Помощник
Здравствуйте, гость ( Авторизация | Регистрация )
Цитаты форумчан
24.5.2017, 11:12
Сообщение
#1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Be Kind, Rewind Группа: Админы Сообщений: 15455 Регистрация: 8.9.2005 Пользователь №: 525 Награды: 4 |
Я честно не знаю, как относиться к Чаку Вендигу. С одной стороны, это самый плодотворный писатель Нового канона, способный зарисовать масштабное полотно, охватывающее множество планет Галактики. С другой – человек, чьи странные и неортодоксальные стилистические решения вновь и вновь вызывают гнев у фанатов саги. Его первая книга многими считается худшим произведением канона – она скучная, персонажи в ней никакие, а события малозначимые, несмотря на обещанный синопсисом масштаб.
Я был искренне удивлён, когда узнал, что автор трудится над продолжением, которое станет частью трилогии. Вендиг – и трилогия? Это очень странно. Слово «трилогия» у любителей почитать что-нибудь звёздное ассоциируется либо с шедеврами Тимоти Зана, либо с ужасами книг о Ландо Калриссиане за авторством Л. Нейла Смита, и казалось, что Вендиг как никогда близок к печальной славе второго. По этой причине я не спешил ознакомиться с книгой, но на днях всё-таки решился. Опасения легко объяснить. Честно скажу, я проглотил и забыл первую книгу, словно горькую пилюлю. Меня прямо-таки оскорбило, насколько безсобытийной и ненужной она казалась: нам ввели новых персонажей, каждый из которых казался скучнее и тривиальнее другого, а событий галактического масштаба так и не произошло. Это мелкая локальная книга без какого-либо веса и вклада в лор вселенной. Вторая книга – совсем другая. Я был честно удивлён, насколько она другая. Да, тут всё ещё персонажи Вендига, всех из которых я благополучно позабыл, и вплоть до середины книги с трудом вспоминал. Джом, Джас… кто? Синджир и Рат Велус… а, это один и тот же человек? Окей. Вендиг создал целый ансамбль персонажей, что смело, но вспомнить их я не смог. Мне не нравится Норра Уэксли, чья драма с мужем и сыном предсказуема и банальна – хоть и не так в рамках вселенной; Синджир, однако, мой любимчик. Циничный мастер пыток из Империи, также известный как самый яркий представитель нетрадиционной ориентации в ЗВ, получился у Вендига превосходно. Его вечная борьба с собой, своими чувствами, своим прошлым и будущим получается зрелищем более интересным, чем большинство боёв, и читать о нём было всегда интересно. Джас Эмари, с другой стороны – типичная охотница за головами, которую всеми силами пытаются перетянуть на светлую сторону со стороны алчной. Ещё одним фаворитом (фавориткой) стала адмирал Рэй Слоан – главнокомандующая Империи, вынужденная играть роль марионетки более могущественному существу. Мазки Вендига стали размашистее, эпичнее, и это пошло книге на руку. Есть люди, умеющие замечательно рассказать о маленьком конфликте одной планеты, но Вендиг не среди них. События глобальные, однако, получаются у него намного лучше. Во всём здесь замечен прогресс: события интереснее, важнее, а к персонажам маленьким присоединяются известные лица, среди которых Хан Соло, Лея Органа, адмирал Акбар и Ведж Антиллес. Никуда не делись и интерлюдии – фирменная фишка писателя. Здесь они, по большей части, удачны; мы видим галактику с разных сторон, а конфликт между Империей и Новой Республики ощущается более «настоящим». Больше всего хочется отметить превосходную зарисовку из жизни военных репортёров, которая оказалась попросту лучшим, что я читал у этого писателя. Коротко, ярко, по живому – пусть довольно просто по сюжету. Момент напомнил «Голодные игры» и дилеммы, которые там поднимались. «Долг жизни» рассказывает о важных событиях. Больше нет маленькой потасовки повстанцев и сбежавших имперцев – всё серьёзно. Мы увидим, как работает политический механизм как Новой Республики, так и Империи. В первой всё быстро возвращается к «норме» – решения принимаются медленно, бюрократический механизм превращает сепаратистов-идеалистов в неповоротливых политиканов. Империя же всё так же поделена; её главный «осколок» представлен в лице непоколебимой Рэй Слоан и таинственного Галлиуса Рэкса, который, подобно одному синелицому адмиралу, вернулся из Дальних рубежей, хвастаясь расположением почившего Императора. Теперь он – де-факто глава Империи, а Слоан превратилась в его пешку. Это последней не нравится, что выливается в весьма любопытную, хоть и вторичную, историю о борьбе за власть. Слоан мне нравится, и читать о ней нескучно, что очень важно, ведь реально интересных героев со стороны Империи всегда недостаёт. Может показаться, что я откровенно хвалю книгу, порой одёргивая себя и вставляя вымученную критику. На самом деле, я не хочу заранее чернить книгу только потому что не понравилась первая, однако в этом творении я нашёл почти столько же негатива, сколько и позитива. И проблема вновь в стиле автора, который нас так раздражал. Открою секрет, я не ругался на стиль первой книги – или уже забыл об этом. Но во вторых «Последствиях» Вендиг просто не давал мне покоя. Тут есть и откровенные оплошности по части общего канона, так и неуместные, как мне кажется, стилистические вольности для книги ЗВ. Начнём с того, что меня очень покоробило. Забавно, что я до последнего приписывал ошибку Вендигу, когда на самом деле должен был отчасти винить Тимоти Зана, чья книга «Траун» сильно противоречит «Последствиям» в одном довольно важном аспекте: вопросе нетерпимости и ксенофобии в рядах Империи. В то время как Вендиг прямо говорит устами Синджира, что ксенофобия была официальной политикой, Зан утверждает, что это не так, мол она присутствовала, но признавать этого никто не хотел. Словам Зана больше верится – как Вендиг объяснит Трауна? «“Aliens” were by and large unwelcome within its labyrinthine order because aliens were seen as different. They were serfs and slaves or, at best, obstacles. They needed to be tamed, removed, or ignored». Но главной проблемой является сам стиль писателя. О нём можно писать много и детально. Начнём с того, что в книге то и дело проскальзывают слишком «земные» названия и имена. Всяких «Тёрнбуллов» как-то читать не хочется. Ещё хуже с оборотами и фразеологизмами. Эта проблема всегда была свойственна «Терре Фантастике» с её «ашмаризмами», но в оригиналах я её не встречал. Но тут просто огромная вереница совершенно земных сравнений и идиом. Я понимаю, что понятные нам сравнения более красочные, чем фразы про всяких гандарков и иже с ними, но стиль Вендига совершенно портит ощущение «далёкости» это вселенной. Да, придумывать существ только чтобы потом придумывать с ними фразы – нердово и нелепо для многих, но так авторы ЗВ поступали десятилетиями. Даже наши переводчики старались с переменным успехом – кто не помнит «ситхово семя» и другую подобную ругань? Но у Вендига чаще всего всплывает земная фауна и земные словечки. «It warms her and chills her at the same time. The fox is pleased with the hen» – это только один из десятков примеров. Красочно? Да. Но чужеродно в литературе по ЗВ. Ну и последнее. Вендиг никогда не казался традиционным писателем ЗВ, и тут – особенно. Такое ощущение, что в «Долге» он перестал пытаться под кого-то косить и решил делать всё по-своему. Это не традиционное произведение по ЗВ во многих смыслах. Иногда – в хорошем, но чаще нет. Так, он напрочь отмёл бытующее среди некоторых любителей саги мнение, что секса в ДДГ нет. Он есть – и его много. Что, в общем-то, не проблема, но вот то, как он его описывает, мне решительно не понравилось. Вендиг не ходит вокруг да около, не старается завуалировать. Нет, он использует метафоры – но не мягкие, а практически вульгарные. Вот некоторые примеры: «[имя] would, given half an invitation, mount him like a turret»; «Then […] and […] are gone. Off to do whatever it is they do. Probably thump like engine pistons». Вот что подобные фразочки делают в литературе по ЗВ? В фан-фиках такого добра навалом, но на то они и фан-фики. Это же… выглядит больше как попытка выделиться. Но таков стиль Вендига. Его книга не богата длительными описаниями и детальными углублениями в лор. Он предпочитает резкие мазки, обилие диалогов и максимально осовремененную речь персонажей, которые порой вообще не звучат, как герои космический саги. Он очень обрывист и порой слишком прост в своём изложении. В то же время, порой ему удаются необычайно сильные моменты, которых совершенно не ожидаешь. Смелость писателя иногда проявляется и с позитивной стороны. Вопрос нетрадиционной ориентации раздражает многих, но он остаётся крайне важен, и я не могу его не затронуть. Известно, что Синджир – лучший персонаж Вендига – по девочкам не ходит. В этой книге мы узнаем больше о его личной жизни, и даже получим яркую (для ЗВ) её иллюстрацию. Эта смелость (нетрадиционная ориентация всплывает в ЗВ и в книгах, и в комиксах, но всегда поверхностно) достойна похвалы, а сам Синджир получился очень реалистичным и приятным героем. Его многогранность и неопределённость делают его запросто одним из самых ярких героев всего нового канона. Кстати, нашлось месту и некоторым намёкам на гомофобию в ЗВ, хотя хочется считать, что тут сыграла паранойя Синджира, а не реальное явление. Хотелось бы, чтобы подобные предубеждения не перенеслись в ДДГ. Кстати, интересно, не придётся ли нашей «Гильдии переводчиков» столкнуться с цензурой?
«Долг жизни» Вендига – книга, которую вряд ли уже назовут худшей в новом каноне. Но Вендиг всё так же остаётся странным писателем, которого сложно понять. В моих глазах, его стиль откровенно не подходит ЗВ, но книги всё равно лучше выше любительской писанины Э.К. Джонстон. Во второй книге наконец-то что-то происходит, есть и твисты, и события галактического масштаба. Первую книгу можно и вовсе игнорировать на неё фоне. «Долг» информативен, любопытен и порой очень ярок. Но Вендиг был и остаётся автором чужеродным, приглашённым. Это не привычные нам Лусено или Зан – его ЗВ более изолированы, и они функционируют по его правилам. Где-то он ошибается, где-то пишет что-то совершенно странное для реалий ДДГ. Не ожидайте откровений, но впоследствии плеваться, возможно, не придётся. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.7.2017, 19:16
Сообщение
#2
|
|
A Guy Walks Into A Bar Группа: Админы Сообщений: 17070 Регистрация: 12.4.2007 Пользователь №: 6385 Награды: 11 |
Цитата(Мэл) Такие, каких между разнополовыми персонажами в ЗВ вроде как и не было никогда. А как же эротические трепыхания Люка и Леи в луже грязи в "Осколке кристалла власти"?) И секс между центральными персонажами в "Потерянных звездах"?) -------------------- ------------------------------------ There is only One. And that's me. ------------------------------------ |
|
|
Текстовая версия | Сейчас: 5.12.2024, 6:32 |