Майкл Джон Муркок
Майкл Джон Муркок (Michael John Moorcock) родился 18 декабря 1939 года в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера. Еще в детстве он переехал в Лондон и жил там до 1993 года. Детство и юношество писателя пришлись на особый период — распад Британской империи. Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве — идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой.
Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), Муркок еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс-колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет Муркок неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути — он участвовал в деятельности группы «Hawkwind» («Ястребиный ветер»), в репертуаре которой много его собственных песен и композиций, организовал группу Deep Fix, с которой выпустил альбом «New World Fair». Увлекался Муркок и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал «Current Topics». Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу «Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии».
В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз — в 1983-м) — на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа «Хоквинд» выпустила около 50 альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час Муркока наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом Майкл весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар — он оказался талантливым редактором.
Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался «Приключения Тарзана», и возглавил Муркок его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия Муркока в жанре «героической фэнтези», начатая в майском номере за 1957 г. рассказом «Соджан-меченосец» (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике «Соджан»). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы).
Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождём и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной как для Муркока, так и для самого Карнелла и его детища — ведущего английского фантастического журнала «Новые миры» (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу Майкл стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, — «SF Adventures» и «Science Fantasy», и быстро добился определенного успеха у читателей, — сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома «марсианской» трилогии, созданной в подражание Э. Р. Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П. Брэдбери). А в 1964 г. журнал «Новые миры» неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором — двадцатичетырёхлетним Майклом Джоном Муркоком.
После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, «Новые миры» стали рупором целого литературного движения — т.н. «Новой Волны». Еще в юности Муркок горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также «человеческого измерения». Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой «Новой Волны» было резко-агрессивное неприятие «классической» научной фантастики. Поэтому писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого Муркока, стали: британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы).
Все годы, пока Муркок редактировал «Новые миры», он не переставал писать. Но лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели «обнаружили» нового писателя — очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически «экипированного» на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах — тут и «твердая» НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и «космическая опера», и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений).
Муркок создал несколько сериалов довольно специфической «героической фэнтези». Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания «на плаву» своего журнала. Однако его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям — в отличие от лишённых сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников «героической фэнтези», герои Муркока обычно — мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они — люди безо всяких приставок «супер» (можно сказать, что именно Муркок стоит у истока современной «героики»).
Перу Муркока также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, — «Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy» (1989). В настоящее время Муркок живёт в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX — начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Он является лауреатом «Небьюлы», Всемирной премии фэнтези и трижды — Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр.
Скитальцы во времени
Повелитель Воздуха (1971)
Левиафан Шагает по Земле (1974)
Стальной Царь (1980)
Хроники Кейна с древнего Марса
Город Зверя (1965)
Повелитель Пауков (1965)
Хозяева Ямы (1965)
Соджан и воины Зилора
Соджан — мечник (1957)
Соджан, мечник с Зилора (1957)
Соджан и море демонов (1957)
Соджан и таинственные степи (1958)
Соджан и сыновья Бога-Змея (1958)
Соджан и чудовищные охотники Норджа (1958)
Клам-хищник (1958)
Дек из Нутара (1957)
Ренс Карто с Берснола (1958)
Хроники Хокмуна
Рунный посох
Драгоценность в черепе (1967)
Амулет Безумного Бога (1968)
Меч Зари (1968)
Секрет Рунного Посоха (1969)
Замок Брасс
Граф Брасс (1972)
Защитник Гараторма (1973)
В поисках Танелорна 1973)
Хроники Корума
Повелители Мечей
Рыцарь Мечей (1971)
Королева Мечей (1971)
Король Мечей (1971)
Серебряная рука
Бык и Копьё (1973)
Дуб и Овен (1973)
Меч и Жеребец (1973)
Сага об Элрике из Мелнибонэ
Элрик: Рождение чародея (графический роман) (2005)
Элрик из Мелнибонэ (1972)
Крепость Жемчужины (1986)
Песнь Белого Волка (Призывание Чёрного Меча) (1994)
Плывущий по морям судьбы (1976)
Элрик на Краю Времени (1984)
Грезящий город (1977)
Когда боги смеются (1977)
Поющая цитадель (1977)
Спящая волшебница (Исчезающая башня) (1971)
Месть Розы (1991)
Похититель душ (1977)
Последнее заклятие (Шутки Хаоса) (1977)
Короли во тьме (1977)
Череда забытых снов (Несущие огонь) (1977)
Буреносец (1965/1977)
Портрет из слоновой кости (2007)
Блуждающий лес (2007)
Чёрные лепестки (2008)
Хроники семьи фон Бек
Пёс Войны и Боль Мира (1981)
Бордель на Розенштрассе (1982)
Город в осенних звездах (1989)
Поток (1963)
Странный сад Филипе Саджиттариуса (1965)
Завтрак с Антихристом (1994)
Дочь Похитительницы снов (2001)
Второй Эфир
Кровь: южная фэнтези (1994)
Невероятные гавани (1995)
Война среди ангелов (1996)
Хроники Эрикезе
Вечный Воитель (1956)
Феникс в обсидиане (1970)
Дракон в мече (Орден тьмы) (1981)
Мечи небес: цветы ада (графический роман) (1983)
Между Войнами
Византия командует (1981)
Карфаген смеётся (1984)
Иерусалим командует (1992)
Месть Рима (2005)
Хроники Корнелиуса
Финальная программа (1968)
Лекарство от рака (1971)
Английский убийца (1972)
Условие Мьюзака (1977)
Энтропийное танго (1981)
Приключения Уны Персон и Катерины Корнелиус в двадцатом веке (1976)
Жизнь и времена Джерри Корнелиуса (сборник рассказов; в расширенной редакции — Новая природа катастрофы) (1976/1993)
Великое мошенничество Рок’н’ролла (1977)
Вопрос алхимика (1984)
Наследство Спенсера (1998)
Приветствие для ракет (1998)
Поджог собора (2002)
Джерри Корнелл
Китайский агент (ранее — Где-то в ночи) (1966/1970)
Русская разведка (ранее — Ученик печатника) (1966/1980)
Край Времени
Чуждый Зной (1972)
Пустые Земли (1974)
Конец Всех Песен (1976)
Бледные розы (1976)
Белые звезды (1976)
Древние тени (1976)
Трансформация Мисс Минг (Мессия на Краю Времени) (1977)
Роскошное платье: вопрос размера на Краю времени (2008)
Сказания об Альбиносе
Дочь похитительницы снов (2001)
Древо скрелингов (2003)
Сын Белого Волка (2006)
Карл Глогауэр
Се — Человек (1969)
Завтрак в руинах (1972)
Обитатели времени
Обитатель времени (?)
Бегство от заката (?)
Отдельные произведения
Разлученные Миры (Багряная игра/Кроваво-красная игра)(1962/1963)
Огненный Клоун (Ветры Лимбо, У врат Преисподней ветренно) (1965/1969)
Сумеречный человек (Берега Смерти) (1966/1970)
Столкновение Времён (1967)
Ледовая Шхуна (1969)
Чёрный Коридор (совместно с Хилари Бэйли) (1969)
Далёкие Солнца (совместно с Дж. Кавторном) (1975)
Спасти Танелорн (1977)
Сон графа Обека (Покоритель Хаоса) (1977)
Глориана, или Несостоявшаяся Королева (1978)
Золотая Барка (1980)
Кристалл и Амулет (совместно с Дж. Кавторном) (1986)
Матушка Лондон (1988)
Серебряное сердце (совместно с Сторм Константайн) (2000)
Волшебница Безмолвной Цитадели (2002)
Доктор Кто: Приход Террафилов (2010)
Награды и премии:Небьюла / Nebula Award, 1967 // Повесть "Се человек / Behold the Man" (1966)
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1972 // Роман — Премия им. Августа Дерлета "Рыцарь Мечей / The Knight of the Swords" (1971)
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1973 // Роман — Премия им. Августа Дерлета "Король мечей / The King of the Swords" (1971)
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1974 // Малая форма "Глаза Яшмового гиганта / The Jade Man's Eyes" (1973)
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1975 // Роман — Премия им. Августа Дерлета "Меч и конь / The Sword and the Stallion" (1974)
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1976 // Роман — Премия им. Августа Дерлета "Пустые земли / The Hollow Lands" (1974)
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1979 // Роман "Глориана, или Неудовлетворенная Королева / Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen" (1978)
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1979 // Лучший НФ-роман "Глориана, или Неудовлетворенная Королева / Gloriana; or, the Unfulfill'd Queen" (1978)
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第17回 (1986) // Переводной роман "Сага об Элрике / The Elric Saga"
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1993 // Премия Комитета
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2002
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2004 // Заслуги перед жанром
Небьюла / Nebula Award, 2007 // Грандмастер
Отсебятина:
Очень любопытный и нестандартный автор, заложивший целый пласт фантастики. Его произведения характеризуются глубоким философским наполнением, выраженным в приключенческой форме. Как правило, под лёгким покрывалом фантастики и фэнтези, скрываются сложнейшие философские концепции, которые автор заботливо упаковывает и доставляет до читателя. Читать Муркока очень легко: он не перегружает читателя бесконечными подробностями и ненужными деталями - всё строго по делу. Но, как ни странно, это не создаёт впечатление схематичности и недоделанности его книг, наоборот, все его произведения крайне гармоничны и, что самое ценное, очень умные. Один из моих любимых писателей в жанре. А уже в плане содержания своих книг, их философского наполнения, ему практически нет равных в современной фантастике/фэнтези.
Более подробная библиография автора
здесь.Сайт русскоязычных поклонников творчества мэтра.
Сообщение отредактировал Дарт Зеддикус - 27.9.2014, 15:02