Рейby
Каким должен быть герой нового поколения? Кто способен стать символом возвращения «Звездных войн» на киноэкраны – впервые за десять лет (а для кого-то – даже за тридцать)? Как совместить в одном персонаже лучшие черты классической Большой Тройки, но при этом сделать его отчетливо современным?
Ответ мы узнали в декабре 2015 года. «Пробуждение Силы» подарило фанатам Рей. Просто Рей. Без фамильной принадлежности к великим ЗВ-династиям. Без аристократических титулов и роскошных нарядов. Без древних пророчеств и покровителей, которые издревле следили за ней потому, что она особенная. Ей все это не нужно – и нам тоже не нужно, чтобы от всей души любить ее и следить за ее похождениями.
Хотя, конечно же, Рей особенная. Но главная ее особость – не в силе или талантах или даже самостоятельности. А в том, как эта юная девушка умудряется сочетать в себе стойкость и уязвимость, какую-то удивительную непосредственность. Рей воплощает собой непостижимую мощь Силы… и каждый раз искреннее этому удивляется или даже боится! Она не рвется спасать Галактику или участвовать в великих битвах, ее не ведет за собой чувство вселенского долга. Но в то же время, если ее друзья попадут в беду, она пойдет на все, чтобы выручить их – простая человеческая мотивация, которая делает ее столь понятной и близкой зрителям.
Так же и история Рей – простая и приземленная. Она не взрывает базу «Старкиллер» и не ведет в бой армады. Ее задача гораздо сложнее: перешагнуть через свой страх и одиночество, чтобы открыть для себя целый новый мир. Галактику, в которой так много зелени и воды, странных существ и верных друзей, а также, да, опасностей и неизбежных потерь. По ходу Седьмого Эпизода в Рей пробуждается не только Сила – пробуждается сама ее личность, ее истинные страхи и надежды, которые она в конце концов признает. И находит в себе силы идти дальше, к своей судьбе.
В этом-то и заключается новый героизм «Звездных войн». В элементарном, но потому и близком каждому зрителю процессе самопознания и принятия. В том, как Рей перестает бояться собственной уникальности, и через это приходит к пробуждению своей силы. Или же Силы. Кто во что верит.
Мон Мотмаby
Нет нужды напоминать, что значит эта «железная леди» Далёкой-далёкой галактики для всей саги. Она кажется не просто сильной и умной женщиной, знающей, что такое власть и не просто толковым политиком, а воплощением самого духа истории, закона и справедливости. И в старом, и в новом каноне не возникает ни малейшего сомнения, что именно она была призвана самой судьбой воодушевить отчаявшихся одним взглядом и словом.
И при всём при этом в ней не видишь ту безжалостную машину, которая на деле скрывается за великими политиками и лидерами, которые приходят на вершину власти и влияния по тысячам чужих голов, прямо или исподтишка навязывая свою волю. Она делала то, что считала нужным для миллиардов живых существ, будучи на своём месте и в своё время.
Напоследок, мало кто знает, что в старом каноне она была не только лидером восстания и Новой Республики, но и матерью – были у неё дочь Лиеда и сын Джобин. Во время гражданской войны Мотму постигло горе – Джобин погиб во время битвы за Хот...
Баррисс Оффиby
В каждой женщине есть своя загадка. У кого-то она даже и не одна. У Баррисс таких загадок очень и очень много – взять хотя бы то, как ее судьба, характер и биография кардинально различаются в диснеевской и "легендарной" версиях канона.
Первоначально падаван Оффи училась у мастера-джедая Луминары Ундули, славилась своим кротким нравом и способностями к целительству. Она погибла на Кашиике во время исполнения клонами Приказа 66, и эту сцену хотели даже вставить в «Месть Ситхов», но не сложилось.
Зато с выходом мультсериала «Войны Клонов» Дейва Филони Баррисс получила совершенно новую историю. С тех пор в официальном каноне она стала не только верной соратницей Асоки Тано, но и коварной интриганкой, которой хватило смелости подставить лучшую подругу и пойти против целого Ордена Джедаев, пусть и в эпоху его заката. И ушла неудавшийся падаван тоже красиво – на глазах всего Ордена, обеспечив себе хоть и дурную, но славу...
Джен Орсby
Джен – персонаж «Легенд» и напарница известного Кайла Катарна. Любопытно, что в игре Jedi Outcast её озвучила Ванесса Маршалл, которая сейчас играет Геру Синдуллу в «Повстанцах».
Джен запоминается тем, что на протяжении всей жизни она оставалась верна одной фракции, даже несмотря на то, что ей приходилось быть двойным агентом и иногда жертвовать неосторожными союзниками. Такая закалка научила её спокойствию и умению стойко переносить разные трудности, оставаясь при этом собой в тяжёлых ситуациях. Так, например, в плену у Галака Файара на борту его крейсера «Судьбоносный» она пережила множество пыток, но не сдалась и не выдала расположение Долины джедаев (хотя это в порыве эмоций сделал сам Кайл). А после того, как верный друг освободил её, она даже не влепила ему пощёчину и не устроила истерику
Кроме того, именно благодаря Джен Орс Кайл узнал правду о гибели своего отца и попал сначала в Альянс повстанцев, а затем и на сторону Новой Республики.
Ну и, конечно же, как многие отмечали с первых трейлеров, Джен частично вдохновила персонаж Джин Эрсо в фильме "Изгой-один" (хотя Дисней, вроде, это отрицают, но мы-то знаем), которая многим понравилась, и в которой многие увидели достойного и интересного персонажа.
Эннилин Колуэллby
Эта героиня была лишь временным попутчиком в нелегкой жизни Бена Кеноби после его прибытия на Татуин, но назвать ее незначительным персонажем – совершенная несправедливость. Да, она никоим образом не влияла на политические коллизии в Галактике, не участвовала в войне и вообще, по сути, даже не вдавалась в происходящее дальше родного оазиса в татуинской глуши. Но когда доходит до личных качеств Энни, то она оказывается одной из самых житейски понятных героинь в Далекой-Далекой.
Она – вдова, после смерти мужа взвалившая на себя их общее дело, хозяйство и двоих лоботрясов-детей. Она – мать, воспитывающая дочь Келли и сына Джейба, которые приносят своим существованием только бесконечные хлопоты. Она – женщина, которая мечтала о большом будущем и далеких путешествиях, но в итоге зажила приземленной и монотонной жизнью домашней хозяйки. И притом она откуда-то черпала в себе энергию, которой с лихвой хватало на все это, что не может не вызвать уважения. Что это за неиссякаемый источник – наверное, знают только настоящие женщины.
А для счастья ей хватало и простой поездки в порт Мос-Айсли, чтобы непринужденно провести время со своей семьей...
Ее магазинчик и забегаловка в одном лице стал главным местом преткновения для всех местных фермеров и землевладельцев, объединил их и просто стал местом отдыха от вечных забот жизни в пустыне. И когда в окрестностях появился странный отшельник с таинственным прошлым, он не мог не попасть сюда и не изменить ее жизнь на корню.
Мара Джейдby
Когда жизнь рушится в одно мгновение, исчезает цель, нет ни поддержки, ни друзей, а идеалы, которым ты служил, опасно переворачиваются с ног на голову, рождая сомнения, правильно ли ты жил до этого... Многие ли найдут силы пережить подобное?
С детства наставником Мары был Император, который готовил её к службе в качестве своей Руки. В этой жизни не было вопросов о смысле и лояльности, была безграничная преданность Империи и уверенность в её незыблемости. Но верность может быть разной, и Маре дозволялось исполнять свой долг так, как она считала нужным. У Руки был свой кодекс, и по возможности во время заданий не страдали невинные и не наказывались невиновные. Но если твоя совесть перед Империей не чиста, жди у порога огненновласую и стремительную смерть.
Повстанцы, пираты и прочие террористы – лишь рябь на поверхности океана Империи. Но порой Вселенная, с её странным чувством юмора, заставляет увидеть вещи совсем в ином ключе. Восстание, этот жалкий сброд, небольшим толчком разрушило огромное здание из дюрастали, оказавшееся карточным домиком. Или их просто вела Сила? Но Сила ушла вместе с Ним, всемогущим и так глупо преданным. Она одна, потеряна в этом огромном мире. Но цель всё же есть. «Я убью Люка Скайуокера».
И всё же насмешки Судьбы зачастую не просто бессмысленны и жестоки. С предубеждением относишься к контрабандистам – будь готов, что жизнь столкнёт тебя с ними, окунёт с головой и заставит увидеть всё в ином свете. Все они – люди; каждый – со своими убеждениями; некоторых лучше иметь в союзниках, чем врагах, но и воевать придётся. И убивать, не выполняя задание, а чтобы выжить.
Кто он такой, этот Люк Скайуокер? Террорист, ради собственной прихоти ломающий то, что выстроено с таким трудом? Или он следует какой-то высшей цели, убивая из-за крайней необходимости? Слишком много вопросов и неопределённости. Но Сила вернётся, и у неё есть ответ. Есть ответ и у тех, кого она всегда считала врагами. Они позволят увидеть, что Империя никогда не была тем справедливым государством, которое Мара привыкла видеть. Они построят на руинах новую Республику, но сумеет ли она оправдать надежды и выстоять перед новыми угрозами? Время покажет.
Мара прожила невероятно насыщенную жизнь и прошла долгий путь. Она всегда боролась до конца. И всеми силами защищала своих близких и друзей, которых приобрела с большим трудом. Всегда сильная уверенная в себе, она нуждалась в крепком плече и поддержке, в чём не хотела признаваться даже себе.
Керра Холтby
Керра Холт – рыцарь-джедай, жившая в один из самых сложных периодов галактической истории – Тёмный век Республики. Это была эпоха хаоса и раздоров: Тьма воевала со Светом, Галактика была поделена на лоскутные государства, окружившие Республику, а все джедаи и ситы были фактически предоставлены сами себе в этом беспощадном водовороте войны.
Керра ещё в детстве потеряла родителей и примкнула к джедаям. Став рыцарем, она начинает собственную войну против Тьмы. Её противниками становятся бандиты, хатты и куча ситов с самыми разнообразными маниями. Самый опасный противник – это Тёмный повелитель Одион, одержимый идеей уничтожения всей вселенной. А самой тяжёлой частью испытания становится то, что она сражается практически одна, на территории врага, и родной Орден не выручит её. Друг может предать, а противник стать союзником...
Керра пошла через множество испытаний – потеряла учителя, получила надежду на то, что её родители живы… лишь затем, чтобы убедится, что они мертвы. Но всё это не сломило её дух и верность Светлой стороне. Даже в самый сложный момент она находит силы, чтобы противостоять жестокому врагу, победить его и спасти тысячи невинных жизней.
Эпилог, by
Зарубежные издания нередко сетовали на то, что в ЗВ недостаточно (читай – нет) сильных женских персонажей. Винили в этом, прежде всего, Лукаса, но и после него проблема не изменилась. Почему? Да потому что проблемы в принципе никогда не существовало. Нет и не было никакой проблемы отсутствия женских персонажей, потому что никогда не нужно разбивать понятия «протагониста» или просто «персонажа» по половому признаку.
Персонаж – это воплощение некоторых личностных качеств в одном (как правило) человеке. Хороший персонаж запоминается, становится иконой, ему хочется подражать или на него хочется смотреть. И я честно не верю, что женский персонаж будет априори лучше мужского для женской же половины нашего фандома лишь из-за своего пола. Хороший персонаж начинается и заканчивается хорошим сценарием. И не более.
Вспомним «неважных персонажей» – Шми Скайуокер, которая геройски воспитала сына в рабстве, а затем ещё более геройски отдала его, надеясь на то, что он получит лучшую жизнь. Зам Вессел была уникальным и сильным наёмником. Ну и Асока Тано – как к ней ни относись – была интересным героем Войн клонов. И это я не пишу о книгах и играх, где можно было найти немало харизматичных и очаровательных персонажей самого разного плана – угрожающая Комари Воза, очаровательная Розатта, неустрашимая Дарша Ассант, гордая Сев'ранс Танн, огромный набор джедаев, которым дали историю и уникальные черты… на самом деле сильных и замечательных женских персонажей много, но так легко их не вспомнить, потому что никто их не разделяет.
Проблемы женского персонажа нет не потому что «нормально» не включать их в повествование (нет, чем больше персонажей разного пола и ориентации и цвета кожи, тем лучше), а потому что проблемы никогда не было.
Если меня попросят выбрать лучшего женского персонажа, я впаду в ступор. А как выбрать? Выбор-то велик. На ум сразу приходят Мара Джейд, но её сложно судить, ведь она такая разная в каждом произведении. Лея Органа (ОТ) является чуть ли не самым сильным женским персонажем за всю историю кинематографа. Падме Амидала бесстрашна на арене политической и джеонозианской. Тут попросту невозможно выбрать.
Поэтому я выбираю отставить уже попытки фильтровать что угодно по половому признаку – персонажей, жанры или праздники.