Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
16.12.2015, 12:39
Сообщение
#1
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
"Пробуждение Силы" - как вам это понравилось? Музыкальный номер от Джимми Фэллона для хорошего настроения Уже через несколько часов кинотеатры распахнут свои двери для первых зрителей "Пробуждения Силы" - долгожданного седьмого эпизода "Звездных войн"! И эта тема специально создана для того, чтобы по завершении просмотра им (то есть, нам всем) было, где поделиться радостью, излить желчь, разобрать сюжетные повороты и режиссерские задумки, да и просто окунуться во взаимное обсуждение нового фильма. Ну и да, все спойлеры - по крайней мере, первое время - убедительная просьба прятать под соответствующий тэг. Впрочем, тем, кто фильма еще не видел, мы все равно рекомендуем пока что в эту тему не заглядывать. А то вдруг наработаете себе нереалистичные ожидания или, наоборот, настолько разочаруетесь, что откажетесь от просмотра? А путь к трем миллиардам неблизкий! Ну и по традиции: да пребудет с нами Сила! Что думают некоторые форумчане |
|
|
5.1.2017, 17:23
Сообщение
#2
|
|
Outmian Группа: Участники Сообщений: 765 Регистрация: 8.1.2014 Пользователь №: 23966 Предупреждения: (0%) |
Странное дело: постмодернизм мне лично никогда не казался пессимистичным. Наоборот, он подразумевает закрепление и (пере)осмысление накопленного культурного опыта, раскрытие его под новыми углами и в новом контексте. Чествование того, что было до тебя, что на тебя повлияло и что ты любишь всей душой. Идеальное мировоззрение для гик-культуры, если подумать. Личное впечатление − это святое, никогда на него не покушаюсь. И всё-таки. Закрепление, переосмысление, чествование, взгляд под иным углом − это было всегда, на том искусство и стоит, но дело в том, что п. делает это иначе − вместо создания чего-то нового на основе старого он провозглашает, что мы дошли до такого состояния, когда новое создать невозможно, можно только пересоздать то, что уже есть, − и это ощущается как тупик, в который культура в итоге уткнулась. Вот есть змея, она ползёт себе в каком-то направлении, а потом вдруг видит, что ползти больше некуда, и начинает поедать собственный хвост − и, может быть, катится куда-то таким вот калачиком, но пока что невозможно сказать, куда она в итоге прикатится и прикатится ли вообще. С этой т.з. (да и не только с этой, увы) мы живём в очень неприятное время: п. как передовое направление в культуре уже в прошлом, постмодернистское мышление в массовом сознании (и масскультуре, соответственно) живёт и здравствует, а пост-постмодернизм никак не появится. Когда застой затягивается, − это всегда тревожно; и абрамсовское кино оказывается продуктом этого застоя, вставая в один со всеми остальными любителями пересобирать знаковые порождения культуры прошлого и, что важно, ещё и потрясать этим, как знаменем. Ну и собирать на этом миллионы заодно, куда без этого. Не вижу тут ничего оптимистичного, если честно. Правда, есть забавный момент: говорят, п. в чистом виде − таким, каким его декларируют − не существует (в искусстве), это просто набор приёмов, а на деле целое почти всегда оказывается чем-то большим, чем сумма его частей; в нём есть и смысл, и центр (которые п. отвергает). Если считать TFA порождением постмодернистского мышления / мироощущения / мировоззрения, который использует простейшие постмодернистские приёмы (как же мне надоело повторять это слово), то это наблюдение можно и к нему применить. Часть зрителей видит в нём что-то новое − кто-то больше, кто-то меньше, по мне − это зачатки нового, но есть надежда, что его продолжение сможет пойти дальше и порвать наконец на куски эту зависимость от постмодернистской парадигмы. Вперёд, к пост-постмодернизму. :) Сейчас уже доподлинно доказано, что оригинальные "Звездные войны" точно так же склеены из десятилетий кинокультуры, на которой рос Лукас - из Куросавы и Форда, из Флэша Гордона и военных фильмов 40-х годов, из Липсетта и Кубрика, из Хольста и Стравинского. Лукас брал их наработки, пытался вычленить то, что ему в них нравится больше всего, а потом пересобирал в своем фильме. Так что постмодернизм находится в самом исходном коде ЗВ. Этого совершенно не нужно стесняться. Да-да-да. Правда, мои познания не идут дальше Куросавы, Флэша Гордона, бульварной фантастики и задним числом приплетённого Кэмпбелла, но верю на слово. :) Не могу, правда, не усомниться: а постмодернизм ли это? Цитатность и заимствования − старые, как мир, приёмы; постмодернистскими они становятся, когда поддерживаются соответствующим мировоззрением. А его я у Лукаса не вижу. Ровно такая же ситуация была и в 1977 году. А тут − нет. Лукас тогда пересобрал элементы из разных источников и в конце концов получил то самое целое, которое однозначно превосходит сумму элементов; а после этого ему ещё очень хорошо помогли в возведении своеобразной и оригинальной вселенной. У TFA один очевидный источник, от которого она отплясывает; более того − TFA и этот источник находятся в одном пространстве и на одной временной линии. Те же Стар треки (очень близкий пример, потому и вспоминаю их всё время), рассказывая старую историю заново, решили, по крайней мере, переползти в другую временную плоскость. И: Так что же в этом плохого? Только то, что ЗВ все мы знаем лучше, чем Флэша Гордона, и потому не можем разнести по кирпичикам эту совершенно неоригинальную и полную плагиата поделку под названием "Эпизод IV: Новая надежда"? Если убрать в сторону моё нежелание видеть в ЗВ постмодернистское эпигонство и всё, что оно за собой тащит, и сосредоточиться на вопросе, чем отличаются заимствования в ANH от заимствований в TFA, то вот что тут выходит. Дело в не в самом факте, а в том, каково это заимствование, и что происходит, когда оно сталкивается с сознанием зрителя. Не каждый в 77 году видел фильмы Куросавы, и, насколько я помню по "Тайной истории", фантастические сериальчики к тому времени тоже уже подзабылись. Эрудиты могли кипеть от того, сколько всего этот нахал Лукас утащил у других, но обычный зритель видел кино, которое казалось ему новым. Абсолютное большинство тех, кто отправились смотреть TFA, было знакомо с ANH − потому они, собственно, туда и отправились. И они не могли не заметить, Проблема, как я уже говорила, в том, что TFA и ANH находятся в одной пространственно-временной плоскости (а ANH и Куросава − нет). И это очень сильный удар по способности зрителя с головой вовлечься в то, что ему показывают, и влезть в шкуру Рей, вместе с которой он якобы открывает для себя старый новый мир. Фильм не даёт тебе забыть, что ты сидишь в кресле и, собственно, смотришь фильм; что сколько-то лет назад ты смотрел кино очень похожее, твой мозг ловит сходства − одно за другим, и у тебя очень мало шансов присоединиться к Рей в её квесте, потому что ты ни на миг не забываешь свою роль стороннего наблюдателя. Это очень сильно отличается от того практически чистого эскапизма, который предлагал Лукас во всех его эпизодах. Кто-нибудь сейчас мог бы сказать, что, скажем, TPM тоже намеренно использует опорные сюжетные точки и визуальные образы ANH, но многие ли это замечали во время первого просмотра? Я про себя совершенно точно помню, что не обратила на это тогда ни малейшего внимания. Вдобавок к этому, тот сюжет и те образы, которые предлагает TFA, кажутся довольно-таки неестественными с точки зрения in-universe: каков шанс того, что старая история повторится почти дословно, но в иных масштабах? Вернее, шанс-то есть всегда, и мы в нашем мире, бывает, получаем по лбу старыми граблями, но неужели кто-то действительно готов променять новую захватывающую историю в вымышленной вселенной, в которой можно выдумать что угодно, на старые грабли?.. А та настойчивость, с которой тебе напоминают об этой старой истории, раз за разом оставляет тебя out-of-universe, не давая вжиться в фантастический мир и, в конечном итоге, сродниться с ним − как это происходило в лукасовских эпизодах. Именно поэтому TFA кажется очень странной, искусственной, почти фантасмагоричной конструкцией (на мой взгляд, это сильно усугубляется ещё и тем, что сюжет почти целиком зависит от случайных неслучайностей − никуда не могу деться от этого впечатления, хотя знаю, что у многих его нет). По-моему, это очень ощутимая, почти несоразмерная плата за ту самую маркетинговую безопасность, о которой изначально и шла у нас речь. Сообщение отредактировал Finwen - 5.1.2017, 17:25 -------------------- "I personally prefer the term "differently rational" ©
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 27.11.2024, 11:46 |