Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
В доцифровую эпоху. История домашних релизов «Звёздных войн» на физических носителях, from Betamax to Blu-Ray |
13.3.2017, 16:37
Сообщение
#1
|
|||||||||||||||
Be Kind, Rewind Группа: Админы Сообщений: 15456 Регистрация: 8.9.2005 Пользователь №: 525 Награды: 4 |
В доцифровую эпоху. История домашних релизов «Звёздных войн» на физических носителях «Звёздные войны» ассоциируются у нас со многими вещами. Приключения. Сказка. Фантастика. Инновация. Джордж Лукас, как и многие его друзья по Голливуду, грезил новой эпохой спецэффектов, о новых мирах, созданных при помощи физических объектов и нарисованных на мониторах рудиментарных компьютеров. Амбициозный во всём, он стремился сделать свои фильмы эталоном качества звука, видеоряда и эффектов. Так высоки были его стандарты, что он не поручил создание новых миров другим компаниям – всё делали его конторы. Видеоряд – ILM, звук – Skywalker Sound. В кино фильмы поражали. Какой бы передовой ни была технология, фильмы всегда могли ей похвастаться. Стандарты Лукаса олицетворяла компания THX, которая ставила своей задачей разработку высококачественного звука и изображения. В начале нулевых именно эта компания ставила своё лого на релизы «Звёздных войн» как знак качества. На многих дисках DVD, «одобренных» THX, даже стояла встроенная система проверки домашнего кинотеатра – она помогала настроить аппаратуру и телевизор так, чтобы фильмы работали максимально качественно. Всё это – лишь небольшая иллюстрация того, как скрупулёзно Лукас относился к своим творениям, и как важно было для него то, как зрители потребляли кино, которое давно перестало быть просто цветной картинкой с одной дорожкой звука. С каждым годом фильмы становились всё сложнее, и он был одним из первопроходцев. Но всё это – лишь фон, о котором многие предпочитают не думать. Зрители всегда делились на два типа – ценители кино во всём его проявлении, и те, кто «просто хочет посмотреть фильм». Слова Dolby, Stereo, Widescreen и так далее имели для них малое значение. Но именно эти слова неразрывно связаны с возникновением рынка физических носителей, которые наконец позволили зрителям перестать быть подчинёнными телевидения, и самим решать, когда и что смотреть. Внимание: На любую картинку можно нажать, и она увеличится. Новая надежда зрителей и «Новая надежда» для зрителей Всё началось в начале 80-х, когда Четвёртый эпизод «Звёздных войн», озаглавленный «Новая надежда», был выпущен на физических носителях, которых тогда было на удивление много. Фильм вышел на VHS, Betamax, LaserDisc и VideoDisc. Если в наше время большинство всё-таки слышало о всяких форматах Dolby, но многие слова свыше наверняка им незнакомы. Лазердиск? Видеодиск? Бета… что? Да, восьмидесятые были временем самых жёстких войн форматов. Сражались, по сути, все – причём не так мягко, как сейчас. Компании чуть ли не открыто наезжали друг на друга в рекламах и во время выставок (вспомним только противостояние директоров Nintendo и SEGA), а производители форматов стремились максимально запутать потребителей, предлагая им всё более и более запутанные объяснения того, почему именно их продукт – наиболее прогрессивный. В то время как может казаться, что всегда существовала только видеокассета VHS, DVD и Blu-Ray, на самом деле всё намного сложнее. Так, LaserDisc и VideoDisc (также известный, как CED или Selectavision) были практически неотличимы: и тот, и другой были большими дисками размером с пластинку, но процесс считывания был совершенно разный. Если LaserDisc был, по сути, большим CD, видеоряд и аудиоряд с которого считывался неконтактным лазером, то VideoDisc выглядел примерно так же (особенно в коробке), но он работал по смыслу виниловых пластинок – вся информация считывалась стилусом, который непосредственно касался поверхности. Отмечу, что появился на свет LaserDisc намного раньше компакт-дисков, которые остаются актуальны и по сей день.
_ Интересный факт Стоит отметить, что в США релиз LaserDisc, как правило, не совпадал с релизом VHS, и приходилось ждать намного дольше, прежде чем фильм из кино доберётся до дисков – зачастую дольше года. К тому моменту, когда все даты релизов уравнялись, многие форматы уже приказали долго жить. Начало Когда мы говорим о первых физических копиях «Звёздных войн», мы думаем о Betamax. Если мы зайдём на Wookiepedia, то она скажет нам, что впервые ЗВ вышли на физических носителях в 1982. Это не совсем так: есть информация о том, что уже в 1981 году можно было купить Betamax-версию. Она была без стереозвука, в то время как последующие версии на VHS стерео обладали. Разумеется, никакого окружающего звучания или широкоэкранного режима. Вместо этого изображение было обрезанным. По современным меркам даже самая ужатая AVI смотрелась бы и звучала в разы лучше, но это было начало. Впервые люди смогли смотреть любимый фильм, когда им захочется. Первое появление персонажей за пределами кинотеатра Можно предположить, что впервые увидеть «Звёздные войны» у себя дома было возможно только с массовым выпуском видеокассет и других популярных форматов, но это не так. Ещё до того, как VHS стал лидером домашних носителей, у поклонников практически не было возможности посмотреть «Звёздные войны», не вернувшись обратно в кинотеатры. Специально для них компания Ken Films сделала интересный подарок: вырезки из «Новой надежды» на популярной в то время плёнке для любительских съёмок Super 8. Не думайте, что туда помещался весь фильм – всего-то несколько сценок от четырёх до восьми минут! Были разные версии – в цвете или даже со звуком. Странно? Странно. Но это был единственный способ соприкоснуться с полюбившимися героями. Что интересно, эта версия вовсе не редкая или очень дорогая – во всяком случае в США. Сложно отследить первый релиз «Новой надежды», у которой есть множество редких и очень редких релизов. Тем не менее, в США наиболее известными изданиями считаются «оригинальные релизы CBS/FOX», которые можно отличить по обложке: на них красовался великолепный арт театральных постеров. В девяностых VHS были перевыпущены с таким же оформлением, но теперь на обложке виднелась модная аббревиатура Hi-Fi. Интересный факт Первые Laserdisc по ЗВ отличались заметно лучшим качеством изображения и звука. Видео, конечно, всё так же было обрезано по краям, зато можно было послушать весьма качественное стерео. Стоит отметить, что на то время об окружающем звуке тоже думали – и немало. Но в отличии от DVD и Blu-Ray, где каждая звуковая дорожка (которых традиционно 6 или 8) застолблена за определённой колонкой, релизы тех лет все были в стерео, которое уже «преобразовали» в Surround, ставив сзади по две колонки. Так получался псевдоокружающий звук, но зрителю казалось, что он сидит в центре кинотеатра, и на то время это было очень круто. Первые издания ЗВ на Laserdisc были успешны, но все ценители домашнего Hi-Fi ждали нового издания 1989 года. Эти издание могло похвастаться не только стереозвуком, но и широкоэкранным изображением – и это в те годы! Тут мы приближаемся в эпоху THX. Мало кто будет спорить, что Джордж Лукас революционировал просмотр кино дома. Создав THX, он создал новый формат звучания, новый стандарт качества. Джордж хотел, чтобы каждый человек слышал его фильмы так, как они были задуманы. Когда в американских домах стали появляться недешёвые системы, способные воспроизводить окружающий звук, THX очень помог: каждый поддерживаемый диск обладал специальной системой калибровки, которая позволяла настраивать звук специально под каждый диск. Это было неудобно – приходилось тратить немало времени для того, чтобы настроить каждый фильм – но качество было неоспоримо. Также следует заметить, что с приходом настоящего окружающего звука люди столкнулись с неприятной дилеммой: им оказался остро необходим центральный динамик, который используется для диалогов. Без него фильмы оказывались немыми. Мечта коллекционера В 1992 году вышло «специальное леттербоксное коллекционное издание» (Special Letterbox Edition), одного вида которого хватит, чтобы свести любого фаната и коллекционера с ума. В издание с крутой голографической картинкой входило три оригинальных фильма в формате 4:3 и бонусный документальный фильм «From Star Wars to Jedi: The Making of a Saga», впервые транслировавшийся по телевидению в 1983 году. Не забудем и красивую книгу про Джорджа Лукаса. Что касается коллекционных изданий, это одно из лучших. В 1993 вышло Definitive Edition оригинальной трилогии. Это был сет из трёх фильмов с улучшенным звуком (но всё ещё стерео, без Dolby Digital) и заметно усовершенствованным изображением. В комплекте также была немаленькая книга о саге. Это было первое издание с THX. Долгое время многие поклонники, которым повезло послушать те издания, тосковали по тому звучанию. Несмотря на простоту стерео, те диски звучали чем-то лучше, чем издания на DVD с настоящим Dolby Digital. Причина в меньшем сжатии – фильмы просто звучали ярче. Но это дело вкуса. В 1997 году на прилавках появилось специальное издание Оригинальной трилогии. Фильмы обзавелись серьёзными нововведениями, которые подробно объяснялись в объёмном буклете. Star Wars Trilogy Special Edition «Что особо важно в контексте обсуждения Special Edition, это то, что мы смогли вернуться к той «Новой надежде», которую задумал Джордж Лукас. К той, которую он написал. Нравятся людям перемены или нет – дело такое, ведь это его фильм – фильм, который многое потерял, потому что приходилось стольким жертвовать для того, чтобы его снять», – продюсер Рик Маккалум во время пресс-конференции по поводу выхода DVD Первого эпизода в 2001 году Специальное издание саги было масштабным проектом по выпуску всех трёх оригинальных фильмов в кинотеатрах и на физических носителях. Сделано это было с двумя целями: вернуть саге актуальность, показав её подрастающему поколению, и оценить уровень интереса к потенциальному продолжению, которое в итоге вылилось в трилогию приквелов. На переработку Четвёртого эпизода ушло примерно 10 млн. долларов, из них 3 млн. ушло только на звук. Вообще различных реставраций было немало – первая была проведена в 1995 для издания THX, а второе уже в 1997, когда в свет вышла «Специальная редакция». Что интересно, цветокоррекцией занимались не в LucasFilms, а в студии Lowry Digital, которая специализируется на реставрации старых фильмов, и особо известна своей работой над восстановлением легендарной записи приземления на Луну «Апполона-11». После переработки фильм смог похвастаться заметно лучшим качеством видео и аудио. По словам Лукаса, он стремился сделать так, чтобы трилогия не казалась слишком другой после просмотра приквелов. Самые заметные нововведения были косметическими: появление ранее вырезанной сцены с Джаббой Хаттом в «Новой надежде», где человеческого актёра заменили на цифрового Джаббу, чей дизайн был разработан для Шестого эпизода. Появились новые полностью цифровые сцены (въезд в Мос Айсли), а что-то и вовсе было удалено и заменено (полёт к «Звезде смерти»). В это же время появились первые признаки нелюбви к Лукасу масс. Вызвано это было вышеупомянутыми переменами, а точнее одной конкретной: сцена с Гридо в кантине была изменена, и начался скандал о том, кто же выстрелил первым – Гридо или Хан. Издание вышло в форматах VHS и LaserDisc 26 августа 1997 года. Кассеты предлагали на выбор широкоэкранные и традиционные варианты фильмов. Также были добавлены дополнительные материалы о создании улучшенных версий. Нельзя забывать и о том, что в это время был полностью изменён стиль оформления продукции по «Звёздным войнам», а кассеты и другие носители обзавелись новым артом, отличавшимся от привычных постеров. Перемены пришлись кому-то не по душе, но это был знак, что наступала новая эра. Продавались как «серебряные» (широкоэкранные), так и «золотые» (4:3) издания. И да, несмотря на то, что это было единственное отличие между ними, многие фанаты покупали оба бокса, ведь они так классно смотрелись вместе на полке! Оригинальная трилогия выпускалась на видеокассетах не менее пяти раз – и это не считая всяких редких и эксклюзивных изданий, которые сложнее выследить. В каждом новом VHS было, как правило, хоть что-то новое, будь то лучший звук, другое соотношение сторон видео или новый арт на обложке. Бывали и уникальные случаи: например, персонаж Лак Сиврак в какой-то версии оказался заменён на антропоморфного слона. Приквелы, новое переиздание ОТ Поскольку выпуск оригинальных фильмов на носителях и в кино привёл к головокружительному успеху (один из слоганов называл фильмы «тремя причинами, по которым строятся кинотеатры»), Джордж Лукас сразу же принялся за создание нового эпизода, который вышел в 1999 году. Первый эпизод принёс немалую прибыль и стал одним из главных блокбастеров года. Весной 2000 года подоспел и домашний релиз: фильм вышел на VHS – и только. Постепенно устаревавший LaserDisc вышел в Японии, а многие страны Азии также выпустили фильм на Video CD - у нас давно позабывшемся формате, известным очень плохим изображением и вместительностью. Примерно в это же время было решено выпустить трилогию классических фильмов ещё раз – в новой упаковке. Включённые в бокс фильмы выделялись обновленным дизайном логотипов, которые теперь напоминали дизайн Первого эпизода и двух последующих. Сами фильмы никак не изменились с момента перевыпуска в 1997, хотя о том, что это «специальное издание», нигде не упоминалось. Дизайн коробки может показаться многим из нас знакомым: именно такое издание выходило и у нас на кассетах. Многие впервые ознакомились с сагой именно так. Стоит отметить, что на то время бокс и правда был оформлен очень хорошо, во многом походив на американский. Также издание стало дважды последним: после него ОТ больше не выходила на кассетах, и больше «Звёздные войны» массово не издавались на LaserDisc. Российские реалии Несмотря на заметно улучшившееся качество видеоряда, многие фанаты были недовольны проделанной работой. Так, фильмы были представлены не в анаморфированном формате, а в 4:3, что привело к появлению чёрных полос на экране. Многие говорили, что можно было сделать гораздо лучше, но это не так, ведь старых киноплёнок с оригиналами попросту не существовало! Уже в 1991 стало ясно, что весь оригинальный материал был в ужасном состоянии. Причин было много, но факт заключался в том, что плёнка жила не больше 6 лет. Из-за всего этого восстановлению подлежали лишь оригиналы THX-версий 1995 года, поскольку других попросту не оставалось. В 2001 году состоялось торжественное издание Первого эпизода на DVD. С момента выхода фильма в кинотеатрах прошло почти два года, и этот фильм стал первым для саги на этом носителе. Разумеется, Лукас не мог быть Лукасом, и не изменить что-нибудь в процессе: некоторые сцены были переделаны или вставлены в фильм, который стал чуть длиннее. Издание воспользовалось всеми преимуществами формата: был доступен аудиокомментарий Лукаса, Маккаллума, Бёртта и других. Тут же появилась и первая «пасхалка» (спрятанный секрет) – неудачные дубли. Для того, чтобы открыть скрытую секцию, нужно было выбрать в меню логотип TXH и набрать 1138 – ещё одна традиционная для Демиурга отсылка на его первый фильм THX 1138. На диск было вставлено множество дополнительных материалов: удалённые сцены, часовой фильм о создании, музыкальный клип на музыку Duel of Fates, постеры, трейлеры, фильм о создании игры Star Wars: Starfighter и др. Сверху я сказал, что «массово» «Звёздные войны» больше на LaserDisc не издавались, и слово «массово» там есть только потому что существует одно очень редкое и очень желанное для фанатов издание Первого эпизода на этом носителе, выпущенное только в Японии. Издание желанно не только из-за одного только факта своей редкости – оно также может похвастаться классным оформлением и приятными бонусами внутри, среди которых бумажный баннер и пачка четырёх уникальных карточек. Что интересно, качество фильма оказалось хуже по сравнению с вышедшими впоследствии эпизодами. Это было исправлено на Blu-Ray версии (а если уж быть совсем точными – в 3D-релизе для кинотеатров), где изображение было восстановлено, а кукольного Йоду заменили на цифрового. Так уж получилось, что худший по качеству DVD-фильм стал самым качественным при переиздании на Blu-Ray. В 2002 году был выпущен Второй эпизод, чьё издание было в многом идентично Первому. Через два же года случилось довольно важное событие: очередной релиз Оригинальной Трилогии, на этот раз только на DVD. Издание включало в себя четыре диска – последний был посвящён дополнительным материалам. Российские реалии Если в 1997 было выпущено «специальное издание», то новый бокс можно с уверенностью назвать «специальным специальным изданием». Изменений было может и не так много, как в 1997, но их всё равно оказалось немало. Впрочем, заметнее всего было то, насколько лучшим стало изображение. Многое было сделано так, чтобы визуально больше походить на трилогию приквелов. На каждом диске присутствовал комментарий Лукаса, Бёртта, Фишер и других; у Пятого эпизода мнением также делится режиссёр Ирвин Кершнер. Что касается изменений, то их было много – как больших, так и не очень. Самым заметным и спорным моментом стало появление Хайдена Кристенсена в конце Шестого эпизода в виде духа Силы, а также появление уже третьего по счёту Джаббы – цифровой Джабба образца 1997 года получил апгрейд. 2005 год стал очень богатым на релизы – был выпущен весь мультсериал Дженнди Тартаковского «Clone Wars», музыкальный DVD, включённый в боксы с саундтреком к Третьему эпизоду, и, конечно, сам заключительный эпизод приквельной трилогии. Визуально и содержательно он во многом походил на предыдущие два – в издании было два диска, один был только с дополнительными материалами. Следует отметить, что это первый DVD, где не было пасхалки с неудачными дублями, хотя секрет всё-таки имелся: видео с рэп-композиции с танцующим Йодой и клонами. Российские реалии После завершения трилогии – новые неспециальные издания и Blu-Ray После стольких специальных изданий фанаты боялись новых правок, но получилось ровным счётом наоборот – для того, чтобы угодить и любителям оригиналов, в 2006 были выпущены DVD с оригинальными театральными версиями без каких-либо правок. Видео было взято прямиком с LaserDisc 1993 года. Следует отметить, что каждый бокс включал два диска – один с изменёнными фильмами, и один с оригинальным. Осенью 2010 стало известно о скором выходе официального Blu-Ray бокса со всеми эпизодами и тремя дисками дополнительных материалов – это где-то 30 часов бонусов. Российские реалии Релиз состоялся осенью 2011 года и порадовал шестиканальным звуком и очищенным видеорядом. Также появилось множество мелких изменений – традиционный штрих Лукаса. Вскоре подоспело и русскоязычное издание, которое ничем не отличалось от американского. Претензии можно предъявить лишь тому факту, что диски с дополнительными материалами переведены не были, зато субтитрами были переложены все комментарии от создателей. Впоследствии сложно выделить действительно важные релизы саги. В США перевыпускали трилогии отдельно в стилбуках или боксах с DVD, но наполнение не менялось. В 2016 году вышло издание Star Wars: The Force Awakens, чей обзор доступен на нашем портале. На дворе 2017, и отношение людей к физическим носителям переменилось – как и сами физические носители. В то время как DVD продолжают удивительным образом удерживать рынок, побеждая, по сути, так же, как и в своё время VHS – ценой и доступностью – Blu-Ray продолжает считаться самым актуальным форматом для любителей качественного звука и изображения. Не так давно в бой вступил новый формат изображения – 4K или Ultra HD. В этот раз, правда, битвы носителей не состоялось – Blu-Ray просто тихо проапгрейдился. Правда, ещё рано говорить о победе «сверхчёткости», а «Звёздные войны» в новомодном формате пока не планируется выпускать. Что касается самих релизов, то они отличаются от того, что было во времена Лукаса. Правда, причину перемен понять сложно. На фоне крепких и симпатично оформленных (речь идёт, конечно, о стандартных, а не «специальных» изданиях) боксов DVD, Blu-Ray смотрится бедно. Виной тому и хлипкий пластик, и отсутствие какой-либо дополнительной макулатуры. Но больше всего изменений внутри: если при Лукасе фильмы старались снабдить как можно большим количеством дополнительных материалов, то сейчас философия заметно поменялась. Они есть, но их мало. Многие приятные мелочи тоже исчезли: раньше все DVD радовали интересной структурой меню, которые в своей интерактивности напоминали маленькие шедевры, а среди дополнительных материалов была масса интересных мелочей – все трейлеры, пасхалки, примеры международных плакатов и многое другое. Если дополнительные материалы и есть, то их делят между разными изданиями – коллекционными, 3D и обычными. Получается, что «полную картину» можно собрать, только купив всё. Теперь никто не удивится, если на обычном издании комментария создателей не будет, но оно появится на более позднем. Очень странно, что сейчас – во времена стриминговых сервисов и широкополосного Интернета – нас никак не хотят привлечь физическими релизами, которые из года в год всё больше теряют актуальность и приобретают нишевой статус. Источники:
|
||||||||||||||
|
|||||||||||||||
13.3.2017, 19:41
Сообщение
#2
|
|
Старый мастер Группа: Участники Сообщений: 539 Регистрация: 19.8.2012 Пользователь №: 20389 Предупреждения: (0%) |
Познавательно! Про Betamax, например, вообще впервые слышу!
|
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 22.12.2024, 18:12 |