Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
23.5.2016, 17:23
Сообщение
#1
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
Хан жив! Рецензия на "Трилогию Хана Соло" Брайана Дэйли Автор: Брайан Дэйли Художник: Уэйн Дуглас Барлоу (SE), Дин Эллис (HSR), Уильям Шмидт (LL) Издательство: Del Rey Дата выхода: 12 апреля 1979 (SE), 12 октября 1979 (HSR), 12 августа 1980 (LL) Время действия: 2-1 ДБЯ Автор рецензии: Навряд ли кто-то, кроме Брайана Дэйли, может похвастаться столь высокой популярностью у англоязычных поклонников «Звездных войн» – особенно из того первого поколения 70-х. Его в равной степени уважают как простые читатели, так и собратья по перу: об авторе и его работах по сей день тепло отзываются и его близкий друг Джеймс Лусено (чья дебютная ЗВ-дилогия Agents of Chaos – по сути одно большое посвящение Дэйли), и более молодые писатели, вроде Джейсона Фрая, Майкла Когге и Пабло Идальго. Что же привлекает их всех? Почему даже сейчас трилогия Han Solo Adventures остается одной из наиболее знаковых и, чего уж там, любимых работ Расширенной Вселенной?
Конечно, ответ можно искать в элементарной ностальгии – все-таки это было одно из первых произведений по этой вселенной. Все три книги были написаны в 1979-1980 годах, то есть сразу после выхода оригинальных «Звездных войн», но при этом еще до «Империя наносит ответный удар». Грандиозный, поражающий воображение фильм в одночасье пробудил в зрителях желание получше узнать показанный в нем мир и персонажей. Желание, на которое не смог дать адекватного ответа самый первый самостоятельный ЗВ-роман Splinter of the Mind’s Eye за авторством Алана Дина Фостера – уж больно изолированной, намеренно «малобюджетной» была эта история. То ли дело похождения Хана Соло! Воздушные и космические бои, изобретательные погони и перестрелки, десятки необычных персонажей, принадлежащих к самым разным расам и социальным классам, множество новых планет, причудливое сочетание фантастических технологий и повседневных бытовых деталей, актуальной политики и древних тайн – Дэйли определенно знал толк в масштабном, динамичном повествовании. Но что еще более важно, на материале всего лишь одного фильма писатель смог интуитивно ухватить самую суть большого стиля «Звездных войн», его эклектичность и врожденную кинематографичность. Как известно, фильмы Джорджа Лукаса обыгрывали образы и мотивы классических приключенческих картин и киносериалов из золотой эпохи Голливуда. К ним же обращается и первая трилогия про Хана Соло. На русском языке трилогия Брайана Дэйли вышла в 2000 году и стала одним из первых ЗВ-релизов «Эксмо» - для них даже были заказаны новые обложки с оригинальной авторской трактовкой сцен и персонажей Шутка ли, Han Solo at Stars’ End (он же «Хэн Соло в Звездном тупике» в переводе Ютанова/Ашмариной) при желании можно назвать частичным ремейком четвертого эпизода! Есть группа свободолюбивых героев под предводительством мудрого старика – ему, разумеется, по всем законам жанра положено рано или поздно сложить голову. Есть безжалостное полицейское государство, которое нещадно угнетает простых граждан. Есть сверхсекретная станция, которой управляет чопорный и властный чиновник, подле которого находится один из лучших воинов Галактики. На станции есть тюрьма, в которую злодейское государство заточило важных для сюжета персонажей. Проникнуть на эту тюрьму можно только при помощи парочки дроидов – один уже старый и неповоротливый, другой поменьше и посмекалистей. Ну и, конечно, их пути пересекаются с Ханом Соло и Чубаккой на верном «Тысячелетнем соколе»; дуэт контрабандистов и рад бы излишне не геройствовать и в политику не влезать, да вот только природную самоотверженность никаким напускным цинизмом не заглушить. Как водится, разница в нюансах. Вместо Звезды Смерти – Звездный тупик, вместо крестокрылов и TIE-истребителей – Z-95 и IRD, вместо C-3PO и R2-D2 – Боллукс и Синий Макс, вместо Империи – Корпоративный Сектор. Впрочем, эту организацию комикс-адаптация 1980-1981 годов все равно выписывает как часть имперской системы со всей сопутствующей техникой и символикой, так что даже в те годы совпадения были прозрачнее некуда. Почему же столь откровенное заимствование не было встречено упреками? Во-первых, Дэйли никого не обманывал: его роман обещает дать читателям «Звездные войны» – именно это они и получают, но с достаточным количеством отличий, чтобы материал не воспринимался как полная калька с фильма. Во-вторых, сила саги Джорджа Лукаса заключается вовсе не в ее фабуле (в конце концов, у всех подобных историй ноги растут из одних и тех же волшебных сказок и мифов), а в деталях мира и развитии персонажей, а этого у Han Solo at Stars' End и его продолжений не отнять. В-третьих – и это самое главное – знакомые обстоятельства показаны глазами героев, которым обычно отводится второстепенная роль. Поскольку наивный златокудрый юноша по фамилии Скайуокер еще только и знает, что глазеть на двойной закат, в его отсутствие на сцену выходят куда более опытные, потрепанные жизнью и в целом более склонные к (само)иронии Хан Соло и Чубакка. В трилогии Дэйли они себя чувствуют, как рыбы в воде; не только потому, что привычная схема сюжета усиливает эффект узнавания, но и просто из-за того, сколь точно автор подмечает и передает особенности поведения героев («Обычно я предпочитаю стрелять первым, Реккон, поскольку в противном случае альтернативы может просто не быть»), их отношение друг к другу и в особенности – к «Тысячелетнему Соколу». Для сравнения, в вышедшей через несколько лет трилогии Л. Нейла Смита о Лэндо Калриссиане легендарный фрахтовик был всего лишь средством передвижения, не слишком удобной жестяной банкой для путешествий. Здесь же «Сокол» является полноправным действующим лицом, которое то и дело оказывается в самом пекле событий. Его разбирают и модифицируют, взламывают и маскируют, пытаются угнать и иногда даже действительно угоняют, но своенравный корабль все равно без боя не сдается, заливает злодеев системой пожаротушения, стоически выдерживает пробоины в борту и протискивается через самые узкие ущелья – пусть даже для этого придется потерять «тарелку» сканера. Да, в 1979 году Брайан Дэйли действительно предсказал одну из сцен «Возвращения джедая»! Писатель настолько хорошо управляется с дуэтом (трио?) главных героев, настолько точно передает специфическое чувство юмора, с которым протагонист относится к себе и к Галактике – а перевод, даже со всеми его вольностями, тем более усиливает эту ироничную интонацию – что уже одно это способно удерживать интерес фанатов. Что, разумеется, становится особенно важно в последующих двух частях трилогии, где автор волей-неволей отбрасывает сюжетные подпорки из фильма и ищет вдохновения в других водах. Так, в Han Solo's Revenge («Реванш Хэна Соло» в переводе Ютановой/Корабеловой) можно заметить элементы нуара: загадочная femme fatale, мутные дела, «оборотни» по обе стороны закона, сложная многоходовая игра в кошки-мышки между преступниками и полицейскими, в которой ловкий контрабандист оказывается лишь безвольной пешкой. Выбор стилистики вполне удачный – как показало время, нуар без проблем прижился в «Звездных войнах», вплоть до отдельных сцен Эпизода II. Другое дело, что, похоже, Дэйли не всегда понимал, что с этим форматом делать. Динамика высокая, да, и разномастные погони на свупах, драки на складе, дуэли аристократов, пиратские рейды и импровизированные полеты над разъяренным стадом экзотических парнокопытных животных сменяют друг друга с похвальной регулярностью. Но вот суть интриги регулярно ускользает от внимания читателя, а мотивация самого Хана чем дальше, тем более становится призрачной. Настолько, что развязку писатель вообще решил оставить за кадром (!), оборвав повествование на многозначительном клиффхэнгере. К счастью, в финальной части трилогии, Han Solo and the Lost Legacy («Хэн Соло и потерянное наследство» в переводе Яны Ашмариной), проблем с обоснованностью конфликта нет. Герои отправляются на охоту за сокровищами легендарного древнего военачальника, по пути сталкиваясь с диковинными аборигенами, кровожадным культом, бессмертной механической армией, не знающим промаха стрелком и, конечно же, группой соперников – предприимчивой, но на удивление безликой. То есть, с какой-то сверхъестественной прозорливостью Брайан Дэйли в очередной раз смог опередить Лукаса и, по сути, написал «Индиану Джонса» в сеттинге «Звездных войн» – почти за год до выхода «Искателей утраченного ковчега»! При этом жанровые перемены никак не скомпрометировали главных героев, и удалой негодяй не превратился в профессора археологии с кнутом наперевес. К тому же, несмотря на все перипетии, повествование то и дело возвращается к самому Хану Соло: одним из его спутников в книге становится старый товарищ по Имперской академии, который в 1980 году впервые приоткрыл фанатам завесу тайны над прошлым капитана «Тысячелетнего сокола». Четверка главных героев: Хан, Чуи, Боллукс и Синий Макс – иллюстрация Криса Трэваса для The Essential Reader’s Companion Этим The Han Solo Adventures, пожалуй, сильнее всего отличается от других ранних ЗВ-произведений. Благодаря своему вниманию к деталям, развернутой географии событий и осторожным экскурсам в прошлое героев и мира вокруг них, эта трилогия реально повлияла на формирование будущей Расширенной Вселенной. Долг жизни и кореллианские кровавые полосы, виброклинки и транспаристил, свупы и звездные разрушители класса «Виктория», наштахи, динко и дроиды-гладиаторы, драллы, хуки и руурианцы, мифы о Ксиме Деспоте, гегемония Тион и, разумеется, сам Корпоративный Сектор – все это появилось благодаря фантазии и стилистическому чутью Дэйли. Разумеется, еще большее число наработок так никогда и не вышло за пределы первых похождений Хана Соло, по разным причинам; но все равно вклад этого проекта в развитие Далекой-далекой Галактики никак нельзя оставлять без внимания. Но главным все равно остается другое. Авторы приходят и уходят, детали исчезают в пыли веков (ну ладно, десятилетий), оригинальный материал искажается переводами и специальными изданиями, былые каноны переписываются, становясь легендами – но дух «Звездных войн», тот самый, что пленял зрителей с 1977 года, упрямо не сдается времени! И это справедливо не только для фильмов Лукаса, но и для трилогии Брайана Дэйли, которая безукоризненно точно воссоздает их юмор, разнообразие и по-настоящему захватывающие приключения. Неудивительно, что уже в наши дни при чтении того же Han Solo at Stars’ End перед глазами встают образы из только что вышедшего «Пробуждения Силы»! Тот же задор воздушных боев на «Тысячелетнем соколе», та же потрепанная вселенная, те же байки о давно забытом героическом прошлом, то же слегка ироничное настроение. Ну и, конечно, все то же обаяние Хана Соло – негодяя, который и сейчас живее всех живых. -------------------- "Невинный блаженец" © D.G.
Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body. |
|
|
23.5.2016, 23:30
Сообщение
#2
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1652 Регистрация: 8.1.2014 Пользователь №: 23965 Предупреждения: (0%) |
, я правильно понимаю - это рецензия на книгу, которая недавно вышла у Азбуки, где 3 романа в 1?
-------------------- Только сила имеет значение...
- Убьёшь или умрёшь? |
|
|
23.5.2016, 23:32
Сообщение
#3
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
Нет, у "Азбуки" вышла более поздняя трилогия Энн Криспин, 1997-1998. А эту еще в 2000 году выпустило "Эксмо" и с тех пор, кажется, переизданий не было.
-------------------- "Невинный блаженец" © D.G.
Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body. |
|
|
23.5.2016, 23:42
Сообщение
#4
|
|
Группа: Участники Сообщений: 1652 Регистрация: 8.1.2014 Пользователь №: 23965 Предупреждения: (0%) |
, аа. Значит не случайно я тут запутался в тексте :D
-------------------- Только сила имеет значение...
- Убьёшь или умрёшь? |
|
|
24.5.2016, 15:24
Сообщение
#5
|
|
Be Kind, Rewind Группа: Админы Сообщений: 15455 Регистрация: 8.9.2005 Пользователь №: 525 Награды: 4 |
Цитата(Ilan Thorn) для них даже были заказаны новые обложки с оригинальной авторской трактовкой сцен и персонажей Ого. Круто. -------------------- starchive.network — сайт-энциклопедия, посвящённый истории русскоязычных сайтов про «Звёздные войны» |
|
|
20.1.2017, 15:36
Сообщение
#6
|
|
Группа: Участники Сообщений: 546 Регистрация: 7.1.2017 Пользователь №: 28542 Предупреждения: (0%) |
Нет, у "Азбуки" вышла более поздняя трилогия Энн Криспин, 1997-1998. А эту еще в 2000 году выпустило "Эксмо" и с тех пор, кажется, переизданий не было. А новая трилогия про Хана Соло (которую сейчас издает Азбука) сильно отличается по качеству и в сюжетном плане от книг описываемых в рецензии? |
|
|
20.1.2017, 15:50
Сообщение
#7
|
|
Trust the Force Группа: Jedi Council Сообщений: 14851 Регистрация: 14.7.2006 Пользователь №: 3009 Награды: 9 |
Не уверен, что понял: что значит "отличаются в сюжетном плане"? Это шесть совершенно разных книг и историй, объединенных одним центральным персонажем и парочкой сквозных линий. Естественно, коль скоро они о Хане Соло и его мире, то речь там идет преимущественно о контрабандистах, ловких аферах, охотниках, негодяях и немножко об Империи - а вот древних джедаев и регулярного спасения Галактики можно не ждать
-------------------- "Невинный блаженец" © D.G.
Ilaan vanished – and took all the sounds and sources of light along. Only Ilaan remained. Down on his knees, an obedient servant of the Force, just like all those months ago. It spoke to him – and he listened, without saying a word. Out of his silence, the sounds and images appeared, filling the space around them, giving the reality its meaning and weight, just like clean white cloth that gradually becomes heavy with blood when it covers the body. |
|
|
20.1.2017, 16:51
Сообщение
#8
|
|
Группа: Участники Сообщений: 546 Регистрация: 7.1.2017 Пользователь №: 28542 Предупреждения: (0%) |
Не уверен, что понял: что значит "отличаются в сюжетном плане"? Это шесть совершенно разных книг и историй, объединенных одним центральным персонажем и парочкой сквозных линий. Естественно, коль скоро они о Хане Соло и его мире, то речь там идет преимущественно о контрабандистах, ловких аферах, охотниках, негодяях и немножко об Империи - а вот древних джедаев и регулярного спасения Галактики можно не ждать А что насчет качества? С каких трилогией лучше всего начать знакомство? Ну и что ты можешь сказать насчет каноничности? |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 3.12.2024, 21:13 |