Нет, я не буду говорить об РВ, то есть ни слова не скажу о
"монстре" Бене Рене, о
Рей-сталкерше с неизвестным прошлым, об
использующем энергию звезды супероружии, о
перешедшем на ТСС ученике Люка и так далее. Точно также нет смысла что-то вопить про излишнее копирование Оригинальной трилогии - оно было с самого начала объективно предсказуемо и воплощено в фильме настолько естественным образом, что вроде бы даже не мешает самому просмотру. Ожидаемо, традиционно, практически НЕ паразитирование на франшизе, как, скажем, у пятого Терминатора. И хорошо. И плевать.
Проблемы у фильма принципиально другие, совершенно иного характера.
С самого начала стало понятно: на ожиданиях фанатов и около-фанатов разыграют настолько крупную партию, что получат-таки ожидаемые полные залы. Сомневаться в этом не приходилось ни на минуту. Грамотно подкидывая кость там, где надо, соскучившимся по ЗВ потенциальным зрителям, Мыши преследовали такую цель, чтобы все, абсолютно все вокруг, говорили о новых Звёздных войнах. Будь то намеренно обезьяньи ракурсы Финна, вызывавшие расистские срачи, или большое количество женских персонажей (отличная почва для шовинизма), или идиотский, но красивый меч Рена, или очередная порция слухов, или намеренно малоинформативные трейлеры, или отсутствие Хэмилла там, где он вроде бы должен был быть... своей цели они добились. Конечная цель - загнать в театры максимальное количество зрителей, есс-но, также была достигнута с лихвой. Даже в моём Мухосранске первые двое суток, включая ночные сеансы, залы переполнялись битком. Ставка на ожидания была оправдана. Мыши умеют в маркетинг. Могут ли в ЗВ?
После фильма осталось ощущение, что большинство моментов по сюжету несут в себе такую нагрузку, которая окажется полезной затем, в будущих фильмах и спин-оффах. Фансервис, задействованный в 7 эпизоде на полную катушку, работает так, чтобы при просмотре тех или иных моментов зритель задаётся теоретически интересными для него вопросами. Кто такой Сноук? Кто эта йодоподобная глазастая малявка с очками и откуда у неё меч Энакина? Откуда на Джакку следы битвы (для тех, кто не играл в Баттелфронт)? Что все эти годы делал Люк? Почему Финн умеет обращаться со светомечом, может, он тоже форсюзер (пример того, как заготовленная ещё до фильма почва даёт плоды при просмотре самого фильма)? Чья дочка Рей (а то, что она - чья-то Дочка - очевидно любому)? Ещё немного - и можно бы смело утверждать, что Пробуждение Силы тупо обрезали - слишком быстрое развитие событий, слишком динамично всё происходит, слишком много вопросов. И вот, согласно плану новых владельцев франшизы, ответы на большинство этих вопросов дадут уже будущие фильмы. Ни один из шести эпизодов ОТ и НТ так бессовестно не играл на интригах и не оставлял такого ощущения недосказанности. Говорят, Абрамс талантливо представляет персонажей, но при этом херовски делает саму историю. Что ж, на примере данного фильма можно в этом убедиться. Ключевой момент - то, что именно персонажи творят историю. Так вот Абрамс больше сконцентрировался именно на персонажах, но не на истории. На личном конфликте, который тоже вызывает вопросы, больше смешанные с недоумением.
Один из них - ЗАЧЕМ завалили Хана, если Кайло в итоге не завершил трансформацию, а, наоборот, стал ещё б
ольшим неудачником? Ну вот зачем? Я понимаю, что Хан был самым охуенным из тройки, и его попросту убрали из уравнения, дав дорогу молодым. Я понимаю, что как РВшник слишком привык к такому явлению, что настоящий ситх должен лично убить кого-то, кто ему дорог, чтобы пройти точку невозврата и обрести истинное могущество. Но зачем? Хорошо, пусть образ Кайло намеренно сделан таким, и пусть его специально сливали на протяжении всего фильма... с какой-то целью, которая опять же оправдает себя в будущих эпизодах. Либо чтобы некоторой аудитории зрителей было с кем себя ассоциировать. Хз. Но ПОЧЕМУ Я НЕ ОЩУТИЛ ПОСЛЕДСТВИЙ ГИБЕЛИ ХАНА В ФИЛЬМЕ, ЕСЛИ У МЕНЯ САМОГО, СУКА, ЁКНУЛО СЕРДЦЕ И ЗАМЕРЛО АЖ НА НЕСКОЛЬКО МИНУТ? Где настоящие эмоции родных и близких Хана? Где хотя бы Чубакка, расхуячивающий голыми руками штурмовиков? Почему вместе со мной не сопереживала вся галактика? А вообще - где галактика-то, ребят? Позорные подситки уничтожили несколько ключевых планет Новой Республики - где последствия? Новый Орден решил дать о себе знать - так почему же образ государства не укрепился как следует в самом в фильме, не выбился из рамок недобитых имперцев под властью ситхов? "Вся галактика надеется на нас" - где галактика, где масштабность? Если уж вы копируете некоторую локальность событий из "Новой надежды" - так, может, тогда и не нужны были столь мощные разящие удары, от которых возмущение в Силе по логике должно стать гораздо более мощным, чем у уничтожения Альдераана? Почему авторы так стесняются показать историю и масштаб там, где они вообще-то нужнее, нежели повторяющиеся мысли конкретных персонажей?
Окей. Дистанцируемся от навязчивых вопросов, задаваемых самим "Пробуждением", и от нелепых сюжетных поворотов. Больше всего я боялся, что в 7 эпизод засунут тот самый смищщной юморок, которым так славятся нынешние Марвел-экранизации и вообще комедии в целом. Функция такого юморка в том, чтобы выдавливать из зрителя смех. Короткие паузы перед смешными моментами и сразу резкий переход на другую сцену, акцент на забавности ситуации, нежели на самой ситуации, искромётно-непринуждённые реплики, сценка, в которой одновременно говорят сразу двое или трое, перебивая при этом друг друга... Ну чтобы было понятнее, навскидку, пример: Рей пытается закрыть люки, но вместо этого открывает зверушек Хана. "Я ошиблась". И зритель ржёт, но помогает ему осознать весь юмор не сама ситуация, а именно реплика Рей - даже не она сама, а голая реплика - и звуковое сопровождение. Не зря, в общем, боялся. Такое впечатление, что кто-то пришёл на уже готовый сценарий и переделал некоторые реплики, а то и целые сценки, чтобы напичкать таким говно-юмором добрую половину фильма - первую половину, преимущественно, как можно дальше от финальной битвы и от эпичной самой по себе смерти Хана. Сразу видно руку диснеевских маркетологов, прекрасно осознающих тот факт, что современному обыдленному зрителю очень хочется, чтобы из него выдавили смех. Вот только осознают ли Мыши, что тем самым они напрочь угробили атмосферу ЗВ, не говоря уже об атмосфере ОТ, ведь ни в одном из эпизодов и в помине не было такого юморка? И что если Ц-3ПО каждый фильм генерировал лулзы, то это потому что он сам по себе зацикленный на этикете и статистике дроид, а вовсе не потому что зрителю требовалась разрядка в виде принудительного смеха? А если Хан и выдавал что-то умопомрачительно уникальное, то это принадлежало ему одному, а никак не объединяло нескольких персонажей под одним видом вышеописанного юморка? Что ж, у Диснея свой подход. Вот только благодаря такому подходу фильм часть похож на "Стражей галактики", а не на "Новую надежду". Жаль, очень жаль.
Я тоже ошибся в одном. Нет никаких отсылок к Новой трилогии. Либо это действительно часть рекламной кампании, в рамках которой искусственно, но негласно занижается ценность НТ, либо были какие-то определённые договорённости между Лукасом и Диснеем при продаже франшизы, о которых мы не знаем. Весьма смелый шаг, надо сказать, - полностью проигнорировать половину саги, ни хрена себе. Но пока всё, что делали Мыши, приходилось на пользу всеобщему хайпу по ЗВ. Может, они специально не стали учитывать эпизоды 1-2-3, чтобы часть фанатов начала задаваться вопросом - какова дальнейшая судьба НТ? Как выше уже говорилось, до премьеры активно использовались рычаги воздействия на самые разные группки потенциальных зрителей. Фильм ставит ту же цель. До выхода говорили о ЗВ, сейчас говорят о ЗВ, и будут говорить в том же градусе ещё ближайшие месяц-два. Смешались в кучу вбросы, срачи. Всё это - на руку Диснею. Но творческого чуда не произошло. "Пробуждение Силы" даже не стесняется в том, что он - больше коммерческий продукт, нежели эпизод по тем самым "Звёздным войнам", такой же полновесный, способный существовать в отрыве от остальных и несущий в себе нечто принципиально новое для франшизы. В то же время 7 эпизод - начало новой эпохи. Абрамс выполнил свою задачу и вдохнул новую жизнь во франшизу, а "Пробуждение Силы" стало фундаментом огромного высотного здания - того самого, про которого уже не раз говорили, что выстроен на руинах РВ. Мне это здание теперь окончательно стало напоминать торговый центр. Да, красивый. Да, респектабельный. Да, полно всего. Но... не то. Уже не то.
Есть мнение, что фильм в какой-то мере сыграл и на ожиданиях зрителей. Все видели гориллью челюсть Финна в трейлерах, и кто-то успел возненавидеть негритоса до самого фильма, но в итоге внешне Финн оказался не так уж плох в целом (как я когда-то и
предсказал), куда больше идиотизма вызывает ситуация, при которой персонаж сначала говорит, что "убивать - не для него", а потом с радостью мочит своих же бывших товарищей с филигранно-убийственной точностью. Все знали, что кто-то точно умрёт, и оттого смерть Хана - по всеобщему мнению, самого охуенного персонажа ОТ - стала втройне мощной (я был среди таких). Все видели, насколько пластиково выглядят новые ДИ-истребители (СИДки - а неплохо звучит), но когда показали бой с участием двух персонажей в кабине истребителя, впечатления по поводу самого кораблика вылились в исключительно положительные. Выходит, надо было читать все эти слухи, смотреть все эти постеры, видосы и первые зарубежные рецензии, чтобы давать Диснею зомбировать свой мозг ещё на стадии ознакомления. Нечестно. Я один из тех немногих, кто плевать хотел на необходимость малых и вообще хоть каких-нибудь спойлеров о выходящем продукте, и намеренно дистанцировался от любых, вообще любых впечатлений, даже и собственное сформировать не успел: не на чём. Хотелось посмотреть фильм с самым минимумом информации о нём, лучше даже с отсутствием, но тизер и тизер-трейлер таки глянул всё же, ок. Выходит, фильм снимали с учётом того, что к моменту выхода сознание большинства потенциальных зрителей будет настроено на просмотр именно так, как нужно Мышам, чтобы реагировать на те или иные моменты соответствующим образом. А, возможно, всё ещё проще - Мыши подняли настолько масштабный ажиотаж вокруг 7 эпизода, что отсутствие пресловутого масштаба в самом фильме испортило впечатление мне лично.
Итоги. Почему я всё время употребляю "маркетологов"? Потому что вот есть творец, который что-то созидает, ДАЁТ, причём, даёт что-то совершенно новое. А есть маркетолог, который хоть и тоже умеет давать, но делает это, наоборот, с целью что-то затем ВЗЯТЬ, получить отдачу. Лукас, при всех его недостатках, был творцом. "Пробуждение Силы" делали маркетологи. Какие уж тут чудеса. Как следствие:
- Мыши не сумели в атмосферу ЗВ, пусть и определённая душевность в фильме присутствует.
- То, что гибрид "Новой надежды" и "Стражей галактики" при некотором копировании РВ называют "теми самыми ЗВ", - говорит о многом.
- Новый канон предлагает нам отсутствие джедаев (Люк кого-то там обучал, где они все, неужто Кайло порешил?), отсутствие развития в галактике (банально - НИ ОДНОГО нового технического устройства, всё переделанное старое), отсутствие развития Хана Соло как персонажа (всё тот же контрабандист, который "со времён ЗС не сделал ничего полезного"!) и... отсутствие смысла в истории Энакина Скайуокера, поскольку она попросту куда-то улетучивается на фоне всего, что преподносит "Пробуждение".
- Фильм не несёт в себе никакой самостоятельности, а всё, что авторы посчитали нужным добавить в качестве чего-то нового и способного отличить "Пробуждение" от других фильмов саги, являет собой сплошную нелепицу и несуразицу.
- О плюсах и говорить попросту не хочется. Ну персонажи действительно неплохи, ну космические бои шикарны. Ну Финн внезапно порадовал, с мечом в руках и разговорами про Силу он чутка даже умиление вызывает. Ну сталкерская деятельность Рей неплохо показана. Ну меч Энакина вызывает ностальгию. Ну пару треков Уильямса запоминаются.
Не говно, но разочарован. Пукан не бомбит, ненависти не испытываю, но и положительных эмоций недостаточно, чтобы однозначно заявлять, будто фильм вот прям понравился. Второй раз не пойду, денег жалко. Ну а так вообще потихоньку пора прощаться с ЗВ, поскольку к ЦА седьмого эпизода и нового канона я, как выяснилось, точно не принадлежу, и, в общем-то, так даже лучше.