Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
16.12.2015, 12:39
Сообщение
#1
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
"Пробуждение Силы" - как вам это понравилось? Музыкальный номер от Джимми Фэллона для хорошего настроения Уже через несколько часов кинотеатры распахнут свои двери для первых зрителей "Пробуждения Силы" - долгожданного седьмого эпизода "Звездных войн"! И эта тема специально создана для того, чтобы по завершении просмотра им (то есть, нам всем) было, где поделиться радостью, излить желчь, разобрать сюжетные повороты и режиссерские задумки, да и просто окунуться во взаимное обсуждение нового фильма. Ну и да, все спойлеры - по крайней мере, первое время - убедительная просьба прятать под соответствующий тэг. Впрочем, тем, кто фильма еще не видел, мы все равно рекомендуем пока что в эту тему не заглядывать. А то вдруг наработаете себе нереалистичные ожидания или, наоборот, настолько разочаруетесь, что откажетесь от просмотра? А путь к трем миллиардам неблизкий! Ну и по традиции: да пребудет с нами Сила! Что думают некоторые форумчане |
|
|
5.1.2017, 17:23
Сообщение
#2
|
|
Outmian Группа: Участники Сообщений: 765 Регистрация: 8.1.2014 Пользователь №: 23966 Предупреждения: (0%) |
Странное дело: постмодернизм мне лично никогда не казался пессимистичным. Наоборот, он подразумевает закрепление и (пере)осмысление накопленного культурного опыта, раскрытие его под новыми углами и в новом контексте. Чествование того, что было до тебя, что на тебя повлияло и что ты любишь всей душой. Идеальное мировоззрение для гик-культуры, если подумать. Личное впечатление − это святое, никогда на него не покушаюсь. И всё-таки. Закрепление, переосмысление, чествование, взгляд под иным углом − это было всегда, на том искусство и стоит, но дело в том, что п. делает это иначе − вместо создания чего-то нового на основе старого он провозглашает, что мы дошли до такого состояния, когда новое создать невозможно, можно только пересоздать то, что уже есть, − и это ощущается как тупик, в который культура в итоге уткнулась. Вот есть змея, она ползёт себе в каком-то направлении, а потом вдруг видит, что ползти больше некуда, и начинает поедать собственный хвост − и, может быть, катится куда-то таким вот калачиком, но пока что невозможно сказать, куда она в итоге прикатится и прикатится ли вообще. С этой т.з. (да и не только с этой, увы) мы живём в очень неприятное время: п. как передовое направление в культуре уже в прошлом, постмодернистское мышление в массовом сознании (и масскультуре, соответственно) живёт и здравствует, а пост-постмодернизм никак не появится. Когда застой затягивается, − это всегда тревожно; и абрамсовское кино оказывается продуктом этого застоя, вставая в один со всеми остальными любителями пересобирать знаковые порождения культуры прошлого и, что важно, ещё и потрясать этим, как знаменем. Ну и собирать на этом миллионы заодно, куда без этого. Не вижу тут ничего оптимистичного, если честно. Правда, есть забавный момент: говорят, п. в чистом виде − таким, каким его декларируют − не существует (в искусстве), это просто набор приёмов, а на деле целое почти всегда оказывается чем-то большим, чем сумма его частей; в нём есть и смысл, и центр (которые п. отвергает). Если считать TFA порождением постмодернистского мышления / мироощущения / мировоззрения, который использует простейшие постмодернистские приёмы (как же мне надоело повторять это слово), то это наблюдение можно и к нему применить. Часть зрителей видит в нём что-то новое − кто-то больше, кто-то меньше, по мне − это зачатки нового, но есть надежда, что его продолжение сможет пойти дальше и порвать наконец на куски эту зависимость от постмодернистской парадигмы. Вперёд, к пост-постмодернизму. :) Сейчас уже доподлинно доказано, что оригинальные "Звездные войны" точно так же склеены из десятилетий кинокультуры, на которой рос Лукас - из Куросавы и Форда, из Флэша Гордона и военных фильмов 40-х годов, из Липсетта и Кубрика, из Хольста и Стравинского. Лукас брал их наработки, пытался вычленить то, что ему в них нравится больше всего, а потом пересобирал в своем фильме. Так что постмодернизм находится в самом исходном коде ЗВ. Этого совершенно не нужно стесняться. Да-да-да. Правда, мои познания не идут дальше Куросавы, Флэша Гордона, бульварной фантастики и задним числом приплетённого Кэмпбелла, но верю на слово. :) Не могу, правда, не усомниться: а постмодернизм ли это? Цитатность и заимствования − старые, как мир, приёмы; постмодернистскими они становятся, когда поддерживаются соответствующим мировоззрением. А его я у Лукаса не вижу. Ровно такая же ситуация была и в 1977 году. А тут − нет. Лукас тогда пересобрал элементы из разных источников и в конце концов получил то самое целое, которое однозначно превосходит сумму элементов; а после этого ему ещё очень хорошо помогли в возведении своеобразной и оригинальной вселенной. У TFA один очевидный источник, от которого она отплясывает; более того − TFA и этот источник находятся в одном пространстве и на одной временной линии. Те же Стар треки (очень близкий пример, потому и вспоминаю их всё время), рассказывая старую историю заново, решили, по крайней мере, переползти в другую временную плоскость. И: Так что же в этом плохого? Только то, что ЗВ все мы знаем лучше, чем Флэша Гордона, и потому не можем разнести по кирпичикам эту совершенно неоригинальную и полную плагиата поделку под названием "Эпизод IV: Новая надежда"? Если убрать в сторону моё нежелание видеть в ЗВ постмодернистское эпигонство и всё, что оно за собой тащит, и сосредоточиться на вопросе, чем отличаются заимствования в ANH от заимствований в TFA, то вот что тут выходит. Дело в не в самом факте, а в том, каково это заимствование, и что происходит, когда оно сталкивается с сознанием зрителя. Не каждый в 77 году видел фильмы Куросавы, и, насколько я помню по "Тайной истории", фантастические сериальчики к тому времени тоже уже подзабылись. Эрудиты могли кипеть от того, сколько всего этот нахал Лукас утащил у других, но обычный зритель видел кино, которое казалось ему новым. Абсолютное большинство тех, кто отправились смотреть TFA, было знакомо с ANH − потому они, собственно, туда и отправились. И они не могли не заметить, Проблема, как я уже говорила, в том, что TFA и ANH находятся в одной пространственно-временной плоскости (а ANH и Куросава − нет). И это очень сильный удар по способности зрителя с головой вовлечься в то, что ему показывают, и влезть в шкуру Рей, вместе с которой он якобы открывает для себя старый новый мир. Фильм не даёт тебе забыть, что ты сидишь в кресле и, собственно, смотришь фильм; что сколько-то лет назад ты смотрел кино очень похожее, твой мозг ловит сходства − одно за другим, и у тебя очень мало шансов присоединиться к Рей в её квесте, потому что ты ни на миг не забываешь свою роль стороннего наблюдателя. Это очень сильно отличается от того практически чистого эскапизма, который предлагал Лукас во всех его эпизодах. Кто-нибудь сейчас мог бы сказать, что, скажем, TPM тоже намеренно использует опорные сюжетные точки и визуальные образы ANH, но многие ли это замечали во время первого просмотра? Я про себя совершенно точно помню, что не обратила на это тогда ни малейшего внимания. Вдобавок к этому, тот сюжет и те образы, которые предлагает TFA, кажутся довольно-таки неестественными с точки зрения in-universe: каков шанс того, что старая история повторится почти дословно, но в иных масштабах? Вернее, шанс-то есть всегда, и мы в нашем мире, бывает, получаем по лбу старыми граблями, но неужели кто-то действительно готов променять новую захватывающую историю в вымышленной вселенной, в которой можно выдумать что угодно, на старые грабли?.. А та настойчивость, с которой тебе напоминают об этой старой истории, раз за разом оставляет тебя out-of-universe, не давая вжиться в фантастический мир и, в конечном итоге, сродниться с ним − как это происходило в лукасовских эпизодах. Именно поэтому TFA кажется очень странной, искусственной, почти фантасмагоричной конструкцией (на мой взгляд, это сильно усугубляется ещё и тем, что сюжет почти целиком зависит от случайных неслучайностей − никуда не могу деться от этого впечатления, хотя знаю, что у многих его нет). По-моему, это очень ощутимая, почти несоразмерная плата за ту самую маркетинговую безопасность, о которой изначально и шла у нас речь. Сообщение отредактировал Finwen - 5.1.2017, 17:25 -------------------- "I personally prefer the term "differently rational" ©
|
|
|
5.1.2017, 18:41
Сообщение
#3
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
Правда, есть забавный момент: говорят, п. в чистом виде − таким, каким его декларируют − не существует (в искусстве), это просто набор приёмов, а на деле целое почти всегда оказывается чем-то большим, чем сумма его частей; в нём есть и смысл, и центр (которые п. отвергает). Это верно. В чистом виде, скажем так, радикальный постмодернизм едва ли существует. Ну или, по крайней мере, я не смогу сходу назвать произведения, которые выражают эти идеалы. Речь действительно идет об облегченной версии - о приемах, нежели об идеологии. О более свободном и даже немного хулиганском отношении к форме при все-таки сохранении этой формы. И вот эти вот постмодерн-приемы и Лукас, и Абрамс применяют в более-менее равной степени. "Звездные войны" что в 1977, что в 2015 (что в 2016!) годах - суть пастиш массовой культуры за последние 100+ лет, с особым акцентом на голливудском кинематографе золотой эпохи. Это, кстати, особенно заметно по The Clone Wars, где более свободный формат и больше простора для самых разных перепевок: и Хичкока, и Куросавы, и "Хищника", и "Годзиллы", и "Самого длинного дня", и "Куба", и черт знает чего еще. Но это не мешает (или, по крайней мере, может не мешать при грамотном подходе) нанизывать на знакомую форму оригинальную историю со своим развитием, своими нюансами и своими персонажами. Один из лучших примеров этого - Shatterpoint Мэттью Стовера, который одновременно и оммаж Джозефу Конраду, и увлекательная история про Мэйса Винду, логично укладывающаяся в развитие этого персонажа в общей ЗВ-вселенной. У TFA один очевидный источник, от которого она отплясывает; более того − TFA и этот источник находятся в одном пространстве и на одной временной линии. Вот тут могу согласиться. Со стороны Абрамса и Кеннеди это - довольно рискованный шаг, который в определенных условиях мог бы выйти им боком. Но все же зрители в большинстве своем это приняли. Возможно, потому, что цикличность и рифмы изначально заложены в "Звездные войны", а одни и те же темы, образы и даже музыкальные лейтмотивы кочуют из фильма в фильм, каждый раз звуча немного по-другому из-за меняющегося контекста. Получается по-своему поэтично Дело в не в самом факте, а в том, каково это заимствование, и что происходит, когда оно сталкивается с сознанием зрителя. Не каждый в 77 году видел фильмы Куросавы, и, насколько я помню по "Тайной истории", фантастические сериальчики к тому времени тоже уже подзабылись. Эрудиты могли кипеть от того, сколько всего этот нахал Лукас утащил у других, но обычный зритель видел кино, которое казалось ему новым. Действительно. Это как раз одно из побочных последствий глобализации и постмодернистских подходов в массовой культуре - отсылки стали намного более очевидными, а современный зритель в среднем куда более эрудирован, нежели зритель 70-х. Ну так что ж с этим поделать? Можно, конечно, окапываться в видеосалоных и уходить совсем в экзотику для ценителей, как это делает Тарантино. Но для настолько массовой франшизы, как "Звездные войны", боюсь, это не вариант. Да и нужно ли от этого отказываться? Ведь для многих зрителей (и меня в том числе) процесс узнавания и/или расшифровывания отсылок, переосмысливание их значения в новом контексте, вот это вот все - отдельная часть удовольствия от просмотра. Мне приятно чувствовать себя ближе к авторам, быть с ними на одной волне, "в теме". И это очень сильный удар по способности зрителя с головой вовлечься в то, что ему показывают, и влезть в шкуру Рей, вместе с которой он якобы открывает для себя старый новый мир. Фильм не даёт тебе забыть, что ты сидишь в кресле и, собственно, смотришь фильм А вот этого вот я никогда не понимал. Возможно, это профдеформация; но я уже очень давно не видел фильма, в который можно было бы "погрузиться". Хотя бы потому, что абсолютное большинство режиссеров и не стремится к этому эффекту. Я всегда отдаю себе отчет в том, что, да, я смотрю фильм, историю, художественное произведение со своими задачами, правилами и закономерностями. Я не внутри истории, а всегда несколько со стороны. И это нормально. Это подразумевается самим форматом кино как некоего "божественного ока", которое всегда видит и знает больше, чем герои. Особенно когда речь идет не о камерных драмах со сверхкрупными планами, а о вполне типичном мейнстримном повествовании на 5-10 персонажей, у каждого из которых есть собственная (хоть бы и рудиментарная) сюжетная ветка. Но даже осознание иллюзии не мешает элементарной человеческой эмпатии. Мы не обязаны в буквальном смысле "ставить себя на место героя", достаточно просто смотреть на него со стороны, видеть его на протяжении его героического пути, наблюдать за его действиями и страданиями - и, да, в конечном счете сопереживать ему, желать ему успехов даже в самых невозможных ситуациях и радоваться, когда он все-таки достигает цели. А для этого достаточно иметь харизматичных привлекательных персонажей. К счастью, с этим у "Пробуждения Силы" полный порядок. Вдобавок к этому, тот сюжет и те образы, которые предлагает TFA, кажутся довольно-таки неестественными с точки зрения in-universe: каков шанс того, что старая история повторится почти дословно, но в иных масштабах? [...] сюжет почти целиком зависит от случайных неслучайностей Так это же, блин, основы ЗВ-мироздания Рифмы и совпадения там буквально прописаны в философию вселенной и воплощены в виде Силы. У нее есть своя воля и свое течение, которое таинственным образом сводит в одном месте и в одно время всех тех, кто в будущем повлияет на судьбу Галактики. У нее есть свои планы на каждое живое существо и она будет оберегать его ото всех бластерных выстрелов, пока предназначение не будет исполнено. И, кстати, в этом плане самонадеянность Финна не так уж нелепа. Он, если говорить в православных терминах, "божий дурачок", который не разумом, а сердцем чувствует правильное направление и, даже совершая ошибки, в конечном счете приводит своих друзей к победе. Не упущу возможность лишний раз попиарить любимую серию, но на том же принципе построена драматургия Knights of the Old Republic и персональная история Зейна Керрика, который по ходу цикла приходил к более глубокому пониманию механизмов "удачи" Силы и своей роли в течении вселенной. -------------------- "Невинный блаженец" © D.G.
Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body. |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 30.11.2024, 15:07 |