Нового счастливого дня смерти.
Блин нагородили черти что. Попытались и в комедию, и драму, и трилер...В итоге не получилось ничего.
Начало фильма так вообще не понял. Зачем вставили двойника китайца? Это мне весь фильм покоя не давало, думал объяснят как либо...Так нет.
Пересмотрела вот "Агору", исторический фильм 2009 года про жизнь и трагическую смерть Гипатии (Ипатии) Александрийской, женщины-ученого, жившей на рубеже IV-V века в восточной части Римской Империи. Испанский высокобюджетный фильм, в главных ролях снимаются Рейчел Вайс и По Дэмерон Оскар Айзек (ага) :)
Интересный сюжет, хорошие декорации и костюмы, игра актеров. Неплохой саундтрек и динамические кадры космоса и Земли с низкой орбиты. Даже есть типа экшен: межконфессиональная резня, вандализм разгромы научных учреждений и языческих храмов и погромы евреев, да-да :\ Хорошо передана атмосфера умирающего античного мира, на смену которому приходит христианская эпоха Средних Веков.
Если вдумчиво смотреть фильм, то там нет противопоставления: "хорошее язычество" vs "плохое христианство". Наступает новая эра и она просто другая. Абстрактная наука и философия становятся не так нужны, их заменяет религиозная догма и вера. Потому, что христианская Империя (Византия, в которую уже превращается восточная часть бывшей Римской) – во многом справедливее и ей есть что предложить массе бедняков и рабов, составляющих большинство населения даже в блистательной и высокообразованной Александрии, которой не грозят нашествия варваров. И в фильме это тоже показано. Церковь дает утешение и помогает нуждающимся, которые не нашли бы сочувствия и помощи в старом, языческом мире. Гипатия была маяком уходящего прошлого и уже поэтому была обречена, как я понимаю. Люди не любят тех, кто слишком умничает и выделяется из толпы. А женщина-философ, водящая дружбу с сильными мира сего и к которой прислушивались – раздражала толпу вдвойне...
Есть ряд не историчных моментов. Гипатию задушил ее старый знакомый и бывший раб её семьи, перед тем как её линчевала толпа фанатиков. Гуманистичный момент, но не правдивый. По свидетельству историков, включая христианских – её терзали долго... В фильме Гипатия умерла достойно, стоически приняв свою участь. Было ли так в реальности? Неизвестно. И я этого знать не хочу, если честно...
Так же излишним было возвеличивание в радфемском стиле достоинств и заслуг ученой гречанки. Гипатия была больше философом-неоплатоником, а астрономия была её хобби и помощью отцу - известному астроному и математику. Я сама астроном-любительница (девушка с небольшим телескопом, навыком работы с картой звёздного неба и умеющая расшифровать Oh Be A Fine Girl, Kiss Me)), и понимаю абсурдность попытки показать её чуть ли не предтечей теории эллиптических планетарных орбит Кеплера и закона всемирного тяготения Ньютона :) В "Астрономическом каноне", написанном совместно с её отцом (Теоном Младшим Александрийским) – нет даже свидетельств в пользу поддержки гелиоцентрических взглядов Аристарха Самосского, по дошедшим до нас фрагментам. В общем, политкорректность и радикально-феминистические тенденции в кинематографе – только исказили и придали мерисьюшности образу и без того выдающейся для своей эпохи женщины. Лучше было бы без этого, если честно...
Но фильм очень хороший, тем не менее, и заставляет думать. Каждый найдет в нем что-то своё: христиане - что новый мир лучше старого, несмотря на все издержки в переходный период; атеисты найдут лишние обоснования хейта религии; агностики, вроде меня самой... хм, а что же мы найдем в этой картине? :) Что трудно быть человеком, а "умножающий познания – умножает скорбь"? Наверное... Но я и так это всё знаю, на личном опыте.
P.S. при сцене разгрома фанатиками-христианами Серапиума и Библиотеки – мне что-то вспомнилось варварское уничтожение джедаями ситхской Библиотеки Тайного Знания (Вишас Туван) на Аркании ;)
Справедливости ради замечу, что к этому моменту Александрийская Библиотека – уже была тенью прежней, после нескольких пожаров в античности. Так что почти всё украдено до вас потеряно было уже до событий фильма.
P.P.S. Ах да, чуть не забыла. По Дамерон Оскар Айзек в роли имперского губернатора города и бывшего студента ученика Гипатии, Ореста. Он еще за ней упорно (и красиво) ухаживал, но эта дура философская дева – ему не дала ответила взаимностью. Зря (даже очень), имхо, но ей виднее, впрочем ;)
Смотрел. Очень сильный фильм. Для меня как человека презирающего христианство и что оно сделало с наукой, это было зрелищем.
Как эта толпа черни, своеё верой в Христа уничтожает цивилизацию и отбрасывает всё человечество на 1000 лет назад в плане науки и прогресса.
Сообщение отредактировал borog - 3.3.2019, 22:40