джедаи не ведали о мидихлорианах и не могил осознанно заставить отмереть определённую массу органелл, такой процесс становился лишь следствием ритуала. Однако существуют и другие примеры потери связи с Силой. Кайл Катарн после битвы с Джереком, Оби-Ван во время миссии на Мелида-Даане и джедай-Изгнанница – тут ясно, психологический эффект, временами ненасильственный. С йуужань-вонгами более-менее ясно, и работу Оними над возвращением Силы можно даже назвать своеобразной манипуляцией мидихлорианами. А вот с Верджер и Джейсеном Соло в «Изменнике» дела обстоят интереснее. Как известно, джедай-фош использовала технику на юном внуке Вейдера, дабы тот познал боль, научился обходиться без Силы и полагаться только на себя. Но если при этом происходит отмирание мидихлориан, как же они восстановились в Джейсене? Да, лишённый Силы Улик в итоге слился с ней в виде призрака, но всё же дело здесь было не только в мидихлорианах, и это произошло после физической смерти. В случае с Джейсеном свою роль сыграл, думаю, рабский имплант, что благодаря генетической структуре создал пузырь в Силе и временно заглушил способность Соло касаться её. Позже, благодаря остаткам импланта в теле Джейсен смог переключаться на тот уровень восприятия, который относился к неспособности йуужань-вонгов обретать связь с Силой.
  • Загробный мир и Хаос являются аналогами в «Звёздных войнах» рая и ада, и их существование несколько раз подтверждалось конкретными призраками Силы – Фридоном Наддом и Оби-Ваном.
  • Немного аншлага. Плэгас не против выяснить, что сказал бы Тенебрус в ответ на растущие достижения ученика и как бы поступил, предвидя своё уничтожение от руки ученика? Ох, Плэгас, лучше тебе не знать правды. Зато тебя самого смерть избавила от лицезрения язвительных комментариев Палпатина, который троллить любит и умеет, чем и занимается прямо на страницах рукописей покойного наставника.

Как и предыдущие две главы, научный журнал Дарта Плэгаса – та часть «Книги», точная дата написания которого неизвестна. Первые страницы однозначно были выведены после 67 ДБЯ, то есть позже смерти Дарта Тенебруса, поскольку его ученик, ставший повелителем, упоминает о кончине наставника. Тем не менее, Люк пытается дать точную дату – примерно в 45 ДБЯ. Слегка ошибся, Небоход. Уже в 52 ДБЯ Плэгас смог вырастить неразумных существ при помощи одной лишь Силы, а в журнале он ещё только задаётся вопросом, возможно ли посредством мидихлориан создать многоклеточную жизнь, не говоря уже о существах разумных и Избранном. Но, скорее всего, журнал написан ещё раньше – в те годы, где Плэгас пока не обладал сносным влиянием на мидихлорианы, то есть не мог заставить йинчорри подчиниться. Ясно лишь, что все знания Плэгаса, включая его собственное хранилище записей ситхов, Палпатин получил в 32 ДБЯ, когда убил учителя.


Абсолютная власть


Наконец, мы подошли к финальной части «Книги ситхов», закрепляющей весь пройденный материал. Уже на первой странице галактический император признаётся, как на его взгляды повлияли отобранные им работы предыдущих владык Тёмной стороны, и это влияние прослеживается по ходу прочтения всего манифеста Палпатина, носящего вразумительное название «Абсолютная власть». Текст Сидиуса наглядно демонстрирует масштабность ситха, добившегося, наконец, истинного могущества и поднявшегося выше звёзд. В манифесте присутствует практически всё, при помощи чего император добился цели и ещё достигнет жёсткого непоколебимого контроля над своими территориями – от бюрократических организаций до «Звезды Смерти», от техник Силы до искусственно выведенных чудищ. И – манипуляции, само собой.

Как и в предыдущих главах, Уоллес использовал многочисленные отсылки согласно полученному от «LucasArts» материалу. Соответствуя сформированному самим собой образу истинного ситха, Палпатин стал замыкать всё в построенной Империи на себя, наращивая штат амбициозных лизоблюдов и подавляя голоса несогласных. Мало что здесь можно прокомментировать, за исключением того факта, что в отличие от всех иных авторов «Книги» Палпатин обращает взор как на политику, так и на личную боевую мощь в сочетании с опровержением законов природы.

  • На сей раз с истории начну. Написанный примерно в 19 ДБЯ манифест включает в себя три части: «Слабость подчинённых», «Книга гнева» и «Управление жизнью». Позже Палпатин выделил каждую из частей для отдельного материала и расписал до целых томов; первые две сохранили своё название и являлись полностью законченными, а вот третью, недописанную из-за семейки Скайуокеров, император озаглавил как «Создание чудовищ» (Палпатин упоминает об этом на 160-ой странице). Все три тома составили так называемое «Описание Тёмной стороны» (упоминание имеется на 10-ой странице), в котором и вовсе предполагалось сформировать около ста томов, но битва при Эндоре поставила на планах Палпатина жирную точку, несмотря на его переселение в клона. В общем, получается, что за время своего правления Палпатин создал два крупных справочника ситхов – «Книгу» и «Руководство», в первый из которых включил манифест «Абсолютная власть», а во второй – более продвинутые варианты фрагментов «Власти». Если ещё короче, то вся шестая глава – это такая большая отсылка к энциклопедии «Dark Empire Sourcebook», написанной Майклом Алленом Хорне в 1993-ем году.
  • Как становится понятно, в основу «Управления жизнью» вошли труды Син и Плэгаса, но для расширенной версии, ставшей «Созданием чудовищ», Палпатин задействовал и знания из голокрона Наги Садоу. Из некоторых созданий можно выделить дроидов-теней, что были построены по технологиям сси-руук, имперских стражников (не Алую гвардию и не стражников-теней, для этих задействовалось подавление разума), чья воля благодаря алхимическим опытам принадлежала Палпатину ещё с рождения, и монстры-хризалиды – мутировавшие ранкоры, гундарки, катарны и ворнскры. Все три ситхских порождения впервые появились в комиксе «Тёмная Империя», где и происходит вышеупомянутое возрождение Палпатина. Но своим главным шедевром, пусть и не алхимическим, император считает Дарта Вейдера.
  • Очень интересно читать комментарии Палпатина на свой же манифест, которые он внёс после поражения Империи в битве при Явине. Часть планов императора сбылась, часть – ещё доводится до совершенства, а часть разрушена из-за проклятых повстанцев и некомпетентных помощников. Однако Правило одного пока ещё действует.
  • Три шага, описанные Палпатином для сокрушения стойкого противника и превращения его в раба – это, естественно, относится к третьему эпизоду и совращению Энакина Скайуокера.
  • Сидиус упоминает о необходимости время от времени надевать маски, даже несколько. В романе «Дарт Плэгас» он именно несколько и надевал – для одних являлся неподкупным сенатором Набу, для других – предводителем заговорщиков, стремившимся к канцлерскому креслу, а для третьих – таинственной влиятельной фигурой, которая назвала себя повелителем ситхов. Наконец, под конец выборов канцлера Сидиусу удалось в глазах наставника создать образ прилежного ученика, которого целиком устраивало положение второго лица в Ордене ситхов. И в первые годы правления в качестве императора Палпатин дал понять обеспокоенным сенаторам, что вовсе не желает устраивать расовую дискриминацию или расформировывать Сенат. Но все мы знаем, как он сдержал впоследствии королевское слово, можно сказать, слова-то никакого и не было, всё произошло «по несчастливому стечению обстоятельств».

Видимо, после последних своих комментариев Палпатин поместил «Книгу» в личное хранилище артефактов горы Тантисс на планете Вейланд, куда поставил в качестве охраны безумного джедая-клона Джорууса К’баота. С тех пор случилось множество событий: планету посетил Траун, Калриссиан и Чубакка разрушили хранилище, побывал там и Корран Хорн в надежде выяснить что-нибудь о последователях Рагноса. Разведка Новой Республики тщательно обследовала уничтоженное укрепление, чтобы найти сохранившиеся артефакты, которые помогли бы в борьбе против оставшихся имперских диктаторов. Однако повезло лидеру джедаев Люку Скайуокеру, который лично спустился на Вейланд и обнаружил «Книгу ситхов» в ранее неоткрытой секретной палате. Произошло это в 24 ДБЯ, то есть за год до вторжения йуужань-вонгов.

Люк пронумеровал страницы по рекомендации Новой Республики, желавшей изучить «Книгу», а передать материал согласился по просьбе своих друзей Веджа и Йеллы Антиллесов. Судьба «Книги» неизвестна. Возможно, она была уничтожена в ходе захвата вонгами Корусанта, а, может, сохранилась, перешла в архив Галактического Альянса, а затем была изучена Дартом Кейдусом. Этого мы уже никогда не узнаем.


Кульминация

Обзор подходит к своему логическому концу, и хочется отметить, насколько достойно Уоллес использовал отсылки к Расширенной Вселенной и, что наиболее интересно, провёл тонкие нити, связывающие также сами главы. К примеру... Ориентирующиеся по магнитным полям девликки, упомянутые Син, обитают на планете Орд-Радама, которую теряет и вновь захватывает Малгус. Во времена «Войн клонов» Дуку переместил нарисованный Малгусом «Жнец» на планету Туле, которую Син включила в список ситхских владений. Но куда значительнее являются сходства между главами, касающиеся как философии авторов, так и конкретных описательных моментов. Выглядит это примерно так:




Наконец, все авторы использовали не алфавит ауребеш, а высший галактический алфавит, который в действительности является копией американского английского и впервые появился ещё в «Новой надежде» в виде случайных английских символов на панели приборов корабля.

P. S. Инициатора, куратора, переводчика и верстальщика «Книги ситхов», он же , зовут Степан Литвинков. В реальной жизни имеет техническое образование сварщика (!), живёт с женой и двумя детьми в украинском городе Кривой Рог. Между делом занимается иностранными языками и художеством. Причиной, по которой Степан занялся переводом «Книги», стали его дети (!!), которых заботливый отец "подсадил" на «Звёздные войны». Из остальных принявших участие над творением Уоллеса можно выделить Sitenight, также художника и украинца, Влада Ли, ответившего на призыв Степана о помощи в вк-группе Star Wars, и одного из фанатов TOR, который пожелал остаться анонимным. Комментарии почти всех участников перевода можно прочесть на последней странице «Книги».




Автор статьи: Хант. В очередной раз спасибо всем переводчикам ЗВ, вы такие классные, я вас так люблю, и рад хоть немножко примазаться к чужой славе, поскольку после «Книги» в полной мере осознал всю тяжесть ответственности фэн-переводяг.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
 
Новая тема
Ответов
сообщение 2.7.2014, 0:00
Сообщение #2





Группа: Участники
Сообщений: 1881
Регистрация: 26.5.2010
Пользователь №: 17784

Предупреждения:
(0%) -----


Цитата
не помню чтоб это было в игре. Откуда это взято...
Об этом упоминает мельком Люк в одной из катсцен.


--------------------
"Пожалуйста, верните снова клонов!
Они умеют драться и стрелять!
А этих косоруких покемонов
Сортиры надо чистить отправлять…" - Shifer dark (С)
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

Сообщений в этой теме


ОтветитьНовая тема
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 12.12.2024, 19:34

Яндекс.Метрика