X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )

> Рецензия на Lords of the Sith Пола Кэмпа, Один долгий день из жизни Дарта Вейдера
сообщение 10.10.2015, 18:48
Сообщение #1


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9




Один долгий день из жизни Дарта Вейдера

Рецензия на Lords of the Sith Пола С. Кэмпа


Автор: Пол С. Кэмп
Художники: Аарон МакБрайд
Издательство: Del Rey
Дата выхода: 28 апреля 2015
Время действия: 14 ДБЯ

Автор рецензии:

Уж сколько было их – книг, рассказов, комиксов, вебстрипов, видеоигр и бог знает каких еще медиа-форматов, посвященных самому известному злодею всея «Звездных войн» Дарту Вейдеру. Разумеется, на новом витке существования ЗВ-Канона он тоже сразу стал одной из главных звезд: темный лорд получил именную серию комиксов от Marvel, а затем с блеском выступил в сериале Rebels, по ходу эпизода едва не перебив всех положительных героев. И неслучайно роман Lords of the Sith, в котором Вейдер является одним из основных персонажей, был представлен еще в самом первом анонсе «пост-легендарных» произведений.

Тем более неслучайно, что его автором выступил Пол С. Кэмп, за которым давно закрепилась репутация писателя, не стесняющегося морально-неоднозначных злодеев (или все-таки антигероев?) и бескомпромиссно жестких сцен – как помнится, именно он в свое время придумал сцену, в которой захватившие Корускант ситы забавлялись, играя в футбол отсеченными головами поверженных джедаев. Del Rey, конечно, столь рискованный эпизод забраковали, но автора взяли на карандаш. И вот Кэмп, размявшись на темных лордах времен Старой Республики в Deceived и Crosscurrent, теперь взялся за самого Дарта Вейдера.

Впрочем, в своем подходе писатель сохранил верность предшественникам. Фактически Lords of the Sith является наследником эстетики и идей, заложенных в серии комиксов Darth Vader and the Lost Command / Ghost Prison / Ninth Assassin / Cry of Shadows. Истории эти, как известно, были независимы друг от друга и стилистически то и дело совершали резкие скачки, отражая те или иные стороны темного лорда: неудержимый гнев юноши, потерявшего все, что он любил, циничный расчет главнокомандующего вооруженных сил Империи, мистическую ауру Избранного и зловещую репутацию непобедимого воина. Точно так же и новый роман по своей структуре неоднороден. События показаны с точки зрения самых разных персонажей (в том числе, и самого младшего ситха), и условно книгу можно разделить на две приблизительно равные части. В первой половине Дарт Вейдер представлен в контексте имперской военной машины: вместе со своим учителем он прибывает на Рилот, чтобы затушить искорки зарождающегося сопротивления – но неожиданно сам попадает в пекло крупномасштабного террористического акта. Впоследствии угроза выходит из-под контроля, и два темных лорда в сопровождении небольшого эскорта гвардейцев оказываются в глуши опасных и непредсказуемых рилотских лесов. Ночь темна, поддержки ждать неоткуда, местная хищная живность явно проявляет к ним повышенный интерес, а маленькая, но целеустремленная группа повстанцев неутомимо идет по следу. Стало быть, Lords of the Sith – это одновременно и эрзац-политический триллер про покушение на верхушку Империи, и мрачный survival horror.

Некоторые уже на данном этапе могут поинтересоваться: ну и какой смысл все это читать? Ведь Оригинальную Трилогию уже все видели, и нет никакой интриги в том, удастся ли Вейдеру и Палпатину остаться в живых к финалу книги. Конец, как говорится, немного предсказуем. Спору нет, в таких вопросах есть свое зерно, но все же они принципиально неправильны. Саспенс в Lords of the Sith (как, в общем-то, и в вышеупомянутых комиксах) строится не на ожидании того, что случится в конце, а на том, как именно герои до этого конца доберутся. Какой выход они найдут из, казалось бы, безвыходной ситуации? Как им удастся преодолеть все более сложные препятствия? Какие переживания пробудит в них это противостояние, и с какой стороны они в нем раскроются?

Пол Кэмп – как раз из числа тех авторов, для кого процесс важнее результата. Событий в романе не так уж и много, основное действие разворачивается в пределах одного дня, центральных персонажей можно пересчитать по пальцам. Писатель сосредотачивается на деталях, нередко заставляет своих героев выжидать и наблюдать, нежели действовать, и в целом поддерживает довольно неторопливый темп повествования. Это наверняка не всем придется по душе, особенно во второй половине, где второстепенные сюжетные линии практически перестают развиваться. Впрочем, на всем протяжении Lords of the Sith Кэмп то и дело встряхивает читателя, неожиданно подбрасывая ему какую-нибудь жесткую, выразительную сцену. Например, в самом начале книги Вейдер безо всякой пощады зачищает повстанческий транспорт, но сам этот эпизод подан удаленно, с точки зрения экипажа другого транспорта, которые могут только «наблюдать» за резней через открытый канал звуковой связи. Испуганные голоса, стрельба, непонятное жужжание, отчаянные крики и, наконец, жуткое ровное дыхание, доносящееся все громче с того конца эфира. Яркий, запоминающийся момент, который в то же время эффектно работает на создание образа темного лорда.

Lords of the Sith вообще довольно убедительно и полнокровно показывает классических злодеев «Звездных войн». Нельзя сказать, что Пол Кэмп добавляет какие-то новые краски к уже сложившемуся впечатлению о них, но и в примитивности взгляда его не упрекнуть. Разумеется, наиболее заметная роль отделена самому Дарту Вейдеру. Сюжет позволяет младшему ситу проявить себя сразу в нескольких ипостасях: он и виртуозный пилот, и непобедимый воин, и неглупый тактик, и беспощадный тиран, и верный ученик, и неудержимая сила природы, и зловещая бронированная машина, и человек, в сердце которого еще не до конца угасли воспоминания о былых потерях. Но в первую очередь роман заявляет Вейдера как легенду – почти сверхъестественное воплощение Нового Порядка, чьи деяния кажутся невероятными, а возможности выходят за пределы воображения. Автор ненавязчиво, но отчетливо дает понять, что рядовые жители Галактики воспринимают эту грозную черную фигуру, скрывающую лицо за маской, как совершенно непостижимый феномен, загадочный и потому особенно страшный. В каком-то смысле через этот мотив Кэмпу удается отсечь весь тот контекст трагического героя, что Джордж Лукас нарабатывал со времен Пятого Эпизода, и вернуть образ Вейдера к самым его истокам – к тому моменту, когда таинственный злодей впервые вышел из дыма на борт «Тантива IV».


На этом фоне особенно любопытно выглядит Император. Его точка зрения всегда остается за кадром книги, он – энигма, истинную силу и потенциал которой знают лишь немногие, а уж то, о чем он думает и чем руководствуется, и вовсе неизвестно никому. Один из бунтовщиков замечает: «Он же просто старик, ему от нас далеко не уйти», и такая реакция весьма показательна. По ходу сюжета Палпатин тщательно маскирует свое могущество, убивает лишних свидетелей и скрывается за фигурой Вейдера – как буквально, так и в символическом смысле. Свое настоящее лицо старший сит проявляет лишь однажды, во время особенно зрелищной и жестокой боевой сцены, которая живо вызывает в памяти его дуэль с Йодой в кульминации Третьего Эпизода. Неожиданное и приятное напоминание о том, что Император способен не только сидеть на троне, старательно изображая злого гения. Кэмп, впрочем, не отказывает ему в гениальности и, конечно же, в самом конце Палпатин торжествующе сообщает всем уцелевшим героям, что произошедшие события от начала до конца были частью его плана – но, похоже, даже сам автор не до конца уверен в его всеведении и всемогуществе. Что, если подумать, только подчеркивает, насколько для Императора важна его мистическая репутация, за которой лишь немногие разглядят безграничную самоуверенность.

Но не одними персонажами из фильмов живет Lords of the Sith - убедительный контекст для Вейдера и Палпатина задают оригинальные герои самого Кэмпа, каждый из которых по-своему примечателен. Тви'лечка Исвал, одна из ключевых участниц сопротивления Рилота, резко выходит за привычные каноны образа «героического повстанца»: в частности, она имеет обыкновение хладнокровно, из мести за свое прошлое рабыни, выслеживать и убивать имперских офицеров, рискнувших провести вечер в компании местных жриц любви - к слову, на материале этой сюжетной линии автор отрабатывает совершенно новый взгляд на Рилот, где порок и нищета идут рука об руку. Не менее колоритен и самодовольный лейтенант-коррупционер, который осмелился предать Империю ради карьерных перспектив, но чем дальше, тем глубже увязает в собственных сетях. Ну и, конечно, особое внимание привлекает к себе мофф Делиан Морс, которая приобрела (дурную?) славу еще до официального релиза книги по той причине, что она стала первым - но, к счастью, не последним! - представителем ЛГБТ-сообщества в новом Каноне. На этом аспекте ее личности писатель не ставит акцента, но и не делает из него секрета, умело используя его драматический потенциал. Куда больше в Морс, офицере высокого ранга и явно немалых способностей, удивляет ее халатность и распущенность – подчиненные поначалу вообще сравнивают с ее хаттом, и небезосновательно. Но по мере обострения кризиса выясняется, что мофф еще на многое способна, чтобы спасти жизни своим людям и отстоять вверенную ей планету. Ее образ многогранен и по-хорошему реалистичен, и реалистичность эта проецируется на всю Империю в целом.

Конечно, от привычной для «Звездных войн» парадигмы добра и зла Lords of the Sith окончательно не отказывается, но все же роман довольно уверенно исследует пограничные территории между этими понятиями. Во многих сценах персонажи-имперцы действительно всего лишь пытаются сохранить порядок и стабильность в обстановке террористической угрозы. В то же время сопротивление открыто радуется, подсчитывая потери врага, безо всяких раздумий наносит первый удар и в целом применяет далеко не самые гуманные методы. Неслучайно одним из рефренов книги являются размышления лидера повстанцев – в этой роли выступил Чам Синдулла, старый знакомый по The Clone Wars и отец пилота Геры из Rebels – может ли он называть свою группу «борцами за свободу» или же более уместным было бы определение «террористическая ячейка». К такой моральной амбивалентности в эпоху Приквелов фанаты уже привыкли, но тем интереснее наблюдать, как она постепенно переходит и на территорию Оригинальной Трилогии. Есть все основания надеяться, что в будущих произведениях этот тренд будет развиваться и дальше, все больше усложняя и углубляя знакомую, казалось бы, вселенную.

По правде говоря, история Lords of the Sith весьма уместно смотрелась бы в рамках того полумифического сериала о Темных Временах, разработкой которого Lucasfilm когда-то занимался и, хочется верить, продолжает заниматься до сих пор. Тем более, что формат этого романа, с его немногочисленными персонажами и жесткими ограничениями во времени и месте действия, действительно напоминает не столько полнометражный фильм, сколько спецэпизод ТВ-проекта – это, видимо, является одной из фирменных особенностей ЗВ-произведений Пола Кэмпа. Не стоит приниматься за его книги, надеясь увидеть эпическое приключение в духе Тимоти Зана, полное «звездных» персонажей, охватывающее всю Галактику и бесповоротно меняющее ее историю. Миссия на Рилот – лишь одна из промежуточных, второстепенных страниц в истории Империи, и в самом конце автор это открытым текстом признает. Но каждая такая страница, каждый день из вроде бы незначительных повседневных будней, ложится в основу чего-то большего. Легенды темных лордов. Легенды Дарта Вейдера. Легенды самих «Звездных войн».


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
 
Новая тема
Ответов
сообщение 10.10.2015, 20:30
Сообщение #2


Пользователь забанен


Группа: Наказанные
Сообщений: 561
Регистрация: 27.10.2012
Пользователь №: 20523

Предупреждения:
(100%) XXXXX


Спасибо за проделанную работу, Ilan!

Во всяком случае, теперь, после прочтения твоей рецензии, я почему-то уверен: это смело можно не читать :)

Дело даже не в этой лесбиянке, мне это "фиолетово"... - главное, ясно, что это очередное "произведение на тему Звездных Войн, ради самого произведения на тему Звёздных Войн". Как и многое другое что уже сделано и планируется делать дальше в рамках попыток сформировать "новый канон".
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата
сообщение 10.10.2015, 20:39
Сообщение #3


Trust the Force
Иконка группы

Группа: Jedi Council
Сообщений: 14851
Регистрация: 14.7.2006
Пользователь №: 3009
Награды: 9



Цитата(Aurum @ 10.10.2015, 19:30) *
Спасибо за проделанную работу, Ilan!

[...] главное, ясно, что это очередное "произведение на тему Звездных Войн, ради самого произведения на тему Звёздных Войн".

Спасибо, что прочел smile.gif

Правда, я не совсем понимаю, ради чего же еще бывают произведения на тему "Звездных войн", как не ради самих "Звездных войн". Ради мира на земле?


--------------------
"Невинный блаженец" © D.G.

Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body.
Наверх
 
Цитировать выделенное +Цитата

Сообщений в этой теме


ОтветитьНовая тема
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 




RSS Текстовая версия Сейчас: 27.11.2024, 13:49

Яндекс.Метрика